Життя та Стиль
Суспільство
Беги, Ева, беги! Ева Ланска с детства ставила себя в жесткие рамки и добилась успеха
В интервью Контрактам Ева Ланска, телеведущая, певица и писательница, рассказала о том, что: 1) многие карьерные достижения основаны на психических травмах, полученных в детстве 2) российские бизнесмены дают более интересные интервью, чем западные 3) старается не позволять гормонам руководить своей жизнью 4) среди московских бизнесменов очень модно коллекционировать предметы современного искусства
Главная героиня романа Евы Лански Wampum — московская молодая успешная журналистка отдела криминальной хроники. На сеансе у психоаналитика она принимает решение выяснить, почему и куда исчез ее отец, когда она была ребенком. Бывшая детдомовка в конце романа встречается с папой, по ходу пережив интимные встречи с олигархами, подозрения в серийных убийствах, преследования начальником ФСБ и любовь со стороны его подчиненного. Дебютантка-писательница провела детство без отца, получила юридическое образование, стала популярной ведущей на российском канале «ТВЦ» и вышла замуж за крупного бизнесмена.
Пытки Электры
Насколько автобиографична ваша книга?
— В образе главной героини отразились некоторые моменты автобиографии и мои переживания. В частности, огромное желание найти отца (я не видела его до 16 лет) и разобраться в своих комплексах. Но, в отличие от главной героини, я не воспитывалась в детдоме. Правда, до 7 лет жила с бабушкой и дедушкой, потом, до окончания школы, — с мамой, после чего сама — рано повзрослела. Первоначальное название книги «Комплекс Электры» — известный термин из психоанализа. Многие карьерные достижения основаны на психических травмах, полученных в детстве, непонимании со стороны родителей. Часто успешные люди в глубине души не уверены в себе. Я пришла к такому выводу, не только вглядываясь в себя, но и общаясь со многими деловыми людьми.
Как вам удалось в 16 лет обеспечить самостоятельное существование?
— Когда училась в университете на подготовительных курсах, мне удалось связаться с отцом. Наверное, из-за чувства вины, вызванного тем, что он до сих пор не уделял мне внимания, папа помогал мне: оплачивал аренду квартиры. Большего ему не позволила. Я училась на стационаре, а по вечерам подрабатывала. Для меня жить самостоятельно было очень важно. Не хотелось ни на кого рассчитывать при построении карьеры. Если живешь с родителями, попытки быть самостоятельным менее успешны. В глубине души ты осознаешь, что они всегда помогут, и если не удалось заработать, в холодильнике все равно найдешь обед. С детства ставила себя в жесткие рамки. Сложно поверить, что красивая девочка с большими голубыми глазами решила ограничивать себя: в отличие от сверстников, не ходила на дискотеки, не влюблялась, не путешествовала.
Красивая девочка больше себя
не ограничивает
К чему эти самоистязания?
— Ограничение дает дополнительный ресурс, воспитывает силу воли — главное качество для личности, желающей добиться успеха.
Вы сознательно создавали себе трудности, чтобы стать сильнее?
— Более сложный путь может быть и более коротким.
Путь куда?
— Моей целью была абсолютная самостоятельность, я собиралась открыть бизнес. Собственное предприятие порождает особую ментальность: сам отвечаешь за свою жизнь.
То есть важен сам факт быть хозяином, а профиль предприятия — дело пятое?
— Если бизнес совсем не пересекается с природными интересами, им заниматься сложно. Благо, когда начинала карьеру, выбор был. В конце 1990-х для каждого были открыты все двери. В качестве первого бизнеса выбрала для себя продюсирование. Хотя еще школьницей планировала открыть нотариальную контору, поэтому и поступила на юридический факультет. Но по мере его окончания понимала, что в юриспруденции мне тесно — тянуло к творчеству. Оказалось, что в продюсировании музыкального коллектива прекрасно сочетаются деловая и творческая составляющие. Знание законов в этой сфере тоже важно. Реализовать это удалось не сразу — только в 2000-х годах. До этого же нарабатывала контакты: в предпринимательстве личные связи так же важны, как первоначальные инвестиции. К тому же пополняла багаж знаний. Ради глубокого изучения иностранного языка отправилась во Францию. Там и познакомилась с композитором. Когда материал был готов и понадобилась солистка, предложила партнеру собственную кандидатуру. Выходит, первым серьезным бизнес-опытом стало самопродюсирование.
