НОВИНИ ДНЯ: Наступ Росії: генерал Годжес оцінив, чи реальний прорив окупантів вглиб України  Заява Макрона про відправку військ в Україну розлютила чиновників Вашингтона, - Вloomberg  В Києві очікуються сильні пориви вітру: містянам дали важливі поради  Через фінансову скруту Трамп почав торгувати Бібліями – The New York Times  Держборг України за місяць скоротився більш ніж на 1 млрд доларів  Переломный момент: генерал розповів, як потрібно діяти в Харкові для знешкодження ворога  У Британії визнали, що не могли б воювати з Росією понад два місяцівсі новини дня
Бізнес
Страхування
 Инна Алексеенко 14.06.2012 4343

Непопулярное упрощение: почему европротокол не пришелся по вкусу автолюбителям

Многие автолюбители предпочитают не рисковать. Ведь лимит выплаты по европротоколу ограничен 10 тыс. грн. Стоимость восстановительного ремонта свыше этой суммы автовладельцу придется оплачивать самостоятельно.

Призванный упростить жизнь водителям Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о ДТП и выплатах страхового возмещения» вступил в силу еще в сентябре прошлого года. Однако многие попавшие в аварию автомобилисты по-прежнему вызывают на место происшествия сотрудников Госавтоинспекции (ГАИ), вместо того чтобы самим заполнить специальный бланк — европротокол.

Причины равнодушия

Страховщики только разводят руками: мол, клиенты практически не используют европротоколы. Например, в СК «НАСТА» за весь период с 19 сентября по 31 мая был зарегистрирован только один случай оформления аварии без участия сотрудников Госавтоинспекции. Зато клиенты самой крупной в Украине страховой компании — НАСК «Оранта» — за упомянутый срок оформили 134 европротокола. Правда, к помощи ГАИ они обращались гораздо чаще — более чем в 4 тыс. случаев. Как следует из информации страховщиков, в среднем всего 1% автолюбителей оформляет европротоколы.

Одной из главных причин, почему водители по-прежнему вызывают ГАИ на место аварии, является то, что у многих из них на руках старые полисы ОСАГО (оформленные до 19.09.2011), к которым не прилагался европротокол. Если же хотя бы один из участников ДТП имеет старую страховку, а у остальных она новая, то, по закону, необходимо вызывать Госавтоинспекцию. Вторая причина низкой популярности европротоколов: многие владельцы машин плохо информированы об упрощенной системе регистрации ДТП.

В среднем всего 1% автолюбителей оформляет европротоколы

«Основная масса водителей при прохождении водительских курсов подробно изучала требования старых правил в отношении порядка действий и регистрации ДТП. Так что они не хотят рисковать, действуют по проверенной схеме», — рассуждает генеральный директор компании «Гарант-Ассистанс» Вадим Шевченко. Владельцы авто толком не знают, как правильно заполнить европротокол, и боятся, что если допустят какую-то ошибку, то СК откажет им в выдаче страховки.

По мнению страховщиков, данную проблему можно решить, активно внедряя практику выезда на ДТП аварийных комиссаров СК, которые помогали бы оформить страховое событие и заполнить европротокол. Хотя вызванивать и ожидать аварийного комиссара нужно порой не меньше, чем сотрудников Госавтоинспекции. Правда, в случае с оформлением европротокола все участники ДТП останутся с правами, а ГАИ обязательно их отберет, как минимум у виновной стороны, и оформит штраф.

«К сожалению, многие автолюбители до конца не верят в то, что получат страховое возмещение, если у них не будет «железного» документа в виде справки от ГАИ», — сказал директор департамента урегулирования убытков СГ «PZU Украина» Олег Компаниец.

По словам начальника управления добровольного и обязательного страхования рисков ответственности СГ «ТАС» Виталия Билецкого, некоторые страхователи настолько не доверяют упрощенной системе оформления ДТП, что предпочитают вообще не использовать бланк европротокола — сразу же возвращают его страховым агентам. К тому же украинским автолюбителям всегда непросто находить общий язык друг с другом. Сначала они не могут договориться, кто кому должен уступить дорогу на трассе, а когда попадают в аварию, то не могут прийти к общему мнению о том, как же все произошло и кто виноват. А если согласия между участниками аварии нет, то оформить ДТП без помощи ГАИ просто невозможно.

Помимо всего прочего, водители не могут на глаз определить сумму нанесенного ущерба. Ведь даже, казалось бы, простое повреждение может содержать «подводные камни», обнаружить которые могут только на станции техобслуживания. «Многие автолюбители предпочитают не рисковать. Ведь лимит выплаты по европротоколу ограничен 10 тыс. грн. Стоимость восстановительного ремонта свыше этой суммы автовладельцу придется оплачивать самостоятельно», — заметил начальник департамента урегулирования убытков УСК «Княжа Виенна Иншуранс Груп» Александр Завирюха.

Без волокиты и отказов

По данным страховых компаний, средняя сумма выплат по оформленным европротоколам составляет 4,1 тыс. грн.

Опрошенные Контрактами автолюбители, которые успели воспользоваться европротоколом, заметили, что теперь меньше бумажной волокиты, да и страховые компании гораздо быстрее производят выплаты.

Страховщики вроде бы тоже довольны нововведением. «Европротокол упрощает работу департамента урегулирования убытков. В первую очередь, заполнение этого документа позволяет сократить срок урегулирования дела. Страховой компании не нужно запрашивать и неделями ждать справку формы № 2 из ГАИ или постановления судов. Последние выплаты с использованием европротокола наша компания провела в среднем в течение 36 дней (средний показатель срока урегулирования по ОСАГО в 2011 году — 49 дней)», — прокомментировал Олег Компаниец.

