Життя та Стиль
Столиця
Аутентичная Пасха: писанки, белая, желтая и черная паски и кузнечный мастер-класс
«Контракты» встретили Пасху в соответствии с народными традициями. Или, по крайней мере, с тем, как их трактуют сегодня в частных музеях-усадьбах под Киевом.
В небольшом дворе, прямо под открытым небом, несмотря на моросящий дождь, люди столпились возле двух добротно сколоченных столов. В расписных глиняных мисках лежат яйца-крашанки, пироги с маком, копченое сало, нарезанные паски, а в котлах на открытом огне уже закипает густая чумацкая похлебка «Баба-шарпанка» с овощами и шкварками и традиционный, украинский кулиш.
«Издревле так повелось – говорит человек в вышиванке, тулупе и мохнатой казачьей шапке. – Три паски пекла хозяйка на праздник. Черную, желтую и белую. Белая паска – в память нашим предкам, которых с нами нет. Желтая – светлому Солнцу, которое дает жизнь всей земле. А черная, то есть насущный хлеб – это нам с вами».
По чаркам разливают терпкое вино, со странным, незнакомым букетом запахов. «Это вино мне привозят из Закарпатья, - добродушно улыбается хозяин. – Там его до сих пор делают по особым рецептам, и сразу везут ко мне в погреба».
Перед входом в старинную хату, пан Савка, как этого требует обычай, обнимает и целует каждого гостя.
- Христос воскрес!
- Воистину воскрес!
«Дома и почти все что находится в них – постройки девятнадцатого века, – рассказывает пан Савка слушателям, расположившимся в светлице за накрытыми столами. – Один дом построен еще в конце восемнадцатого века, и принадлежал он бабе Марии – бывшей хозяйке этого двора. После здесь поселился мой дед Савва Иванович. На одной из балок дома, даже надпись сохранилась – «1786». Дом изнутри мы оборудовали аутентично, по образцу старинных зажиточных крестьянских хат».
Гости слушают, уплетая вкусную домашнюю колбасу с чесноком и подчеревину, квашеные огурцы, картошку, сало и вареники. В домах действительно все отдает стариной – расписные печи, уголки, старинные иконы с рушниками в углах, небольшие оконца и двери с тяжелыми ручками. Пан Савка и его домочадцы превратили свое жилище в музей украинской сельской старины. Вилы, косы, грабли, топорики, серпы и прочие предметы сельского обихода украшают собой стены и подвесные балки хозяйских домов.
«Все это собиралось постепенно, - рассказывает хозяин. – Много чего осталось от прежней хозяйки, хлебная кадка, предметы одежды… Люди которые продавали дом, называли это «хламом», но этим вещам цены нет, по факту это музейные экспонаты! Кое-что осталось и от деда: весы восемнадцатого века, я еле отчистил от слоя ржавчины, но теперь, они гордость моей коллекции, топоры, косы, ткацкие станки, все это я собирал, покупал, чинил и выставлял дома. Так, постепенно, наш дом, превратился в настоящий музей национального быта.
Среди остальных экспонатов, орудий крестьянского труда, жерновов и молотильных цепов, мирно пристроились… две каски времен Второй мировой. Советская каска Красной Армии и немецкая – Вермахта.
Хохол родился – еврей заплакал
Со вторым домом дело обстоит куда интереснее. Большая крестьянская усадьба, некогда принадлежала дворянским родам. В ней пан Савка и принимает большие делегации гостей. История у этого дома – весьма непростая. Хозяин хутора увидел его на Житомирщине и загорелся желанием перенести к себе. Но все никак не мог справиться с бумажной волокитой. Чтобы не переплачивать и избежать лишней возни, подождал, пока дом разберут и выставят на продажу… в виде дров. Пан Савка «дрова» купил, отвез к себе на хутор и, как конструктор, собрал дом у себя на участке.
– Вы же знаете старинную украинскую пословицу, - улыбается хозяин хутора. – Когда хохол родился, еврей заплакал!
- А как начиналась история вашего хутора-музея? – спрашиваем мы.
- Все начиналось очень забавно. Ко мне на хутор должны были приезжать мои корейские друзья. Встал вопрос: а чем угощать гостей? К чему им магазинные разносолы? Мы накрыли чисто украинский стол – вареники, пампушки, сало, жаркое, борщ… Корейцы были в телячьем восторге, вот так мы и начали принимать у себя иностранных и не очень, гостей.
Пасха аутентичная
На светлый праздник Пасхи гостям скучать не пришлось – с семьей Савки уже не первый год сотрудничают мастера гончарства, кузнечества и коллективы аутентичной музыки. На Пасху гостям хутора провели мастер-класс по расписыванию яиц-писанок. Невзирая на то, что занятие это в старину считалось чисто женским, мужская половина гостей охотно приняла участие в расписывании пасхальных яиц под чутким руководством мастеров. Оксана Белоус – признанный мастер - не только раскрыла гостям все секреты расписывания пасхальных яиц, но и рассказала о значении и традициях этого древнего, еще дохристианского искусства.
Для мужчин организовали мастер-классы по кузнечному делу: во дворе хутора стоит самая настоящая кузница с двумя мехами. Кстати, гостям позволяют взяться за любой инструмент, сесть на любой стул, залезть на любую телегу, ведь приезжают сюда именно за тем, чтобы услышать отголосок минувших лет. Вы можете поучаствовать в аутентичной стирке и глажке белья по прадедовским методам, приготовлении муки на старинных жерновах. Обучиться владению гончарным кругом и старинным ткацким станком тоже можно во время мастер-класса.
Добраться до хутора довольно просто: на авто – по Минскому проспекту или Богатырской улице до села Новые Петровцы, там поглядывайте влево, пока не увидите большую церковь с зелеными куполами, после этого едете до первого перекрестка (а не поворота), и поворачиваете направо. А дальше по улице Князя Святослава прямо к хутору пана Савки. Общественным транспортом и того проще: с автостанции «Полесье» на площади Шевченко каждые 20 мин отправляются автобусы направления Киев-Лютеж. Садитесь на него и выходите на остановке «Чайник» в селе Новые Петровцы. А после, не переходя дорогу, по улице Кирова, прямо к хутору пана Савки.
Отдых на хуторе, музей, мастер классы и богатый стол, обойдется в триста гривен для взрослых и в двести – для детей.
Фото Дмитрия Дятлова
Оценка материала:
Аутентичная Пасха: писанки, белая, желтая и черная паски и кузнечный мастер-класс Ладо Гегечкори 16.04.2012