Політика
Україна
Оранжевая революция: семь лет назад…
Сегодня - годовщина Майдана. Семь лет назад, 22 ноября 2004-го, Майдан Незалежности в Киеве собрал несогласных с происходящим в стране. Сотни тысяч людей вышли на улицы, узнав что официальные предварительные результаты выборов между действующим премьер-министром Виктором Януковичем и кандидатом от оппозиции Виктором Ющенко значительно отличаются от данных экзит-поллов.
Сторонники Ющенко и иностранные наблюдатели из Европы и США заявили, что выборы проведены с многочисленными нарушениями и такие расхождения являются результатом подтасовки в пользу «проправительственного» кандидата.
Своим голосом
Изменения Конституции… Конечно, они назрели. Вы ведь давно не перечитывали нашу Конституцию? А там написано:
Статья 1. Гражданин Украины имеет право воровать и быть обворованным.
Статья 2. Гражданин Украины имеет право обманывать и быть обманутым.
Статья 3. Гражданин Украины имеет право унижать и быть униженным».
Там много таких статей. Говорят, там даже есть статья с обязанностями:
«Гражданин Украины обязан избрать президентом г. Януковича».
Пожалуй, эту Конституцию действительно нужно менять. Хотелось бы, чтобы в ней было написано, что украинский гражданин имеет право на свободу, имеет право на существенную разницу между выборами и концом света. С такой конституционной реформой можно и поторопиться. К остальным вариантам я равнодушен. В отличие от г. Януковича я могу распорядиться только своим голосом и, полагаю, полезным, чтобы г. Янукович знал: я, Сергей Иванов, украинский гражданин, голосовал за Виктора Ющенко в первом туре и буду голосовать за Ющенко во втором.
Я хочу, чтобы г. Ющенко знал: если он будет строить иную страну, чем обещал, я буду считать его г. Януковичем. Последний месяц у нас в стране большая путаница с фамилиями.
Сергей Иванов, шеф-редактор, «Контракты», ноябрь 2004г
LE FIGARO: Война между двумя Украинами
...После острой борьбы первого тура Кучма, Путин и местное КГБ попытались использовать всю свою власть для победы своего кандидата, но в то же время последний собрал в первом туре достаточно голосов, чтобы почти можно было верить в победу, которая не была бы совсем уж незаконной.
Короче говоря, налицо все условия для противостояния, на этот раз фронтального, между Украиной Ющенко и Украиной Януковича, которое, если не принять мер предосторожности, сможет вылиться в противостояние новой расширенной Европы и новой путинской России...
Три гетмана
Киев запомнит эти дни надолго. С наступлением темноты по улочкам, прилегающим к центру, рыскают стайки подозрительных молодых людей, одергивают прохожих с оранжевыми ленточками, цепляются к женщинам. Группки неместных уголовников появляются в метро, обступают и задают душевный вопрос: «Слышь, братишка, ты че, па-русски не понимаешь?». Тут же скапливаются оранжевые, а чисто конкретные юноши растворяются в толпе. На улице Старонаводницкой, обрамляющей элитный столичный район «Царское село», 24-го поздно вечером корреспондент Контрактов насчитал шесть групп человек по сто каждая с металлическими дубинками в руках. Корреспондент позвонил «02».
— На Старонаводницкой человек 600 со стальными палками явно недружелюбного вида.
— Они кого-то бьют?
— Нет. Пока ждут. Но их, наверное, привезли под охраной ГАИ.
— А вы где находитесь?
— Еду по мосту Патона.
— Вот и едте оттуда.
— Но...
Странно, что люди теряют свою гордость и позволяют себя использовать. Странно, что железный прут считают веским аргументом диалога. Странно, что бандиты живут не по понятиям. Странно, что многие милиционеры на деле оказываются ментами. В столице, увы, стало опасно. Киевляне, конечно же, боятся уголовников, но вполне способны не простить такого надругательства над столицей. Хочется верить, что хватит терпения им и ума нам не сделать реальностью хамское высказывание Шарикова — «у самих револьверы найдутся».
