Бізнес
Фінанси та банки
Взыскание задолженности: приключения иностранных кредиторов в Украине
В последнее время в Украине все чаще стали говорить о привлечении международного торгового финансирования под товарные операции, покупку оборудования и реализацию проектов с иностранными экспортерами.
Отечественные предприниматели уже сделали для себя выводы о выгодности данного инструмента. Это показала и практическая часть Второго международного семинара по торговому и проектному финансированию, где были представлены примеры украинских компаний, которые уже закрыли такие сделки при участии экспортных кредитных агентств Atradius, финансирующего банка Rabobank и компании IBcontacts.
Однако существует и обратная сторона медали. ЭКА, застраховавшие финансовые риски иностранного поставщика и зарубежного финансирующего банка, становятся основным заложником ситуации в случае неплатежеспособности иностранных покупателей.
Простые истины
Получив страховой полис от ЭКА в своей стране, экспортер может совершенно безболезненно отгрузить товары украинскому покупателю на условиях отсрочки платежа, так как все коммерческие и некоммерческие риски поставленного товара берет на себя ЭКА. В некоторых случаях вследствие экономической нестабильности, неправильного финансового планирования, роста дебиторской задолженности, а также глобальных кризисных явлений, импортер не в состоянии рассчитаться за поставленные ему товары. В таком случае экспортер, как правило, принимает во внимание один из двух вариантов последующих действий: согласовать план погашения задолженности непосредственно с покупателем либо же, если это невозможно, или такой план не выполняется покупателем – обратиться с целью получения страхового возмещения напрямую к ЭКА. В случае обращения экспортера в ЭКА с заявлением о выплате, последнее на основании страхового полиса выплачивает, как правило, до 85% стоимости контракта экспортеру в случае наступления коммерческого риска и до 90% в случае наступления некоммерческого (политического) риска.
Как это работает
Естественно, после того как экспортер получает страховое возмещение от ЭКА, он, как правило, не имеет претензий к импортеру, так как право требования долга с этого момента принадлежит соответствующему ЭКА. После получения права требования долга ЭКА инициирует процедуру взыскания задолженности с украинского импортера. Для этого большинство ЭКА имеют либо своих специалистов в стране местонахождения покупателя, либо же нанимают опытных юридических консультантов.
Следует отметить, что в период кризиса и после к экспертам компании IBcontacts все чаще стали обращаться представители иностранных ЭКА с просьбой помочь с проблемными заемщиками из Украины. Сегодня компания IBcontacts является довереннным лицом по управлению задолженностью торговых компаний из Украины и региона СНГ уже более чем десяти иностранных ЭКА. Таким образом, экспертам IBcontacts приходится играть роль посредника между иностранными ЭКА и отечественными компаниями, которые часто не могут заплатить за доставленный товар по весьма объективным причинам. В этих случаях наши эксперты структурируют долги, предлагая наиболее оптимальные для обеих сторон решения, когда кредитная корпорация может получить свои «кровные», а украинская компания сберечь международную репутацию.
Количество компаний-должников по внешнеэкономическим контрактам в Украине растет. Так, по официальным данным, полученным экспертами компании IBcontacts при работе с экспортным кредитным агентством Euler Hermes (Германия), в 2009 году экспортерам в отношении товаров, поставляемых в Украину, было предоставлено страховых полисов на сумму более 414 млн евро по всему миру. А в 2010 году эта цифра выросла до более чем 447 млн. При этом в результате неплатежей со стороны украинских покупателей в 2009 году иностранным экспортерам было виплачено по коммерческим рискам 12,6 млн евро, а в 2010 эта цифра составила уже 15,1 млн евро. За первое полугодие 2011 года эта сумма уже достигла отметки 11,5 млн евро. Интересно, что максимальное количество последующих взысканий долгов Euler Hermes за 2010 год осуществил именно в отношении украинских должников (29,2 млн евро). На втором месте Египет, далее следуют Канада и Корея.
Судить или не судить: вот в чем вопрос
Стоит отметить, что зачастую контракты на поставку товара в Украину, по которым экспортеру, а в будущем и ЭКА, придется требовать оплаты, не оформлены надлежащим образом или же не оформлены вообще. Ведь ни для кого не секрет, что некоторые украинские компании работают через офшоры, куда просто отправляется инвойс экспортера, поставляется товар и отследить его «прибытие» и дальнейшую судьбу в Украине крайне сложно.
