Бізнес
Економіка
Сергей Терехин: перед выборами власть включит печатный станок
Международные организации оценивают нынешнюю экономическую ситуацию в Украине довольно пессимистично. О преддефолтном состоянии говорят и многие эксперты, среди которых народный депутат, бывший министр экономики Украины Сергей Терехин. О том, кто больше всего страдает от высокой цены на российский газ, почему власть перед парламентскими выборами включит печатный станок и чем это грозит Украине, он рассказал в интервью Контрактам.
Государственный бюджет на 2012 год вызвал немало критики со стороны экспертов, хотя власть настаивает: он выдержан в духе экономических реалий. Удастся ли правительству добиться выполнения бюджета? Особенно учитывая приближающиеся выборы.
Сергей Терехин: Реальную оценку выполнению бюджета можно дать только по окончании квартала. Как минимум. Но судя по информации о ставках на казначейском счете, которую мы получаем по нашим каналам, выполнение бюджета проходит очень напряженно. Это свидетельствует о том, что были установлены слишком завышенные планы по росту экономики, то есть растет она не так, как хотело правительство. Темпы роста промышленности практически нулевые, ВВП растет не такими темпами, как заложено в расчетах бюджета. А замедление роста ВВП ведет к уменьшению корпоративных налогов, таких, скажем, как налог на прибыль.
Много внимания руководство Кабмина в контексте выполнения бюджета уделяет вопросу цены на российский газ. Насколько критично для казны то, что газовые контракты с РФ до сих пор не пересмотрены?
Сергей Терехин: Во-первых, та расчетная цена, которая сегодня действует, — $450 за тыс. куб. м газа — как раз и закладывалась в бюджет. По сути на недобор доходов она влиять не должна. Но я понимаю, почему правительство при принятии бюджета на этот год столько внимания уделяло газовой цене. Для того чтобы незнающим людям, извините за выражение, глаза замылить. У нас самые большие потребители газа кто? Бюджетные организации? Нет. Люди? Нет. А кто у нас за счет бюджета живет? Именно бюджетные организации и частично домохозяйства, когда через субвенционную политику определенные суммы из госбюджета поступают в местные бюджеты и за счет этих денег дотируются жилкомуслуги. Но это всего лишь 5 млрд куб. м импортного газа в год. Теоретически бюджету ни холодно ни жарко от того, изменится ли цена на газ, — разве что нужно будет внести очень небольшие изменения в доходную и расходную часть.
Больше всего от высокой цены на газ страдает бизнес богатых людей, которые занимаются химией, металлургической промышленностью. Не будем называть их фамилий, вы и так их знаете. Собственно, их-то и должно заботить, какую цену определит российский Газпром для поставок топлива.
Так что жалобы Кабмина по поводу газовых контрактов объясняются очень просто: на фоне истории с Юлией Тимошенко власти надо было найти «виноватую невестку» и списать на нее даже возможные бюджетные провалы.
Украина уже несколько месяцев по сути не сотрудничает с МВФ. Премьер-министр считает, что ничего плохого в этом нет: страна не наращивает внешние долги. Но сможем ли мы, опираясь только лишь на свой бюджет и свои средства, справиться с уже имеющимися обязательствами?
Сергей Терехин: Незаключение договора с МВФ значительно поднимает риски невыполнения бюджета. После сворачивания сотрудничества с Фондом следует замораживание всех программ с Всемирным банком и практически всех европейских финансовых инициатив. А в этом году, как известно, у нас пик выплат по внешним долгам. Одна пиковая выплата в феврале состоялась, будут еще две: летом и в октябре. И тут приходится выбирать: или платить деньги по внешним займам из бюджета, или платить людям заработную плату, содержать коммунальные предприятия и развивать какие-то государственные программы.
Так вот маневра у нынешнего правительства практически нет и вряд ли он будет. Сейчас стоит вопрос не о возобновлении кредитования МВФ по программе stand-by, а о закрытии этой программы вообще.
И я хотел бы объяснить, что наши правительственные товарищи дурят людям голову, когда говорят, что МВФ не дает деньги, потому что власть не повышает цены на газ для населения. Я еще раз напоминаю: их повышать не надо. Примерно 20 млрд кубов газа, которые должны идти в жилкоммунхоз, добываются у нас самостоятельно, остается, как я уже говорил, около 5 млрд кубометров импортного газа в год. А это некритично для Нафтогаза.
Критично то, что с украинским газом происходят странные вещи, когда, допустим, часть его экспортируется. Официально в Польшу, но куда на самом деле, мы не знаем. Или принимаются странные судебные решения по компаниям «Укрнафта» и «Укргазвидобування», позволяющие последним тратить отечественный газ на непонятные нужды.
