Життя та Стиль
Дозвілля
Концерн «Интер-Фильм» представляет фильм «Бой с тенью 3»
«Бой с тенью 3: Последний раунд» - заключительная третья часть одной из самых популярных и успешных франшиз современного российского кино.
Первый фильм трилогии, «Бой с тенью», вышел на экраны в 2005 году и стал настоящим хитом: при бюджете в $2 500 000 лента заработала в прокате больше $8 000 000. Так велик был интерес к первой полнометражной работе режиссера Алексея Сидорова, автора культового телесериала «Бригада». В кинотеатры зрителей влекло не только громкое имя режиссера, но и сама история: интригующий микс из снятых на голливудском уровне боксерских поединков, фееричного экшна с трюками, погонями и перестрелками и трогательной любовной линии.
Во второй раз боксер Артем Колчин появился на ринге в 2007 году, когда состоялась премьера картины «Бой с тенью 2: Реванш». Режиссерское кресло занял Антон Мегердичев, а Алексей Сидоров выступил как сценарист (вместе с Александром Дорбиняном) и сопродюсер. Сиквел пользовался не меньшим успехом и при бюджете в $6 000 000 принес почти $12 000 000.
Этой осенью в истории полюбившегося всем героя будет поставлена точка. Вместе со звездами трилогии Денисом Никифоровым, Андреем Паниным и Еленой Пановой «Последний раунд» в качестве режиссера вновь провел Алексей Сидоров. «Бой с тенью» стал еще более динамичным, зрелищным и драматичным, а Денис Никифоров в роли Артема Колчина достиг пика формы. Третий фильм станет своеобразным нокаутом зрителю. Это будет мощнейший и незабываемый финал удивительной истории о борьбе на ринге и в жизни.
Позади 11 раундов, но ничего еще не решено. С ударом гонга начинается «Последний раунд»…
Режиссер-постановщик: Алексей Сидоров
Авторы сценария: Алексей Сидоров, Александр Высоковский, Егор Головенкин
Оператор-постановщик: Дмитрий Яшонков
Художник-постановщик: Екатерина Кожевникова
Композитор: Максим Золотов
В ролях: Денис Никифоров, Андрей Панин, Елена Панова, Дмитрий Шевченко, Михаил Горевой, Бату Хасиков
Жанр: экшн /драма /приключения
Производство: «Шаман Пикчерс» по заказу «Централ Партнершип»
Выход в прокат: 17 ноября 2011 года
Алексей Сидоров, режиссер-постановщик
О том, как родилась история боксера Артема Колчина
Никаких фиксаций в отношении бокса у меня нет. С тем же самым успехом Артем Колчин мог бы быть… шахматистом. Кроме шуток! Я серьезно думал написать сценарий об ослепшем шахматисте. И это тоже был бы экшн. Кстати, надо будет вернуться к этой истории, потому что это хорошая вещь. Прагматически я понимал, какую линию надо развивать: если бы после «Бригады» я метнулся в сторону и сделал фильм о лютиках-цветочках, это было бы слишком неожиданно. Мне хотелось, с одной стороны, продолжать работать в некой сопоставимой эстетике, нести сопоставимое послание, а с другой – по возможности быть подальше от темы криминала. Плюс, чтобы в основе был какой-то благородный персонаж. Не «кривой», не пропавшая душа: с героями-потерянными душами, как они называются по сценарной классификации, я работал несколько лет – к благородству.
О том, каково было возвращаться к проекту в качестве режиссера
Возвращаться было тяжело, потому что, когда я приступил к съемкам, я осознал, что не снимал семь лет. Все это время, я очень хотел, я знал, что нахожусь в прекрасной режиссерской форме, но раз за разом проекты отчего-то не срастались…
Изначально предполагалось, что «Последний раунд» будет снимать другой режиссер, но затем – из-за кризиса и других финансовых обстоятельств – инвесторы решили, что это слишком большой риск и его предложили мне, а я ответил – окей, давайте попробуем! Это будет приключение. Через месяц я уже был на первом выезде на натуру.