Политическая спецоперация
До сих пор не понимаю — на каком основании вечером в воскресенье 21-го сторонники Ющенко начали расслабляться и даже праздновать победу? Победитель определяется скучно-бюрократическим подсчетом голосов и никак иначе. Динамика первой поствыборной ночи продемонстрировала неумение удерживать и наращивать тактическое преимущество. Что, кстати, стало понятно еще на парламентских выборах 2002 года, где «Наша Украина» была несомненным фаворитом, однако в результате неуловимых, но мастерски проведенных провластными фракциями мероприятий, оказалась в обидном меньшинстве. Иначе говоря, победить в выборах мало — главное сберечь и приумножить победу!
Знакомство с хрониками уличных митингов и «триумфальным шествием» признания Ющенко по городам и весям показало парадоксальную истину: у оппозиции не было серьезного плана экспроприации власти. Выступления ораторов, установка палаток, «оранжевые» концерты, поддержка Запада... А где стратегия? По какой технологии нынешняя власть уйдет с политарены? Подозрения в том, что оппозиция митингует в ущерб серьезной работе и анализу, подтвердились 24-го, после того, как ЦИК официально объявила победу на выборах Януковича. В ответ Юлия Тимошенко огласила стратегию, согласно которой основные действия будут идти двумя путями: правовым и путем народного сопротивления. Оппозиция намерена оспорить решение ЦИКа в Верховном Суде, сторонники оппозиции начинают формировать группы сопротивления. Чтобы избежать кровопролития и жертв, оппозиция будет действовать «по четкому плану». План, видимо, в том, чтобы «брать в осаду Администрацию Президента и все другие госучреждения», блокировать дороги, аэропорты и другие стратегические объекты.
Александр Дмитренко, «Контракты», ноябрь 2004г
Победивший народ непобежденной страны
Кажется, на наших глазах рождается история. Точнее будет сказать иначе: наконец-то граждане страны становятся ее истинными творцами. Нам выпала редкостная удача оказаться в эпицентре событий, которые почти наверняка станут легендой. Первой легендой в новейшей истории страны. Первой легендой, заслуживающей многократного пересказа и достойной пристального внимания потомков. Именно легендой, а не очередным мифом, пополнившим отечественную книгу бытия.
Согласен, звучит несколько напыщенно, и, возможно, кому-то подобный пафос покажется надуманным. Что собственно произошло? Состоялся второй тур президентских выборов. Один кандидат одержал формальную победу, другой поставил законность этой победы под сомнение. После чего официальный неудачник оспорил итоговый результат в Верховном суде. А его сторонники организовали массовые акции протеста, центром которых стала главная столичная площадь. При этом каждая сторона считает себя правой.
Так чем же уникально происходящее сегодня в Украине? Чем «оранжевые» выступления осени 2004-го принципиально отличаются от многолюдных патриотических митингов конца восьмидесятых — начала девяностых? От масштабных стачек 93-го? От протестов времен кассетного скандала? Не торопятся ли те, кто берет на себя смелость говорить о становлении в Украине гражданского общества? Не выдают ли желаемое за действительное те, кто с каждым днем все упорнее твердят о стремительном и неотвратимом превращении жителей в народ?
Едва ли кто-либо сегодня в состоянии дать не просто вразумительный, но и объективный, лишенный эмоций, ответ на поставленные вопросы. Вряд ли найдется способный трезво оценить истинное значение происходящего.
Пожалуй, впервые в истории независимой Украины политические акции носят действительно всенародный характер. И дело не только в их беспрецедентной масштабности и географической репрезентативности. Впервые политика сумела так необъяснимо быстро и так удивительно легко объединить столь не похожих друг на друга людей.
Сергей Рахманин, «Зеркало недели», ноябрь 2004г
Фоторепортаж с Майдана Незалежности 2004 года можно посмотреть здесь