Політика
Україна
Конец «Сильной Украины» как начало политического сезона
Анонсированное еще летом слияние политпроекта Сергея Тигипко с «материнской» Партией регионов стало реальностью. Даже с 4% рейтинга его партия могла оттянуть на себя голоса избирателя Юго-востока. Теперь, возглавив на пару с Азаровым, первую пятерку Партии регионов, былая «надежда нации» должен превратиться из безжалостного «урезателя» социальных льгот в распорядителя благотворительной помощи от президента.
Добровольно-принудительная зачистка
Мотивы, которые побудили Сергея Тигипко фактически уступить свою партию по заниженной цене, комплексны. Но главным из них можно считать желание остаться во власти и не ввязываться в политическую борьбу в условиях, когда ПР стремится к монополизации влияния на юго-восточного избирателя. Именно на возвращение былых симпатий социально зависимых слоев и сделана ставка президентом. В эту же канву – реабилитации имиджа партии в среде базового электората – вписывается и очередное заявление Виктора Януковича о скором принятии закона о статуе русского языка. Мешать «аукциону невиданной щедрости» от «регионалов» на их родных просторах не должен никто. Даже максимально утративший своих симпатиков былой третий по рейтингу кандидат в президенты. 4% оказались его ядерным электоратом. Сама Партия регионов имеет от 16,8 до 18,2% симпатий. Так что лишние проценты ей не помешают. Может ли объединение партий создать кумулятивный эффект, при котором 4% Тигипко автоматически плюсуются к рейтингу ПР?
Социолог Евгений Копатько в этом не уверен. Он считает, что прямолинейного кумулятивного эффекта не будет. В то же время Копатько думает, что не Тигипко, не Партия регионов не потеряют от объединения. То есть суммарного приращения негатива также не будет. «Те, кто хорошо относился к Тигипко, и будут продолжать хорошо относиться – подчеркивает он. – Власть таким шагом только усиливается, и показывает той же оппозиции, что силы, придерживающиеся примерно одного идеологического течения, могут действовать сообща, дополняя друг друга».
Амбиции былого главы «Сильной Украины» озвучены им самим: он не против возглавить Партию регионов
«Сергей Тигипко с удовольствием шел бы на выборы, и мог бы даже преодолеть 5%, - считает политолог Виктор Небоженко – но ПР ему этого не дает. Потому он принял оптимальное решение – продал свою политсилу».
Но не исключено, что уже после выборов Тигипко снова проведет какой-нибудь съезд, и скажет, что готов начать собственный политпроект, высказывает предположение Небоженко. «У него такая стратегия. Он – банкир, торговец. И собственным политическим брендом торгует весьма успешно. Для себя», - афористично замечает аналитик.
На грош – амуниции, на рубль – амбиции
Что бы не произошло в будущем, на данный момент более чем двухлетние гадания на тему того, какую стратегию изберет Тигипко, окончены. Амбиции былого главы «Сильной Украины» озвучены им самим: он не против возглавить Партию регионов. Однако вряд ли это произойдет до выборов. Прежде всего, ПР с ее жесткой донецко-клановой структурой не сможет возглавить «ушлый днепропетровец».
«Такие амбиции не могут иметь отклика в ПР», – уверен политолог Тарас Березовец. Он лишний раз напоминает, что «обновление кадров» Партии регионов, о котором твердят уже несколько лет, так и не произошло. Структура партии, в том числе ее руководящих органов, остается старорежимной. «Тигипко возглавит публичный выборный штаб ПР. То есть, повторится ситуация 2004 года. Теневым же штабом будут руководить иные люди», - уверен Березовец.
Вторая причина, почему Тигипко вряд ли возглавит Партию регионов в ближайшее время, заключается в том, что премьер-министру и лидеру ПР Николаю Азарову пока ничего не угрожает. Он «должен пахать», как выразился президент. Пахать до выборов. И раздавать теперь крупицы того, что было забрано у населения в результате жесткой неолиберальной политики за два последних года. Теперь Янукович, Азаров и Тигипко, которые ассоциируются с пенсионной реформой, урезанием льгот и падением уровня жизни, будут исправлять свой имидж раздачей «Витиной тысячи» и повышением пенсий.