Возможно, многие думают, что взыскать такие долги с украинского импортера просто невозможно. Однако это не всегда является и конечной целью для ЭКА.
Практически в 90% случаев для ЭКА наиболее желаемым является мирный исход разрешения вопроса, то есть добровольное погашение задолженности покупателем. Это выгодно как самому ЭКА, так и импортеру. В этом случае ЭКА экономит время на рассмотрение дела в судебных инстанциях и деньги на соответствующие судебные разбирательства и услуги адвокатов. При этом у ЭКА есть важный рычаг влияния на импортера: закрытие в отношении поставок этому импортеру кредитных линий (то есть прекращение страхования поставок экспортеров в отношении данного покупателя), а также эскалация сопутствующих этому репутационных, рыночных рисков по отношению к данной компании-заемщику на международном уровне.
Так, в случае отказа добровольно погасить существующую задолженность перед ЭКА, все существующие кредитные линии во всех офисах мира данного ЭКА в отношении поставок данному должнику автоматически закрываются. Как показывает наша практика, каждое ЭКА имеет систему обмена информацией о должниках между своими офисами и очень оперативно реагируют на отказ должника погасить долг. В результате, поставщики (как существующие, так и будущие) либо вообще отказываются работать с должником, либо переходят с ним на условия поставки товара исключительно по стопроцентной предоплате. Подобный случай произошел с одной из украинских компаний: кредитные линии в отношении поставок товаров данной компании были закрыты во всех офисах одного из ведущих ЭКА в мире как следствие неоплаты долга, который был погашен этим ЭКА поставщику.
Искушенный читатель возразит, что для компании-импортера это и не так страшно: ведь возможность не погашать долг у него осталась, и при неправильно оформленной поставке предъявить ему нечего. Но это тоже не так. Информация между участниками рынка тех или иных товаров распространяется достаточно быстро, то же самое касается и различных ЭКА, которые обмениваются информацией, даже находясь в разных странах посредством такой международной организации как Бернский Союз (The Berne Union). Получив информацию о неоплате, ЭКА с легкостью может распространить ее, как среди других ЭКА, работающих на аналогичном международном рынке, так и среди других поставщиков. В итоге это приводит к тому, что даже из-за одного непогашенного долга компания-должник либо становится изолированной на международном рынке, либо работает исключительно на условиях стопроцентной предоплаты, что зачастую является сложным для импортеров, особенно если речь идет о значительных суммах. Для того чтобы этого избежать, импортеры идут на погашение существующей задолженности, пусть даже частями и с отсрочкой на несколько лет – что и является главной целью для ЭКА. В случае же отказа платить и идти на переговоры для должников последующий выход на международный рынок ограничивается.
О том, что указанные методы влияния работают, говорит простая статистика. Так, по данным ЭКА Нидерландов Atradius в 2010 году по страховым полисам экспортерам по всему миру было выплачено 78,6 млн евро, что по сравнению с пост-кризисным 2009 годом не так уж и много, ведь тогда ЭКА из Нидерландов пришлось компенсировать 255 млн евро. При этом в отношении поставок в Украину по страховым полисам было выплачено 4,6 млн евро. Здесь Украина также почти впереди планеты всей: на третьем месте. Так, по данным ЭКА наибольшее количество возмещений в 2010 году касалось выплат в отношении поставок в ОАЭ, Мексику, Украину и Казахстан. Но и с должников-импортеров данному ЭКА в итоге также удалось взыскать внушительные суммы: 131 млн евро в 2010 году и 180 млн в 2009.
Важен сам процесс…и результат
Если же говорить о самом процессе взыскания, то он начинается и со стороны экспортера, и со стороны ЭКА одинаково: с проведения переговоров с представителями должника, установления возможности согласования и подписания плана погашения задолженности. Если процесс переговоров затягивается, и соответствующий экспортер либо ЭКА понимают, что он ни к чему не приведет, и при этом документы на поставку товара в Украину оформлены не надлежащим образом, кредитные линии в отношении поставок товара должнику закрываются, информация о неплатежеспособности импортера распространяется среди других ЭКА и поставщиков. Таикм образом, должник становится изолированным на международном рынке. В данном случае не исключается и судебный процесс: сбор надлежащих доказательств – лишь вопрос времени.