Сергей Терехин: Украина находится в преддефолтном состоянии
Действительно ли Украина находится в преддефолтном состоянии, как утверждает агентство Bloomberg, поставившее страну по уровню риска банкротства сразу после Греции?
Сергей Терехин: Да. И подтверждение расчетов Bloomberg (объявленный несколько дней назад частичный дефолт по внешним обязательствам Греции) ставит под сомнение вообще какие-либо внешние заимствования Украины в этом году. По крайней мере, до выборов это просто нереально. Может, конечно, случиться чудо, но только политического характера, если политические требования к президенту Украины и нынешней власти будут выполнены. Тогда, возможно, хотя и маловероятно, во второй половине года какие-то деньги пойдут.
Сможет ли как-то изменить ситуацию так называемый налог на богатство?
Сергей Терехин: Что написано в проекте налога на богатство, о котором говорят уже полгода? Хотят облагать своеобразным акцизом туфли из крокодила или страуса. И сколько это будет денег? Налог работает тогда, когда он охватывает массу плательщиков и очень прост в администрировании, то есть мало денег тратится на инспекторов, которые собирают этот налог. Как вы себе представляете собирание акциза с туфель? Во-первых, единицы заплатят. Во-вторых, сколько денег нужно будет потратить, чтобы собрать этот налог. В общем, ерунда.
Что такое богатство? Большой дом? Возможно. Но это материализованное богатство. Это уже затраты, а не доходы. Для покупки этого дома потратили деньги, заплатив кучу налогов по пути. А если у вас не большой дом, а крупный металлургический завод? Это, наверное, богатство. Так вот обратите внимание, что на все так называемые пассивные прибыли, то есть прибыли рантье, у нас нулевые или очень маленькие ставки налогов. На дивиденды, например, 5% налога, а при получении зарплаты 17% — это только подоходный налог, а потом еще около 36% — всякие пенсионные отчисления и т. д. То есть если вы собственник металлургического завода и прибыль распределяете не как зарплату, а как пассивную прибыль, вы платите 5% налога, а не практически 50%, как при получении заработной платы. А если у вас банк и вы взяли в нем кредит сами на себя, а потом положили его на депозит и получаете с него процент, то тут налога вообще нет.
Так вот, для начала нужно, чтобы олигархи со своих пассивных доходов заплатили такие же налоги, как платят простые работники со своих зарплат. А потом можно уже и о туфлях поразмышлять страусиных.
Перед новым министром финансов поставлена задача — продвигать гособлигации. Насколько это будет трудно, учитывая непростую экономическую ситуацию в стране?
Сергей Терехин: Мы уже говорили, что на внешних рынках государственные займы Украины никому не интересны. Еще раз напомню: мы находимся в преддефолтном состоянии. Кто будет потенциальному банкроту деньги давать? Что касается внутренних займов, это другая история. Насколько я знаю, сейчас пошло очень сильное наступление на банковский сектор. Если коммерческий банк хочет получить от НБУ деньги для поддержки своего баланса, он должен сначала купить у государства облигации, и только потом ему дают кредит. Таким образом, я так понимаю, господа Колобов и Арбузов в дружеских объятиях хотят перед выборами для правительства немножко денег заработать.
Но мы эту историю уже проходили, она может закончиться очень плохо. Во-первых, у нас инвестиции прекратятся. В банках будут изымать деньги для правительственных нужд, то есть у финорганизаций средств будет мало, поэтому деньги для заемщиков станут дороже. Во-вторых, когда эти средства вернутся через всякие социальные программы на потребительский рынок, это, безусловно, приведет к всплеску инфляции. И тут никакие трюки, которые сейчас Госстат проводит по инфляционным расчетам, не помогут спрятать инфляцию. Люди ощутят на своем кошельке.
Не за горами парламентские выборы. Насколько они скажутся на экономике и государственном бюджете в частности? Есть риск, что власть включит печатный станок?
Сергей Терехин: Печатный станок обязательно будет включен. Мы уже выяснили, что бюджет исполняется очень напряженно, внешних источников финансирования нет и вряд ли они будут, Нацбанк, «нагибая» банковскую систему, будет пытаться всунуть в нее внутренние займы, что приведет к увеличению стоимости денег с одной стороны и инфляции с другой. Поэтому единственный способ наполнить бюджет, конечно, включить печатный станок. Думаю, в последнем квартале этого года — после выборов — нам будет очень тяжело. А самыми напряженными будут январь–февраль следующего года.