Сделать фильм за те деньги, которыми мы располагали, со съемками в Азии, с таким количеством экшна, со сложными объектами и персонажами - это был вызов. Я долго не снимал, но почему бы не попробовать второй раз войти в ту же воду? Тем более, мне хотелось показать, что франшиза жива, что в ней заложен не реализованный в предыдущих картинах энергетический потенциал. Я изначально поставил задачу вывести франшизу на качественно новый уровень
Впереди была перспектива отлично провести время в Азии и сделать убойный экшн. Тогда я еще не понимал, до какой степени это будет сложно, но в Гонконге и Таиланде нас поджидали кровь, пот и слезы.
О совмещении режиссерских и продюсерских обязанностей
На выходе совмещение режиссерских и продюсерских обязанностей, как оказалось, – это очень полезно. Особенно, если ты ответственно и всерьез относишься к обеим ипостасям, не манкируешь чем-то и несешь весь груз забот, которые связаны с этими функциями. Но в процессе – это просто мучительная пытка, ад и ужас. Это постоянная борьба, как у доктора Джекила и мистера Хайда. Оператор, помню, возмущался: снимаем кино, а режиссер не режиссером работает, а продюсером. (Смеется) Вместо того чтобы, кровь из носу, доснимать то, что тебе необходимо, ты говоришь: «Смена закончена, все в порядке!». Людям, конечно, было непривычно. Потому, что режиссер обычно встает в третью позицию, бьет копытом и отказывается заканчивать, пока не добьется желаемого. По крайней мере, режиссер должен себя так вести, он должен быть маньяком, иначе грош ему цена. Это борьба, это война и дым коромыслом, но именно это помогает произвести достойный продукт… В этом смысле было очень тяжело, и в процессе я постоянно метался. Пришлось эволюционировать – в какой-то момент я превратился, скорее, в продюсера. Но в целом, это было ужасное раздвоение, какое-то психиатрическое состояние.
О съемках
Буквально каждый день съемок был вызовом, но такого я до этого реально никогда не видел, это было удивительно… Снимали в Азии сцену, в которой машина взрывается и с обрыва летит в воду. Я хотел, чтобы летела она гипертрофировано, вращаясь, как волчок, и это должно было быть синхронизировано со взрывом. У нас был огромный тяжеленный Land Rover Defender, который, хотя мы его разгрузили (убрали движок, например), все равно весил порядка двух с половиной тонн. Эту махину подвесили на растяжках, на каких-то кранах – гонконгские специалисты придумали какую-то хитроумную конструкцию. Но в день трюка, как назло, у нас все не заладилось и на съемку у нас осталось буквально полчаса светового режима (а в Таиланде солнце падает мгновенно и всегда в одно и то же время). А ведь к этому моменту готовились несколько недель... И вот после команды «Action!» машина очень красиво взлетает… но что-то происходит с тросами, она запутывается, повисает и начинает раскачиваться туда-сюда. Ко мне подходит гонконгский специалист – очень известный постановщик трюков Ридли Цуи : на нем лица нет, он, кажется, готов сделать харакири. «Прости меня, я сделал все, что мог…», - говорит. А я ему: «Ты можешь сделать второй дубль?». И это я спрашиваю за 20 минут до окончания света! То есть им надо успеть машину достать, перезарядить, снова подвесить на тросы, а нам - снять. И мы все-таки сняли этот второй дубль! У меня было подлинное ощущение чуда. Любой человек, который знает, что такое кино и что такое трюковая работа, меня поймет. Я до сих пор не понимаю, как это технически можно было осуществить с такой скоростью… И вот такие моменты они происходили практически каждый день. Так что «Последний раунд» для меня и моей команды, для всех нас, был жизненным экспериментом. Мы накачали картину таким количеством энергии!.. Она должна просто прорывать экран и выпрыгивать в зал.
Еще я горжусь двухминутной сценой погони в контейнерном порту. В ней участвовало пять машин. И мы не разбили и не повредили ни одной! Я не мог по бюджету себе этого позволить. Но сцена взрывает мозг. Она сделана, что называется, на коленке – за счет техники и каких-то придумок… А как мы бросали полноразмерный макет вертолета в море в десятках километров от берега! У нас была огромная экспедиция, просто побег белых из Крыма: с десяток катеров, две колоссальных баржи, десятки аквалангистов. Штормило. Это было похоже на общевойсковую операцию. И в какой-то момент я посмотрел на происходящее как бы со стороны и подумал: «Боже, что я здесь делаю?! На самом деле я хочу снимать кино про любовь, про добрые нежные чувства, про человеческие проблемы. Вместо этого у меня происходит какой-то бешеный трэш!». На самом деле, мне это в удовольствие, конечно!
