НОВИНИ ДНЯ: Україна працює над ракетою, здатною долетіти до Москви – The Economist  Орбан заявив, коли і як закінчиться війна Росії в Україні  Укргідрометцентр дав прогноз на найхолодніший місяць року  "Умови сприятливіші за довоєнні". Вартість житла у Києві відповідає десяти рокам оренди  Китай різко змінив генерала армії, який відповідав за політичну лояльність  До обрання і після. Чи змінилася риторика Трампа про війну в Україні та Путіна  Після Нового року погода в Україні почне змінюватись, - синоптикинявсі новини дня
09.02.2012 5689

Величайший брендинг всех времен и народов

Если бы я писал учебник по маркетингу, то в качестве примера величайшего брендинга всех времен и народов, безусловно, приводились бы фиатные деньги. Это те самые бумажки, которыми мы пользуемся в качестве денег сегодня.

При этом «величайший» и «всех времен и народов» есть не просто способ выразить удивление и восхищение, это, еще, к тому же и обычная констатация факта. Фиатные деньги — это то, что теперь постигло все народы без исключения и мастерство с которым никому не нужную бумагу удалось втюхать в качестве цели жизни миллиардов людей, безусловно заслуживает определения величайшего.

Почему я говорю о маркетинге и о брендинге (думаю, понятно, что это лишь аналогии)? Дело в том, что ключевым моментом этой истории  является торговая марка, бренд, название. И вот почему.

Все знают, что деньги — это средство обмена. Деньгами становился товар, в единицах которого наиболее удобно выражать меновую стоимость других товаров. Деньги возникли из практики бартера, в ходе которой выделяется тот товар, который наиболее подходит на роль денег — коровы, мотыги, ракушки, железо, медь, серебро, золото. Именно качества товара делают его деньгами — редкость, делимость, удобство хранения и т. д., как только что-то с этими качествами становится не так, товар перестает быть деньгами.

В общем, в конце-концов, деньгами стали металлы и драгоценные металлы в частности. Не «ценность» сделала золото деньгами, а его товарные свойства выступать посредником при обмене. «Сколько стоит золото при золотом стандарте?» - этот вопрос вгоняет в ступор умы, испорченные мейнстримной экономикой, но ответ на него прост — мера золота стоит столько, насколько ее можно обменять - столько-то мер зерна или столько-то коров или еще чего-нибудь.

zolotorev

Владимир
Золоторев

гражданская специальность – радиоинженер. Военная – специалист по противоракетной обороне. В 93-м поневоле стал журналистом. Свою работу называет не «аналитикой», а «синтетикой». Считает, что человечеству срочно необходимы две вещи – аналоговый компьютер и эволюционная теория Бога.

Итак, мы меняем товар на денежный товар. Что происходит при этом? Определенное количество товара меняется на определенное количество денежного товара. В случае с денежными металлами их количество определяется весом.

Для удобства обмена металлы начали выпускать  в монетах, главным качеством которых был строго определенный вес, что подтверждалось клеймом на монете. Здесь случился первый важный шаг в нашей истории — монеты получили имена собственные. Для удобства. Такой-то вес металла начал называться одним словом, а другой — другим. Здесь на сцене появляются драхмы, динарии, сестерции, фунты, франки, гривны и прочее. Затем проявляется следующий эффект — денежный расчет люди начинают вести не в весе металла (который часто имеет разные стандарты), а в названиях монет то есть, в денежных единицах.

Тут нас подстерегает первая беда. Когда монеты производит государство, оно всегда занимается фальшивомонетничеством или инфляцией,  то есть уменьшает вес металла в монете. Это возможно как раз потому, что денежный расчет и ценообразование ведется в денежных единицах, а не в единицах веса. История изобилует примерами такого поведения и обычно инфляция всегда сопровождает крах государства, но это ничего не меняет, поскольку последующие государства принимаются за старое.

Однако, масштабы фальшивомонетничества ограничивает тот факт, что запасы драгоценных металлов ограничены и, поскольку в мире производится множество разных монет разными государствами и негосударствами, то люди при сделках все равно учитывают вес. Как обменять гривны на тугрики? Взвесить и те и другие. Конкуренция сильно подрывает усилия государств.

Следующий шаг в нашей истории — это появление банковских расписок на предъявителя. Однако, внимание! - что написано в расписке? «Выдать предъявителю сего столько-то фунтов стерлингов» Или франков. Или долларов. То есть, опять-таки, не веса денежного металла, а денежных единиц. Затем на расписках просто стали писать «5 фунтов» или «20 долларов». Так появились банкноты. Поскольку обращение расписок удобнее, чем монет, люди со временем стали именно их считать деньгами.

С появлением центральных банков возникло понятие «законного средства платежа». Точнее, его стало легче реализовать, чем раньше, поскольку банкноты коммерческих банков постепенно вытеснялись банкнотами центробанка. Таким образом, государство присвоило себе бренд денежной единицы. Отныне она стала «национальной» и намертво приросла к самой идее государства. «Одним из признаков государства является денежная единица». Почему — никто не может объяснить, но все в этом уверены. Что и требуется.

Итак, денежная единица теперь зажила отдельной от денежного товара жизнью. Но он все равно портил ей кровь, поскольку ограничивал производство денежных единиц. Чтобы избавиться от денежного товара потребовалось лет 100. Величайшим достижением на этом пути была формула «золотого содержания» денежной единицы. Смотрите, какая великолепная подмена — отныне не одна тридцать пятая унции золота называется долларом, а доллар содержит в себе одну тридцать пятую унции золота. С таким подходом идея о том, что государство может менять «золотое содержание денежной единицы» кажется естественной и логичной.

Государство присвоило себе бренд денежной единицы

Ну и отсюда уже совсем недалеко до полного и окончательного избавления денежной единицы от денежного товара, что и случилось в 1971 году. В этот момент от денег осталось одно название в самом прямом смысле слова. Деньги стали фиатными, ими пользуются не потому, что они являются добровольно выбранным товаром-посредником, а потому, что так приказывает государство. Думаю, все согласятся, что еще никому в истории не удавалось продавать одно название, бренд без какого-либо содержания, и мало того, никому не удавался брендинг, за который все время бы платили потребители. Согласитесь, что это, безусловно, величайшее достижение за всю историю маркетинга.

Разумеется, все описанные события не были частью какого-то общего плана и заговора, однако, совершенно точно, что на этом процессе постоянно наживались одни люди за счет других. И продолжают неслабо наживаться. Однако, понятно, что довольно скоро эта система обрушится, поскольку существует она исключительно за счет насилия, обмана и невежества.  И, собственно, цель этой заметки - предупредить читателя. Когда начнутся попытки возврата к золотому стандарту, читатель должен понимать, что никаких долларов, фунтов, гривен и тугриков больше быть не должно. Только номиналы веса!

Оценка материала:

4.83 / 12
Величайший брендинг всех времен и народов 4.83 5 12
 Владимир Золотoрев 09.02.2012 5689
comments powered by Disqus
Еще колонки: Владимир Золотoрев