Колонки
Виталий Портников
Есть такая профессия: расхищать родину
Чем ближе открытие европейского футбольного чемпионата, тем больше разговоров о разочарованиях и недоработках.
Даже если забыть о политическом фоне, превратившим спортивный праздник в выяснение отношений между украинскими и европейскими политиками, даже если не вспоминать о проблеме возможного бойкота проходящих в Украине матчей, даже если не замечать очевидного имиджевого провала, нельзя не сказать самим себе, что мы не готовы к чемпионату. И то, что европейский чемпионат не вызывает у населения ни особого энтузиазма, ни особого интереса, тоже не секрет - достаточно сравнить отношение к происходящему в Украине и в Польше.
Удивляться этому не приходится. Когда мы получили этот чемпионат, он породил огромные надежды не потому, что это футбол, а потому что это был шанс на европейский прорыв. Что мы рассчитывали на инфраструктурные успехи. Не просто на новые дороги, аэропорты и стадионы, но на новую жизнь. Вот именно ее-то и нет. А поэтому даже те объекты, которые удалось все же получить, вызывают одни вопросы. Аэропорты? Но за какие деньги будут летать украинцы, когда небо монополизировано олигархами, а лоу-косты не пускают. Дороги? А вы попробуйте отъехать в сторону от скоростного шоссе. Причем отъехать без надежды на новый ремонт: бюджетных денег на шоссейные работы долго не будет. Скоростные поезда? Сплошное надувательство. Настолько очевидное, что даже один из отцов наших поражений, Борис Колесников, вдруг решил сообщить общественности, что решение о покупке южнокорейских экспрессов принимал не он, а - вы правильно подумали - Юлия Тимошенко. Удивительно только, что раньше об этом сногсшибательном решении Юлии Владимировны Борис Викторович ничего не рассказывал, предпочитая выдавать организацию скоростного движения в стране за свое собственное достижение. А когда скоростного движения не получилось - а получилось дневное движение на ненужных поездах за огромные деньги - виновной оказалась Тимошенко, кто же еще?
украинский и российский журналист, публицист, обозреватель, политолог.
Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем на Украине.
Но, думаю, многие - в особенности на востоке Украины - разочарованы не только тем, что инфраструктурного прорыва не случилось, а еще и тем, что люди, которых воспринимали в качестве реалистичных хозяйственников, оказались такими неумехами. И вот тут-то мы приходим к самому главному. Чемпионат Европы по футболу мог бы стать хорошей возможностью для крушения мифа о том, что раз у человека миллиардное состояние - то он хороший управленец.
Возможно, там, где люди действительно зарабатывают свои деньги, это действительно так. Но при этом мало кто из крупных бизнесменов суется в политику: бизнес требует контроля владельца. Миллиардеры считают деньги, умножают состояния, а не тратят время в министерских кабинетах. На постсоветском пространстве все иначе. Наш олигарх - это либо чиновник, имевший отношения с бюджетом, либо родственник чиновника, либо криминальный авторитет... Но это не бизнесмен, не управленец, не менеджер! Эти люди в массе своей понятия не имеют о том, как устроен бизнес, как устроена экономика, как функционирует государство. К тому же большая их часть чудовищно необразованна, неграмотна, склонна верить проходимцам. И все, за что они не возьмутся, может завершиться только провалом и крахом. Чемпионат - это еще полбеды. С точки зрения сегодняшнего дня и реальных европейских перспектив Украины это событие никакого значения не имеет. А вот экономическое развитие Украины - имеет. Для того, чтобы вывести страну из тупика, необходимо управленческое видение, необходима реформаторская отвага, необходим интерес к будущему государства. Всего этого в «региональной» власти не было, нет и не будет. В ней - каждый за себя, за свой бизнес. А все вместе эти люди могут только потопить украинский корабль.