Если же факт поставки доказать возможно (70% всех случаев, как показывает практика), то экспортер либо ЭКА медлить не будут: как правило, после 3-6 месяцев неудачных переговоров они обратятся в соответствующий хозяйственный суд в Украине, либо же в международный арбитраж. К примеру, одно из крупнейших экспортно-кредитных агентств в мире Euler Hermes в год ведет около 200 тыс дел по взысканию задолженности по всему миру. Поэтому они натренированы и всегда готовы идти до конца. Ну а уж если должник рассчитаться не может или не хочет, совершенно справедливым является помещение его на «карантинный режим», что происходит путем распространения информации о его финансовой неустойчивости.
Обратная сторона медали
Не стоит забывать и о тех случаях, когда ЭКА не выплачивают страховое возмещение экспортеру и не получают право требования долга. Такое возможно в случае, когда экспортер оформил контракт на поставку товара ненадлежащим образом либо же не оформил его вообще. Тогда риск неоплаты товара и соответствующее право требования остается у экспортера и его задачей является взыскание задолженности с недобросовестного покупателя. Случаи «халатности» экспортеров ЭКА, как правило, не расценивают как коммерческий риск и поэтому отказывают в возмещении, поскольку больше времени уйдет на сбор доказательств по делу. Кроме того, придется судиться с импортером в стране его местонахождения, что также несет определенные риски. Этоь стоит учесть и украинским экспортерам, когда будет создано ЭКА в Украине, и страхование их финансовых рисков станет возможным согласно законопроекту № 9373 «О государственной финансовой поддержке экспортной деятельности», не так давно поданому на расмотрение в ВР Украины.
Но ЭКА не бросают «своих»: даже когда риск неоплаты поставленного товара возложен на продавца, ЭКА активно оказывают помощь в вопросах взыскания задолженности с украинских импортеров: их представители проводят с ними переговоры, постоянно ведут переписку. Как указывалось выше, ЭКА готово идти и на крайние меры: закрыть кредитные линии во всех своих офисах по всему миру в отношении поставок товара данному покупателю и, кроме того – распространить информацию о неплатежеспособности на рынке. На такие же крайние меры готов идти и экспортер, ведь ему терять нечего: если должник не погасит долг, он с ним все равно не будет работать. Так в нашей практике, подобный случай произошел в пост-кризисное время, в 2009 году, когда несколько украинских компаний, работающих на рынке продуктов питания, не рассчитались с иностранными поставщиками. В данном случае контракты на поставку не были оформлены надлежащим образом, и ЭКА в стране местонахождения экспортера отказалось выплачивать экспортерам страховое возмещение именно по этой причине. Это и логично: ведь не может экспортно-кредитное агентство нести ответственность за небрежность и невнимательность поставщика в оформлении документов. Опять же, причина отказа в выплате кроется в том, что ЭКА не хочет в данном случае принимать на себя бремя судебных процессов в Украине, ведь это, по большому счету, не его основная задача. Таким образом, экспортер вынужден сам добиваться выплат от покупателя. Но ЭКА ему активно в этом содействует.
Также важным аспектом является то, что иногда существенная доля того или иного рынка товаров (50-70%) в Украине сконцентрирована в руках 5-7 компаний и аффилированных к ним лиц. В случае невыплат долгов в отношении иностранного экспортера или ЭКА информация очень быстро распространяется среди участников внутреннего рынка. В Украине за этим следуют слухи о банкротстве должника. Естественно, все это глобально влияет на репутацию импортера и его имидж на рынке международного капитала будет уже далеко не таким, каким был до момента возникновения непогашенной задолженности.
Однако не стоит думать, что в случае возникновения задолженности отношения импортера и ЭКА испорчены навсегда. ЭКА и экспортер готовы идти на встречу и предпринимать все возможные шаги для того чтобы компания-должник смогла погасить существующий долг. Даже если это и произойдет по решению суда. Более того, в практике компании IBcontacts есть случаи, когда компании-должники после погашения долга согласно плана реструктуризации успешно привлекали экспортное финансирование, сотрудничая с теми же поставщиками и ЭКА, которые ранее выступали в роли их кредиторов. В конце концов репутация, доверие и добросовестность сторон являются ключевыми факторами в международной торговле.
Олег Дорофеев, Руководитель юридического департамента компании IBcontacts