Новая социальная политика Януковича – это и есть лейтмотив предвыборной кампании Партии регионов (достаточно было послушать, о чем бравурно вещали на внешнем съезде ПР, проходившем 17 марта в Киеве). Реабилитирует ли это Азарова и Тигипко в глазах социально несамостоятельного электората, в первую очередь, на Юго-востоке? Лично их – вряд ли, хотя «регионалам» 5-6 дополнительных процентов принесет. Тем более что политическая альтернатива для жителей этого «электорального гетто» (по выражению В. Небоженко) сузилась до минимума.
Юго-восток в предвыборных раздумьях
Теперь на политическом поле Юго-востока ситуация вернулась к состоянию на конец 2009 года. Электорату, отошедшему от ПР, остается голосовать либо за коммунистов, либо «ногами» - вовсе не идя на выборы. У него есть вариант также голосовать за «русские партии», но, во-первых, в число сторонников последних входят совсем уж русофилы-фанатики, а, во-вторых, вряд ли эти партии выпустят на «вольный выпас» в условиях, когда все прочие альтернативы, кроме КПУ, целенаправленно нивелируются.
Виктор Небоженко: Тигипко с удоволь-ствием шел бы на выборы, и мог бы даже преодолеть 5%, но ПР ему этого не дает
И тут стоит обратить внимание вот на что. В свое время Тигипко воспринимали как выразителя интересов среднего класса. Как нынешняя власть относится к среднему классу, она показала еще во времена подготовки Налогового кодекса в 2010 году. По сути, с тех пор ничего кардинально не изменилось. И если ныне регионалы вынужденно озаботились симпатиями социально-зависимого электората, то среднего класса их «новый курс» никак не касается. И это может вынудить былых избирателей Тигипко уходить к Яценюку, Тимошенко или же, опять-таки, голосовать ногами.
Двухпартийный тренд
Конец «Сильной Украины» служит уроком и для оппозиции. Изменение избирательного законодательства, запретившее партийные блоки, вынуждает партии либо согласовывать «пакты о ненападении», либо объединяться. Мелкие политсилы могут выжить только в случае их прямой прикормки со стороны власти, но в нынешних условиях содержание множества политических проектов с целью раздробления сил оппозиции уже не является главной тактикой власти. Это затратно, и не гарантирует результат. Намного легче договориться с лидерами ведущих оппозиционных политсил, дабы они контролировали «братьев меньших», нивелируя и поглощая их, либо же вытесняя на маргинес и вынуждая к фактической самоликвидации.
Такая тенденция уже была продемонстрирована во время изменения закона о выборах. Теперь же, если восторжествует принцип единого списка от оппозиции во главе с лидером «Фронта перемен» Арсением Яценюком (даже при формальном главенстве в списке сидельцев Тимошенко и Луценко), можно будет говорить о фактическом формировании в Украине двухпартийной системы. Иное дело – насколько контролируем будет объединенный оппозиционный список, и насколько он будет стабилен. Пока что оппозиционеры продолжают выяснять отношения, выталкивая из своих рядов тех, кто, по их словам, активно сотрудничает с Банковой. Хотя доказательств привести не могут, равно как и не могут доказать, что сами не участвуют в проектах, разрабатываемых в стенах Администрации президента.
Слияние крупнейших оппозиционных партий в одну, естественно, имеет и иные недостатки, с точки зрения власти. Такая партия становится достаточно мощной для того, чтобы поколебать вожделенный монополизм ПР, и поставить под сомнение второй президентский срок Виктора Януковича. Слить абсолютно все значимые оппозиционные партии в едином котле сложно уже в силу того, что существует такой партийный феномен, как «Свобода», который явно необходим для работы в «автономном режиме», и с учетом возможного использования Олега Тягнибока на президентских выборах как «пугала» для Юго-востока. Также пока неясна перспектива УДАРа, который теперь рассматривается как очередной выразитель «третьей силы» - за неимением иных аналогичных альтернатив.
Ликвидация «Сильной Украины» является мощнейшим ударом по самой концепции «третьей силы». Этот пример более чем показателен и для тех, кто рассчитывал на создание «полуторопартийной» системы власти в Украине, когда правящая партия опиралась бы на «костыль» в виде союзного политпроекта. Теперь окончательно ясно, что Партия регионов сделала ставку на тотальную мобилизацию ресурсов и сторонников. Что в условиях серьезного падения ее рейтинга делает такие усилия воистину авральными, драматическими, и оттого – завязанными на возможные манипуляции, провокации и даже насилие.