О жанре фильма и формате 3D
Начиная с первого «Боя…», наши фильмы многие воспринимают как исключительно мужской продукт, а это категорическая ошибка. Ведь это не какой-то сугубо жанровый «мордобой»-экшн: там есть серьезная эмоциональная история, есть история человеческой эволюции, семейный конфликт, который является сюжетообразующим. И на самом деле это кино о любви. Что бы ни происходило – это мотивировано любовью, она движет поступками всех героев, не только Артема Колчина, но и его антагониста в исполнении Андрея Панина. Это очень важный посыл, который мужская аудитория зачастую недооценивает, а женщины - с их природным чутьем и вниманием к таким элементам - хорошо считывают.
На конвертацию фильма в формат 3D я согласился не сразу, но потом решил, что в этом есть свои плюсы. А первые результаты меня и вовсе успокоили: пока то, что я видел, это очень хорошо.
Об исполнителях главных ролей
Со времен первого «Боя…» наши отношения с Денисом Никифоровым, Андреем Паниным и Еленой Пановой эволюционировали: прекратилась работа режиссера с актерами, мы перестали общаться на уровне обсуждения персонажей. Нам просто не о чем говорить: каждый из них знает своего героя, как облупленного. Я их поправлял только в каких-то мелочах: просил сказать поразборчивее или повернуться иначе… Ребята, как всегда, молодцы. Я очень благодарен Андрюше, который был феноменально готов к роли. Помню, мы уже были в Гонконге, а Андрей только прилетел сниматься. Захожу в наш продакшн-офис, смотрю – сидит здоровенный мужик с косичкой, спина такая мощная. И тут он оборачивается: ба, Андрей Владимирович! Так что он специально много плавал, косичку отращивал. Денис тоже очень серьезно подошел к подготовке: занимался, тренировался, как спортсмен, на выносливость, на скорость, чтобы выглядеть на ринге динамичным и пластичным. На съемках он много импровизировал, точно и хлестко, что стало для меня приятной неожиданностью. Не знаю, в результате чего в нем это открылось – не спрашивал.
С Леной, как и с ее партнерами, все было замечательно – ничего не надо было поправлять. Вообще, это здорово сознавать, что, когда ты занят, когда у тебя, к примеру, какие-то продюсерские проблемы, ты можешь быть уверен в ребятах: они справятся, они все знают, не нужно над ними трястись. Мы семья.
Бату Хасиков стал частью нашей семьи. Он – волшебник. Я к нему с большим уважением отношусь. Спасибо ему за то, что он не покалечил Дениса, а я поначалу очень беспокоился. Хотя у него все равно рука тяжелая и Денису доставалось, притом, что Бату работал даже не в пол силы, а в четверть, наверное. И памятный жутковатый эпизод нам организовал не Бату, а Денис. Мы снимали в хромакейном павильоне очень сложную многоударную комбинацию: камера ездила вокруг них, и им нужно было раз за разом повторять удары, уходы, уклоны, блоки и отыгрывать попадание. Снимали мы это на рапиде и по «сюжету» этой комбинации Бату должен был получить от Дениса. Так что Бату всегда раскрывался и ловил момент, а Денис должен был руку останавливать. И вот в какой-то момент я отошел, а когда возвращался, услышал – повисла тишина, а потом раздались какие-то крики. Смотрю на монитор: в рапиде правый прямаой Дениса Никифорова размашисто летит в подбородок Бату Хасикову. Подбородок сминается в сторону, Бату почти приседает на колено… Этот феноменальный момент есть в картине. И я за него Бату очень благодарен. За то, что он не включил рефлекс профессионального боксера – ответить немедленно. За то, что он сумел себя проконтролировать. Надо было видеть глаза Дениса после этого удара!.. Он бросился к Бату, извинялся… Все было в порядке: они продолжили, мы досняли эпизод и потом еще 10 дней снимали этот бой.