Совмещать творчество и бизнес сложно?
— Да, возникает конфликт интересов. Те, у кого получается делать и то и другое одновременно, — очень одаренные люди. Три года, пока училась на журфаке по специальности «телевидение», занималась этим проектом. А потом ушла совсем в другую отрасль — ресторанный бизнес.
Неожиданный выбор для певицы и журналистки.
— Заинтриговали кулинары, с которыми тоже познакомилась во Франции. После расчетов нашла выгодным открытие французского ресторана. Галльская кухня почти не представлена в российской столице. Я прожила во Франции в общей сложности 10 лет, регулярно езжу туда до сих пор, поэтому хорошо знакома с тамошними рецептами, традициями, манерами. Хочу открыть в Москве большой ресторан, а затем — целую сеть.
То есть ресторан пока не открыт?
— Этот проект забрал уже 4 года. Нужно было найти помещение, взять кредит, купить оборудование, собрать команду профессионалов, найти повара. В данный момент занимаюсь отделкой. Выбранное мною здание — памятник архитектуры. Пришлось взять на себя обязательство полностью отреставрировать объект, пребывавший в ужасном состоянии. Надеюсь, в этом году ресторан откроется.
Тем временем на что вы живете?
— С недавних пор я замужем за крупным предпринимателем. Рада, что мы с супругом коллеги не только в области бизнеса: у него тоже журналистское образование.
Вы утверждаете, что стремление к успеху обусловлено детскими комплексами. Возможно, людям, чья жизнь внешне складывается отлично, лучше вылечить душевную травму и стать по-настоящему счастливыми, а не заниматься напрасной компенсацией?
— Часто люди не осознают и не задумываются над тем, что ими движет, пока не обратятся к психологу. В частной беседе я бы вам рассказала, у кого из моих влиятельных соотечественников какой комплекс. Скажем, человек выкладывает несколько сот миллионов на теннисную команду, особо не зная правил игры, — это красноречивое свидетельство комплекса.
Какого? Я на сей счет знаю только анекдот о тугой на ухо золотой рыбке, которая недослышала желание олигарха и обеспечила его большим теннисом.
— Скорее всего, такой человек в детстве проигрывал. Сомневаюсь, что поход к психоаналитику решит проблему. Практически у каждого в детстве случались психотравмы. Но для одних они становятся препятствием в развитии, для других — толчком. Как впрочем, любые другие проблемы. В школьные годы я была физически слабой девочкой. На уроках физкультуры прибегала к финишу последней, да еще падала в обморок. А бег был главным видом спорта в нашей школе. Записалась в спортивную секцию, годы занималась по несколько часов в день, правильно питалась, пока не финишировала первой в классе. Потом стала чемпионкой школы. Наконец, выиграла межшкольные соревнования и получила денежный приз. Ведь никто меня не заставлял тренироваться. Просто однажды задело, что я слабее всех. Хотела доказать себе и окружающим: для человека нет ничего невозможного. И если он ставит перед собой определенную задачу — значит, ему это действительно нужно. Успешные бизнесмены жертвуют очень многим: личным временем, возможностью расслабиться, безопасностью, а то и семьей.
Да это иллюстрация к потерянному раю! А ведь сказано было в Нагорной проповеди: «Не заботьтесь о завтрашнем дне». Почему бы не расслабиться и не наслаждаться жизнью?
— Думаю, людям, прилагающим адские усилия, нравится и процесс, и результат. И мне тоже.
У вас большой опыт общения с российскими и французскими бизнесменами. В чем отличия между ними?
— Русские дают более интересные интервью и практически всегда выражают личное мнение. Они более спонтанны в общении. У иностранцев же заранее заготовленные ответы, они работают на имидж компании.
Коллега, откровенность и спонтанность нужно холить и лелеять!
