Бізнес
Ринки та компанії
Жизнь без нефти. Как зарабатывают на подорожании энергоресурсов
Как зарабатывают на подорожании энергоресурсов: автоконцерны, фермеры, производство биотоплива и «зеленой» электроэнергии. В июне 2008 года нефть стоит почти в 10 раз дороже, чем 10 лет назад, — $133 за баррель.
Прогноз на второе полугодие — $140-150. Высокий спрос на черное золото сейчас диктуют не только спекулянты и возросшее потребление топлива, но и инвесторы, использующие в случаях ослабления доллара нефтяные бумаги в качестве тихой гавани. Большинство аналитиков прогнозируют, что в ближайшие два года стоимость барреля не опустится ниже отметки в $100-110, даже если курс доллара резко пойдет вверх.
Запредельная стоимость углеводородов для большинства компаний нефте- и газозависимых экономик означает рост издержек и падение рентабельности. Но есть и такие, которые извлекают выгоду из каждого лишнего доллара в фьючерсной цене барреля нефти. Причем речь идет не только о добывающих и перерабатывающих компаниях.
Автоконцерны, сделавшие ставку на гибридные автомобили и малолитражки
В мае этого года экономисты из Университета Калифорнии в Дэвисе опубликовали исследование зависимости покупательских предпочтений американских автомобилистов от роста цен на нефтепродукты. Как оказалось, продажи неэкономичных автомобилей сокращались в среднем на 13% каждый раз, когда цена бензина повышалась на $1. Сильнее всего на изменение стоимости бензина реагировал спрос на внедорожники — подорожание топлива на 1 $/галл. приводило к снижению их продаж на 25%. Одновременно рос спрос на малолитражки и гибриды: машины, оснащенные традиционным и электрическим двигателями, расходующие менее 1 галлона горючего на 68 миль (около 4 л на 100 км). По данным консалтинговой компании J.D.Power and Associates, в 2007 году в США было продано 430 тыс. гибридов — примерно 2,8% от общего объема продаж легковых авто. Принцип работы таких машин достаточно прост: бензиновый двигатель включается тогда, когда автомобиль двигается с высокой скоростью, например на шоссе (в это время происходит подзарядка аккумуляторов), электрический — при медленной езде, к примеру в городе. От «розетки» нынешнее поколение гибридов зарядить нельзя. Такие авто на $4-9 тыс. дороже традиционных аналогов.
Фермерство
По оценкам МВФ, в 2005-2007 гг. мировые цены на продовольствие выросли в среднем на 60%. Интенсивнее всего дорожали зерновые — по подсчетам Bloomberg, только с марта 2007-го по март 2008 года цена кукурузы выросла на 31%, риса — на 74%, пшеница подорожала на 130%. Эксперты объясняют такую динамику активным использованием зерновых и масличных культур в производстве автомобильного горючего. В начале 2008-го около 14 млн га (1% пахотных земель) было отведено под сырье для производства этанола. К 2030 году площади под топливо увеличатся в два-три раза (превысят территории Франции и Испании).
Согласно расчетам Всемирного банка, от роста цен на продовольствие АПК Украины должен выиграть, а торговый баланс страны в этом году улучшится — прирост экспорта составит до 1% ВВП (аналогичный прогноз ВБ сделал для России, Франции, США, Канады, Бразилии, Австралии, Таиланда и Индонезии). Торговый баланс Казахстана, Аргентины, Малайзии, Венесуэлы к концу года может вырасти более чем на 1% ВВП. Правда, для украинских фермеров успешность бизнеса будет зависеть от действий правительства. К примеру, из-за квотирования экспорта зерновых в 2007-2008 гг. (окончательно отменено только в мае) в Украине скопилось около 7 млн тонн «переходных» запасов зерна.
Производство биотоплива
Около 55-60% добываемой нефти идет на производство бензина и дизельного топлива, удельный вес черного золота в розничной цене моторного горючего — 40-45%. В большинстве стран двукратное подорожание нефти приводит к 50%-ному росту цен на бензин. За последние 10 лет стоимость моторного топлива на АЗС выросла примерно в 5 раз. Даже в США, входящих в двадцатку стран с самыми низкими ценами на бензин, топливо за последний год подорожало на треть: с $2,2 за галлон (3,78 л) в мае 2007-го до $3,94 (примерно 5,05 грн/л).