О «Последнем раунде» как о финале истории Артема Колчина
На этапе написания сценария я решил – на этом надо заканчивать. Тройка – хорошее число. Нельзя скатываться в эксплуатацию одной и той же темы. И если в случае с тем же «Рокки» история не выходит за пределы спорта и может продолжаться и продолжаться, то в случае с «Боем…» дело обстоит иначе. Если бы у нас была достаточная чисто спортивная аудитория, то не было бы проблем: можно было бы сосредоточиться на боксе, придумывать коллизии вокруг него и так снять хоть «Бой с тенью 25». Но невозможно добиться того, чтобы сюжет каждый раз был хлестким и «цеплял» аудиторию из разных социальных и возрастных групп… Так что закончить франшизу – это было логичное решение. И закончить ее мне хотелось красиво. Может, отчасти поэтому я взялся снимать «Последний раунд».
Я люблю всех актеров, все коллективы, с которыми меня свел «Бой», так что расставаться с Артемом Колчиным, конечно, жалко. Но, с другой стороны, – каждому овощу свое время. Надеюсь, что мы закончим на достойной ноте.
Об успехе франшизы
Вещи, которые сделаны профессионально, искренне и с пониманием желаний аудитории – они не могут не быть успешными. Подчеркну – именно с соблюдением всех трех компонентов. Если один из них отсутствует, то никто ничего не гарантирует.
Денис Никифоров, актер, исполнитель роли Артема Колчина
О своем герое Артеме Колчине
Признаюсь честно: мне очень хотелось, чтобы третья наша встреча с Артемом Колчиным стала последней. С Артемом мне «общаться» поднадоело. Хотя, конечно, он – брат мой. Он будто приезжает раз в два-три года, поживет у меня и уезжает. Эдакий родной брат, с которым у вас не то чтобы очень уж теплые отношения: без него в принципе можно жить, но с ним – лучше, он все-таки нужен.
Имидж Артема для третьей части у нас сложился спонтанно. Я вернулся из одной поездки небритым и пришел на встречу к Алексею, и он сказал – а давай таким тебя и оставим. Давай! «Может, что-нибудь поэкспериментируем с прической?». Ну, окей… Так что никакой идеи и никакой концепции. Но получилось прикольно.
О подготовке к роли и партнере Бату Хасикове
До съемок мы полтора месяца тренировались, живя в Подмосковье в доме у друга. Все поселились семьями – мы с женой, тренеры, каскадеры. По утрам у нас была боксерская тренировка, по вечерам мы занимались с железом. Бату Хасикову с нами тренироваться, конечно, было не нужно. Мы с ним знакомы еще со второй части – он тогда сыграл одного из моих «секундантов» на ринге. Бату уже и тогда был чемпионом, но не таким известным, как сейчас. С тех пор он достиг еще большего.
Особых сложностей во время работы над сценой боя у нас с ним не было, ведь я все отработал за те полтора месяца репетиций, так что потом, когда мы с Бату пришли на ринг, мы просто исполнили то, что нужно.
В жизни со спортом у меня, в принципе, никаких отношений – отжимания, пресс, ничего особенного. Но многие режиссеры видят во мне спортсмена – вот и сейчас я играю чемпиона, но уже по теннису.
О съемках
От съемок в Азии впечатления остались незабываемые. Пришлось и по городским и по природным джунглям «полазить». Правда, вокруг Гонконга никаких джунглей вообще нет, и за ними пришлось ехать в Таиланд, где еще остались хоть какие-то насаждения.
Не обошлось, конечно, без экстрима: у нас, например, снимался кенгуру и настоящие кобры. Мне вот приглянулась прекрасная черная девочка, метр восемьдесят в длину. Очень-очень жалко, что ей зубки обрезали, но иначе мы бы с ней в кадре не поладили… Самая сложная сцена тоже была экстремальной: мне пришлось в наручниках выплывать с шестиметровой глубины в открытом море. Причем о том, что я буду в наручниках, мне сказали буквально за день…
Еще одно яркое воспоминание – три смены по 12 часов я проходил со сложным гримом, изображающим шишки, синяки и кровоподтеки на лице, да такие, что глаза у меня были почти закрыты. Так что я смотрел на всех немножко свысока, потому что исподлобья смотреть было невозможно. Не очень приятное было ощущение.