— Если бы спонтанность русских выражалась только в общении! Любой иностранец планирует жизнь на год вперед: от поездок на отдых до визитов к врачу. В Англии ребенка записывают в школу, где ему предстоит учиться только через несколько лет. Не запишут — не попадет. Наши бизнесмены, сталкиваясь за рубежом с этими реалиями, поддаются их воздействию.
Это дисциплина, позволяющая успевать и работать, и отдыхать. Я поддерживаю такое отношение к жизни. Полагаю, даже встречи с друзьями нужно планировать за несколько месяцев вперед. Прочее приводит к хаосу и ухудшению результатов. Люблю логику и определенность, сама стараюсь не позволять гормонам руководить мной.
И в личной жизни?
— Всегда.
С кем вам интереснее: с бизнесменами или с творческой братией?
— Принципы общения с этими категориями людей абсолютно разные. Представители делового мира словами не бросаются, что является нормой вещей для богемы. Первые мне нравятся больше. У деловых людей научилась мыслить логически, не позволять сбивать себя с толку.
Красиво петь не запретишь
Не успев окончить юридический, вы поступили на факультет журналистики. Зачем?
— Когда оканчивала юрфак, поняла, что по специальности работать не буду. Продюсерского факультета не было, поступила на более близкий к нему. На журфаке, помимо профильных предметов, изучали пиар, маркетинг.
И вы написали диплом на тему «Продвижение музыкального продукта». Насколько практика расходится с теорией?
— В Европе не особо расходятся — там все базируется в первую очередь на четко прописанных законах. Продюсер обязан заключить с певцом контракт, где должен указать процент, который получит певец от продажи пластинок. Если процент ниже установленной законом нормы, певец подает в суд и в 99,9% случаев выигрывает дело. В России продюсеры делают, что хотят.
Есть масса хороших законов, но они не работают. Судебные разбирательства обходятся дорого, из-за чего музыканты попросту опасаются подавать в суд.
Интересует ли вас шоу-бизнес сегодня?
— Для меня это пройденный этап, он весьма рискован, его нельзя просчитать. Ведь нет параметров, согласно которым можно выделить хит. Не срабатывают никакие фокус-группы.
Вы, будучи продюсером, действовали по наитию?
— Не без того. Главное — работала по экономичной схеме, не рассчитывая на большие дивиденды, но и не очень рискуя средствами.
Ева, как вы вообще проникли во Францию?
— В студенческие годы сотрудничала с модельным агентством, в качестве модели и актрисы снималась в музыкальных и рекламных роликах: была лицом кондитерской марки «Коркунов», играла главную роль в клипе «Я люблю» группы Hi-Fi. Но очень хотелось во Францию — с детства. Отправила резюме в тамошние актерско-модельные агентства. Приняли в штат парижских студий «Динамит» и «Карин». Поскольку в МГУ есть отделение Сорбонны, договорилась о переводе в этот университет. Благодаря изучению французского в среде носителей смогла петь на этом языке.
Другими словами, ваша музыкальная карьера во Франции — плод счастливых совпадений?
— Совпадения случаются у тех, кто в поиске. Встреча с композитором Давидом Аттеланом, действительно, удача. Ведь он сам музыкант, у него дома находится студия. Так как это был совместный проект, мне не приходилось платить за его услуги. Да и приглашенные музыканты работали авансом, ведь они были друзьями Давида.
Результат был успешным?
— Мы с Давидом полтора года работали над альбомом: я писала тексты, он — музыку, сами осуществили мастеринг и, наконец, разослали диски выпускающим компаниям. Через полгода получили предложение о сотрудничестве. Компания грамзаписи предоставила пиар-менеджера, напечатала в 2005 году тираж и распространила его в магазинах Франции, частично в Бельгии и даже отправила партию в Израиль. Кроме того, мы получали деньги от каждой демонстрации наших песен на радио и ТВ. А по телевидению наши клипы крутили целый год. Получается, я отказалась от музыкального проекта вопреки успеху.
Не секрет, что в российском и украинском шоу-бизнесе путь артиста к успеху лежит через постель. Во Франции та же практика?
— Отказалась от музыкальной карьеры, потому что лично столкнулась с этим явлением. Подобный вариант самопродвижения стал абсолютно исключен, когда у меня завязались серьезные личные отношения.
