Бізнес
Ринки та компанії
Интернет-шопинг: чаще всего в онлайн-магазинах покупают бытовую технику
Через пару лет доходы интернет-магазинов составят 5% розничного оборота.
В 2010-м украинские интернет-магазины, по данным Appleton Mayer, заработали $400–500 млн. Цифры эти приблизительные, поскольку ни одна из исследовательских компаний не изучала отечественный рынок электронной коммерции.
В нынешнем году рынок существенно подрастет — по данным Украинского процессингового центра, в октябре 2011-го ежемесячный оборот электронных торговцев увеличился на 32% по сравнению с октябрем прошлого года. Поэтому в 2011-м оборот рынка e-commerce вырастет не менее чем на 30%. Радикально-оптимистический прогноз — на все 80%.
В 2012-м доходы онлайн-продавцов могут увеличиться еще как минимум на треть. Но если Верховная Рада примет законопроект о внутренней торговле, ужесточающий правила игры, продавцы уйдут в тень и официальные доходы будут ниже реальных.
Украина пока находится на предпоследнем месте по популярности онлайн-покупок среди стран Центральной и Восточной Европы, результат исследования GfK Ukraine. Только 8,5% соотечественников покупают товары в сети. Для сравнения: в Чехии услугами онлайн-магазинов пользуются 53,6% населения, в России — 9,8%.
Доля онлайн-покупок в Украине в общем объеме розничной торговли составляет менее 0,5%. К примеру, в Европе и США этот показатель достигает 5–15% в зависимости от страны. «Украинский рынок растет динамичнее остальных стран EMEA, поэтому я уверен, что через два-три года мы догоним развитые рынки по доле электронной торговли в общем объеме розницы», — прогнозирует Дмитрий Шоломко, директор Google в Украине.
По данным летнего исследования TNS для компании Google, чаще всего в интернет-магазинах украинцы приобретают потребительскую электронику (18% опрошенных), развлечения — CD, DVD, книги и т. п. (12%), крупную бытовую технику (9%), товары для дома (8%), одежду и аксессуары (6%) и мелкую бытовую технику (5%). Потребителям нравится, что на сайте ретейлера можно почитать отзывы потребителей о товаре. К тому же цены на товары в интернете ниже, чем в традиционной рознице. Кроме того, в сети можно заказать товар, который невозможно купить в обычной рознице и т. д.
Одним из сдерживающих факторов e-commerce остается низкое проникновение в регионах. По данным Интернет-ассоциации Украины, количество отечественных пользователей сети составляет 15 млн человек, а средний уровень проникновения интернета — 35%. Если в Киеве проживают 44% всех интернет-пользователей, то, к примеру, в Черкасской области — всего 0,92%, Кировоградской — 0,65%, Сумской — 0,85% и т. д.
Текст: Надежда Гончарук, Андрей Бережанский, Анна Сайченко
Эта статья – одна из многих, вошедших в первый номер электронных «Контрактов»
Скачайте полную версию электронного номера и читайте больше