Вообще, атмосфера на проекте была отличная. Трогательные и нежные чувства вызывала работа с Леной Пановой и нашей с ней экранной дочуркой, которую сыграла потрясающая девочка. Мы нашей компанией, в которую входили ребята из съемочной группы и Андрей Панин устраивали веселые междусобойчики… Приятно вспомнить!
О том, чем «Последний раунд» отличается от предыдущих частей
Алексей Сидоров на этой картине был не только режиссером, но и сопродюсером – это накладывало свой отпечаток на работу. Плюс, это был восток. Дело тонкое. Да и роль у меня строилась с сознанием того, что конец близок. Это давало некий надрыв и подъем. В этом смысле «Последний раунд» получился совершенно особенным и непохожим на первые два фильма.
Алексей Гусев, супервайзер проекта
Наша компания Algous Studio работала на многих проектах, Но «Бой с тенью 3» стал действительно особенным для нас. С самого начала было ясно - проект будет сложный. Основная сложность заключалась в том, чтобы успеть за эти сроки и сравнительно небольшой бюджет реализовать то, что было написано в сценарии. Это с одной стороны- творческая, а с другой – абсолютно техническоорганизационная работа. Алексей Силдоров – максималист, он хочет много и знает как именно он хочет. . Я впервые встречаю такое сочетание перфекционизма и в тоже время адексатного отношения к возможностям. Леша настоящий генератор идей – не пассивный исполнитель, а участник всего процесса. У нас сложилось такое креативное партнерство.
Одними из самых запоминающихся, конечно стали съемки в Азии. Мы прилетели туда за месяц до съемок, чтобы все узнать, договориться с местными техническими службами. Гонконгская школа – выше всяких похвал. У нас были большие запросы, нужен был определенный вертолет, определенные джунгли итд, но, когда, например, стало понятно , что в джунгли вертолет падать не сможет, режиссеру было предложено, чтобы вертолет падал в море. В результате, это одна из самых эффектных сцен в фильме.
Я уверен, что «Бой с тенью 3: Последний раунд» понравится всем. Для тех, кто видел и помнит первые две части – здесь такое яркое развитие главного героя – Артема Колчина. Для тех, кто посмотрит Бой 3, как отдельный фильм – это настоящее приключенческое кино, что сильно отличает его от большинства наших картин. Это фильм, сделанный на абсолютно голливудском уровне.
Илья Груздев, музыкальный продюсер фильма
«Последний раунд» - это пятый наш с Алексеем Сидоровым совместный проект, так что общий язык нам искать не пришлось. Работа над музыкой шла около полугода. Думаю, в итоге у нас получилось как минимум не хуже, чем в предыдущих двух фильмах.
Саундтрек представляет собой серьезный и интересный коктейль. Композитором выступал Максим Золотов (он написал один трек ко второму «Бою…» - тогда мы и познакомились) и к нему добавились популярные DJ и молодые команды.
Картинка в фильме очень динамичная, яркая и выглядит по-западному в хорошем смысле слова, и нашей задачей было создать музыку не хуже картинки, то есть должным образом поддержать видеоряд. Полагаю, мы этого результата достигли. Мне даже кажется, что третья лента по музыке получилась самой современной: в ней у музыки самое плотное, жесткое, не сказать агрессивное, но – бойкое звучание.
После премьеры в продаже появится саундтрек «Последнего раунда», и я уверен, что он будет интересен и тем, кто кино не посмотрит – просто как пластинка. На диске будут не только инструментальные, но и вокальные треки – дуэт хип-хопера Стима и Сацуры, песни набирающей обороты московской группы «Нефть» и работы других исполнителей. Плюс в качестве бонуса на диске будет выпущена и музыка, которая, увы, не уместилась в фильм. Музыка отличная, поверьте.