Доступных альтернатив традиционному топливу ровно две: биодизель и этанол, добавляемый в бензин. Этаноловые и биодизельные заправки часто встречаются в Бразилии, США и ЕС. В мае этого года заработала специализированная био-АЗС в Черновцах — первая в Украине (владелец — компания «Энергетические стратегии и биотехнология»). Литр 60%-ной смеси этанола с бензином (аналог А-95) в середине мая стоил 5,55 грн — на 50 коп. дешевле обычного бензина. Биодизель предлагался по 5,8 грн/л при цене обычного ДТ — 6,1 грн/л.
Разница в стоимости неслучайна — биодизель менее рентабелен, чем этанол. По подсчетам Университета Калифорнии в Беркли, в США экологически чистое производство литра биодизеля из бобов сои приносит прибыль при стоимости около $5-6 за галлон (более 6,6 грн/л). В середине марта 2008-го галлон ДТ в Штатах стоил $3,37, а биодизельного горючего B100 — $4,48. В такой ситуации его производители могут рассчитывать на прибыль, получая налоговые льготы за переработку масла, использованного в ресторанной индустрии, или не соблюдая экологические нормы.
Производить бензиново-спиртовые смеси выгоднее. При нынешнем уровне цен на топливо рентабельность этанола превышает аналогичный показатель для бензина. Этанол содержит больше кислорода, чем бензин, за счет чего чище сгорает. Причем наиболее распространенные в мире смеси (60%- или 85%-ные) не требуют специального переоборудования двигателя. Согласно прогнозу Администрации энергетической информации США, объемы производства автомобильного спирта в Америке вырастут с 6,8 млрд галлонов в 2007-м до 24,3 млрд в 2030-м и составят 16% рынка горючего.
Исследовательская деятельность и производство «зеленой» электроэнергии
К началу 2008 года по меньшей мере 43 государства разработали планы по переходу на использование возобновляемых источников энергии. Страны, желающие избавиться от нефтяной, газовой и угольной зависимости, к 2010 году планируют получать от 5% до 30% электричества за счет использования энергии воды, солнца, ветра, биомассы и т. д. Наиболее амбициозные планы у Австрии (к 2010 году покрывать 78% своих нужд в электроэнергии за счет возобновляемых источников), Швеции (60%) и Латвии (49,3%).
Сейчас на долю «зеленого» производства электроэнергии приходится около 5% мировой генерации (без учета гидроэлектростанций — затопление пахотных земель при строительстве ГЭС считается непозволительной роскошью). Использование энергии ветра и солнца пока дороже традиционных источников и часто просто не окупается. 1 кВт-ч ветряной электроэнергии стоит в среднем $0,15, солнечной — почти $0,2. Для сравнения: киловатт энергии, выработанный атомной станцией, стоит $0,03; ГЭС — $0,04; газовой и угольной ТЭС — $0,05 и $0,08 соответственно.
Тем не менее, по подсчетам исследовательской организации Worldwatch Institute, в 2007 году в разработку и производство возобновляемых источников энергии была инвестирована рекордная сумма — более $100 млрд. Больше всего вложено в проекты, связанные с ветряной и солнечной энергетикой: 47% и 30% от общего количества инвестиций. Полученные дивиденды: в 2007 году в мире произведено 240 ГВт «зеленой» электроэнергии — в полтора раза больше, чем в 2004-м. Пока от интереса к экологичной энергетике выигрывают в основном исследовательские компании: годовые инвестиции в исследования ($100 млрд) примерно в 25 раз превышают стоимость выработанной в прошлом году «зеленой» электроэнергии ($35-40 млн). Но солнечные батареи и ветряки ежегодно дешевеют за счет разработки новых технологий и эффекта масштаба. А компания, первой предложившая производство экологически чистого электричества хотя бы по цене угольного, имеет шанс не только вернуть многомиллиардные вложения в исследования, но и стать монополистом на новом рынке.
НЕФТЬ ДОРОЖАЕТ последние тридцать лет
В исследования альтернативных источников энергии человечество стало вкладывать большие деньги только в последнее десятилетие
Использованы данные агентства Washington ProFile
Если мы хотим, чтобы следующее поколение людей имело достойную жизнь, то нам следует пересмотреть свои привычки.
Майкл Реннер,
директор проекта глобальной безопасности
в исследовательском центре Worldwatch Institute, автор книги «Битва за выживание»