Бізнес
Економіка
Почему украинское правительство больше не боится второй волны экономических потрясений
Когда в темно-синем лесу зайцы в полночь косили траву, они напевали, если верить первоисточникам, странные слова: «А нам все равно, а нам все равно, пусть боимся мы волка и сову». Сложно сказать, в какое время суток в Кабмине пересматривались макроэкономические прогнозы на ближайшие три года, но те же слова звучали не менее странно.
Нужно отдать должное правительству. Недели не проходит, чтобы в мире не произошло событие, приближающее глобальную экономику к очередному кризису. Множество факторов указывает, что Европа уже вошла в состояние рецессии, хотя официально это событие еще не признано. Прогнозы роста ведущих экономик в следующем году уже в третий раз пересматриваются в худшую сторону. И вполне возможно, что это еще не последняя переоценка. Но наши парни перед трудностями не пасуют! Следуя общемировому тренду, Кабмин корректирует прогнозы.
Коррекция оказалась необычной. Правительство оставило неизменным ожидание роста экономики в 2012-м по оптимистическому сценарию, хотя сейчас уже лучше сказать — фантастическому, на 6,5%. Но в угоду МВФ снизило оценки по пессимистическому прогнозу — здесь рост ВВП планируется на 3,9% против предыдущих 5%. Тоже, надо признать, весьма смелое предположение, учитывая, что экономика должна подрасти во время кризиса почти на 4%. Напомним, что в 2008-м падение составило 15% ВВП.
Забавнее выглядит переоценка внешнеторгового баланса. Кабмин почему-то слегка ухудшил (на пару сотен миллионов долларов) ожидания по оптимистическому сценарию. Зато почему-то существенно улучшил показатели при пессимистическом прогнозе. Если раньше планировалось, что Украина наторгует в 2012-м себе в минус на $9,1 млрд, то теперь — на $6,6 млрд. Интересно, что же такого произошло в мире, что правительство смогло улучшить на $2,5 млрд внешнеторговые позиции Украины? Появились новые рынки сбыта или увеличились заказы на украинскую продукцию, несмотря на падение потребительского спроса?
Теоретически улучшение платежного баланса в случае кризиса может даже произойти само собой, без девальвации
Сейчас «успехи» страны в международной торговле напоминают ситуацию предкризисного 2007 года. Украина стремительно наращивает дефицит внешнеторгового баланса. За 10 месяцев мы ушли в минус на $7,5 млрд и по итогам года наверняка достигнем $9 млрд. Заметим, что в 2010-м цифра была втрое меньшей. Остановить столь стремительный отток валюты из страны можно лишь двумя способами, если не рассматривать всякое там импортозамещение, реформирование экономики, развитие малого предпринимательства и другие фантастические мантры. Мы ведь реалисты, не правда ли?
Так вот, первый вариант — это существенное снижение цен на российский газ. По сути все реформистские усилия чиновников связаны исключительно с этой целью. Если угодно, это идея фикс, фишка Кабмина. Но если предположить, что при пессимистических оценках правительство учло новые договоренности с Россией, то почему тогда не улучшены показатели по оптимистическому сценарию? Следовательно, повышая оценки по пессимистическому прогнозу, Кабмин исходил из других соображений.
Второй вариант сокращения минуса во внешней торговле (любимый метод украинских властей) — это девальвация гривни. Все очень просто. Если экономика страны совершенно не подготовлена к встрече с кризисом, не способна опираться на внутренний спрос и ориентирована исключительно на стагнирующие внешние рынки сбыта, то, как ни крути, единственный вариант избежать коллапса — ослабить позиции нацвалюты.
По всей видимости, речь не идет о каком-то радикальном обвале курса. Иначе Кабмин вообще мог бы прогнозировать незначительный дефицит во внешней торговле, как это было в 2009 году, а то и профицит при полном уничтожении какого-либо спроса украинцев на импортные товары. Девальвация украинского дензнака на 60% позволила прижать катастрофический минус по итогам 2008 года в размере $14 млрд к $1,9 млрд в 2009-м. То есть дефицит сократился более чем в семь раз. Если исходить из этих цифр, то для того чтобы снизить нынешние $9 млрд до $6,6 млрд в 2012-м, достаточно прижать гривню на 10–11%, а именно до 8,8–8,9 UAH/USD.
Теоретически улучшение платежного баланса в случае кризиса может даже произойти само собой, без девальвации. Хотя такая мысль и кажется весьма спорной. Суть в том, что экспортеры, потерявшие рынки сбыта, будут меньше потреблять импортного сырья, например, того же российского газа. Компании свернут инвестиционные программы, связанные с закупкой оборудования за рубежом и т. д. Но тогда непонятно, почему правительство прогнозирует даже при негативном сценарии рост экспорта и импорта более чем на 6%, когда все должно быть наоборот. Неужели кризис не отразится на внешней торговле? Остается лишь предположить, что пессимистический сценарий — это альфа-версия оптимистического. И ни на какой кризис Кабмин вообще не закладывался. Правительство в чем-то можно понять. Ну как можно готовиться к худшему накануне парламентских выборов? Вам это ничего не напоминает? Кажется, в начале 2008-го многие тоже надеялись, что кризис обойдет нас стороной. В общем, продолжаем косить трын-траву до следующего экономического шторма.
Оценка материала:
Почему украинское правительство больше не боится второй волны экономических потрясений Дмитрий Гонгальский 17.12.2011