Музыка к фильму «Бой с тенью 3 – Последний раунд»
Режиссер фильма Алексей Сидоров известен особым отношением к музыкальной дорожке своих фильмов. Вместе с композитором и музыкальным продюсером он принимает активнейшее участие в работе над саундтреком и скрупулезно воплощает свои идеи в жизнь. Именно поэтому музыка ко всем фильмам (начиная с «Бригады»), где он выступал в качестве режиссера и/или продюсера, зажила отдельной жизнью и получила признание как широкой публики, так и деятелей музыкальной и киноиндустрии.
Работа над музыкой к фильму «Бой с тенью 3 – последний раунд» началась в январе 2011-ого года и заняла около десяти месяцев. Перед создателями стояла серьезная задача - не уронить высокую планку качества, заданную еще первыми двумя частями трилогии, над музыкой для которых трудились такие известные музыканты, как Алексей Шелыгин, Apocalyptica, Triplex, Серега, HarDrum и другие. Саундтрек к первому фильму был признан самой продаваемой пластинкой с киномузыкой в 2006-ом году в России, получив премию «Рекордъ», а также множество музыкальных номинаций, в том числе номинации МТВ.
Автором музыки третьего фильма стал композитор, аранжировщик и продюсер - Максим Золотов. До проекта «Бой с Тенью 3» он принимал участие в написании саундтреков к фильмам и сериалам «Закрытая школа», «Мужчина во мне», «Тридцатилетние», «Здесь кто-то есть» и др. Его имя также хорошо знают артисты популярной музыки, за 15 лет работы аранжировщиком, звукоинженером и музыкальным продюсером Максим успешно сотрудничал со многими звездами российской эстрады и танцевальной сцены. ««Бой с Тенью 3» - необычайно интересный проект. Я рад, что Алексей Сидоров выбрал меня композитором фильма. С Алексеем мы сделали все для того, чтобы музыка фильма звучала качественно и актуально, и я считаю, что у нас это получилось» - комментирует Максим.
Музыкальным продюсером фильма стал Илья Груздев, ранее работавший на таких фильмах, как «Бой с тенью» (1 и 2), «Охота на пиранью», «Слушая Тишину», «Стритрейсеры», «Темный Мир» и др. Илья помимо всего прочего предложил ряд композиций и исполнителей, которые гармонично дополнили музыку композитора.
Главным зарубежным артистом саундтрека стал Amon Tobin – артист культового английского лейбла Ninja Tunes, один из самых влиятельных электронных музыкантов последнего десятилетия. Две его композиции «Four Ton Mantis» и «At the End of the Day» стали неотъемлемой частью звуковой картины фильма, а одна из них прочно закрепилась за одним из главных героев фильма.
Некоторая общая музыкальная преемственность франшизы «Бой с тенью» была достигнута за счет того, что некоторые участники саундтрека работали над музыкой и для предыдущих фильмов: Максим Золотов был автором одного из ключевых треков во втором фильме, популярный ди-джей Андрей Иванов (Triplex), бывший аранжировщиком и саундпродюсером первого фильма, предложил для третьей части одну из своих композиций. Сацура, работавший с Серегой над песнями также для первого части трилогии, на это раз уже вместе с известным рэпером Стимом (St1m), сделал для фильма отличный финальный трек. Кроме того у всех трех фильмов один музыкальный продюсер.
Среди других артистов, которые внесли значительный вклад в музыку фильма, стоит упомянуть московскую рок-группу Nефть, которая не только предоставила для фильма несколько своих песен (в том числе один из самых драматичных музыкальных номеров – песню «Янтарь»), но и записала для фильма несколько песен в соавторстве с композитором. Песни группы ранее использовались в саундтреках к фильмам «Темный мир» и «Пикап. Съем без правил». Другими важными участниками стали одни из самых известных и востребованных российских ди-джеев - DJ Feel (№2 по версии Promo DJ) и DJ Matisse (№1 по версии TOP 100 DJ) – c актуальным танцевальным хитом «Shout».
По традиции саундтрек к фильму на пластинке и в цифровом виде выйдет в свет и окажется на прилавках музыкальных магазинов к премьере фильма в ноябре 2011 года. В альбом войдут, как наиболее яркие композиции, использовавшиеся фильме, так и треки популярных исполнителей, близких по звуку и идее истории фильма. Создатели пока не раскрывают всех секретов и уверены, что поклонники фильма и меломаны откроют для себя в музыке саундтрека немало интересных сюрпризов.