Средняя сумма выплат по оформленным европротоколам составляет 4,1 тыс. грн

В некоторых случаях страховщики вынуждены отказывать в выплатах клиентам, воспользовавшимся европротоколом. «Мы отказывали по двум причинам. Первая: страхователь не признавал свою вину. Вторая: европротокол был оформлен по договору, заключенному до 19.09.2011, то есть до вступления в силу упрощенной процедуры оформления ДТП», — говорит директор департамента урегулирования убытков и контроля аутсорсинга НАСК «Оранта» Татьяна Копаева.

По данным игроков рынка, отказывают они в единичных случаях. Самый крупный страховщик — НАСК «Оранта» — отказал восьми клиентам. Более мелкие страховщики уверяют, что за все время действия европротокола у них было максимум один-два подобных случая. «Пока мы никому не отказывали в выплате. Мы стараемся исключить возможность отказа на самом раннем этапе, когда в контакт-центр поступает звонок от клиента, попавшего в ДТП. На основании полученной подробной информации об обстоятельствах происшествия мы сразу даем рекомендации, можно ли воспользоваться европротоколом или лучше вызвать ГАИ», — уверяет Александр Завирюха.

И никакого мошенничества

Когда только вступили в силу новые правила оформления дорожно-транспортных происшествий, некоторые игроки предрекали рост страхового мошенничества. «Введение европротокола дает очень серьезные возможности для страхового мошенничества, что может выражаться в самых различных формах. Например, реально водитель допустил ДТП без участия второй стороны, но потом договорился со своим соседом и они оформили европротокол», — рассуждала юрисконсульт СК «Добробут» Татьяна Половенко. По ее прогнозам, число случаев страхового мошенничества должно было вырасти минимум на 30% (до введения европротокола мошенничество составляло 3–5% от общего числа заявленных страховых случаев).

Предсказания не оправдались. По крайней мере, все опрошенные Контрактами страховые компании в один голос заявили о том, что не зарегистрировали ни одного подобного случая. Хотя один клиент СГ «PZU Украина» оформил европротокол задним числом, то есть через несколько дней после аварии. Причем у него был полис старого образца, к которому европротокол не прилагался. Страховая компания отказала клиенту в выплате, тем не менее в СК не склонны драматизировать ситуацию.

«Вряд ли тот страховой случай, по которому мы отказали в выплате, можно считать мошенничеством. Скорее всего, это типичный пример незнания процедуры оформления европротокола», — заявил Олег Компаниец. Страховщики объясняют отсутствие случаев мошенничества при оформлении европротокола невысоким лимитом выплаты. Дескать, 10 тыс. грн. — это не та сумма, из-за которой нечестные страхователи могут рисковать.

Туманные перспективы

Отдельные страховщики отмечают, что в последние месяцы несколько выросло число случаев оформления дорожно-транспортных происшествий с помощью европротоколов. Например, в СГ «ТАС» таких случаев с начала года зарегистрировано более 70, из которых 38 — в апреле и мае. «Можно говорить о том, что в последнее время наши клиенты оценили преимущества европротокола и стали значительно чаще его использовать. Однако утверждать, что это является тенденцией, еще нельзя из-за слишком малого количества обращений», — комментирует ситуацию начальник службы урегулирования страховых случаев СГ «ТАС» Виктор Панасюк.

Не исключено, что уже в следующем году украинские водители начнут активнее использовать европротоколы при оформлении ДТП. Ведь с 1 января 2013 года лимит выплаты по этому документу вырастет более чем в два раза и составит 25 тыс. грн. Правда, страховщики в своих прогнозах не очень оптимистичны. Они кивают в сторону России, где европротокол был введен более четырех лет назад, но до сих пор только 5–6% ДТП оформлены с его применением. По мнению игроков рынка, в Украине ситуация будет развиваться примерно по тому же сценарию.

«Думаю, наши автолюбители начнут активно пользоваться европротоколом не ранее, чем через три­четыре года. Но это произойдет только при условии значительного роста доверия клиентов к страховщикам в целом, популяризации европротокола с помощью рекламы, а также — усовершенствования процедур его оформления», — сказал Александр Завирюха.


Из личного опыта


Автомобиль редактора Контрактов на парковке незначительно поцарапал  новенький Chevrolet Aveo. Причем виновным себя наш сотрудник не считал, поскольку ни толчка, ни скрежета металла не слышал. Перезвонил своему страховому брокеру. Тот порекомендовал вызывать ГАИ и звонить страховому комиссару. Гаишники подъехали через 15 минут и сразу же стали убеждать, что виноват все-таки наш редактор, и советовали разойтись без оформления протокола — просто отдать деньги пострадавшему на месте. Но наш журналист настаивал на оформлении, уже подозревая и сговор пострадавшего с гаишниками (подозрительно быстро они приехали). Начали заполнять протокол. Появился аварийный комиссар, быстро осмотрел машины и предложил оформить европротокол — «и права при вас останутся, и штраф платить не нужно». Гаишники были счастливы, и через минуту их след простыл. Уже окончательно уверившийся в своей вине редактор Контрактов оформил европротокол. Примерно через месяц пострадавший позвонил и сообщил, что сумма ущерба меньше франшизы нашего редактора, так что пришлось встретиться и просто отдать деньги.

Оценка материала:

5.00 / 2
Непопулярное упрощение: почему европротокол не пришелся по вкусу автолюбителям 5.00 5 2
Бізнес / Страхування
 Инна Алексеенко 14.06.2012 4343
Еще материалы раздела «Страхування»