Называя пластинку «Половое воспитание», вы задумывались о своей дальнейшей судьбе?
— Это была осознанная провокация, маркетинговый ход. Хотелось привлечь внимание к продукту. Как продюсер, не пожалела об этом. Да и вообще придерживаюсь известного правила: никогда ни о чем не жалеть. Просто в дальнейшем не допускаю прежних ошибок.
Редкая штучка
Как вы попали на популярный канал «ТВЦ»?
— Прошла по кастингу — не знаю, насколько большим был конкурс. В тот день, когда я пришла в студию, оказалось одной из трех претенденток. Так, в 2006 году стала работать ведущей рубрики «Редкая вещь» программы «Воскресное утро» — это был мой первый опыт на российском ТВ, продлившийся год. В 2007-м новый проект ТВЦ — программа «Люди дела».
А до того появились на французских телеэкранах?
— Мое появление в «Летних рекордах» канала France 3 было волей случая. Пришла в студию в качестве гостя — вместе со своей группой, танцорами. Все, что я должна была сделать, — спеть в финале программы. Но приехала на телецентр раньше положенного времени. Разговорились с ведущим: он признался, что заболела напарница и предложил заменить ее. Я жутко испугалась, была не готова к такому повороту. Он сказал: будь естественной, и пообещал поддержать. Так мы полтора часа и проболтали в эфире, комментируя забавные выступления гостей программы — поп-звезд. Те, например, таскали надувные гантели, а мы над ними подшучивали. Мне все очень понравилось. Поняла, что это интереснее, чем петь: масса положительных эмоций, адреналин! И стала стремиться на ТВ. Попала в эфир «Шоу Cauet» — повторилась история «Летних рекордов». Поэтому, вернувшись в Россию, принялась рассылать резюме по телеканалам и ходить на кастинги.
Насколько я знаю, вы вели программу о
предметах искусства. Эта тема волнует российских бизнесменов?
— Среди московских бизнесменов очень модно коллекционировать, особенно современный арт. Недавно я была на знаменитой арт-ярмарке в Базеле. По соседству, в Клаус-музее, проходила выставка модерниста Хаима Сутина (очень его люблю!). Там побывали и сделали покупки многие российские бизнесмены, хотя никакие презентации и папарацци их не ждали. Ежегодно появляюсь на торгах Sotheby’s: покупаю и продаю, и там тоже встречаю толпы российских бизнесменов. Та же ситуация на коктейлях Christie’s, где проходит предварительный показ лотов.
Вы ведь тоже стали жертвой этой страсти?
— Да, но я не жертва моды. Считаю искусство культурной базой, без него не представляю свою жизнь. В принципе, необязательно покупать дорогие картины — достаточно ходить в музеи. Но если есть возможность обладать шедевром — не стоит от нее отказываться. Это налагает отпечаток на формирование личности.
Является ли для вас коллекционирование живописи инвестиционным инструментом?
— Я интересуюсь художниками, творящими сегодня. А их произведения завтра могут упасть в цене, в отличие от классики. Для меня это культурный поиск. Любимые авторы — Валерий Кошляков, дуэт Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, Veronika, работу которой мне привезли буквально вчера. Прелесть собирательства современных живописцев в том, что ты можешь посредством общения понять их мировоззрение, к тому же не сомневаешься, что приобретаешь подлинник. У меня есть передвижники, маринисты начала века — с них начиналась коллекция. Позже появились шестидесятники, в частности, Вейсберг. Нравятся Малявин, Коровин, картину которого купила, очень успешно продав два полотна Альтмана. Русских живописцев ХХ века коллекционирую, потому что хорошо знакома с русской историей этого периода. Без этого невозможно понять творчество художника.
Украинские коллекционеры часто, совершая покупку на аукционе живописи, оставляют ее за границей. Инвестиция сделана — и порядок.
— Никогда так не поступаю. Мне важно видеть перед собой картину, питаться ее энергией. Все мои приобретения живут в моем офисе.
Между Кристи и Робски
Насколько, на ваш взгляд, описание Сергеем Минаевым московской бизнес-сферы соответствует действительности? Действие вашего романа разворачивается в той же среде.
— Вы о минаевском «Духless»? Лучше отражает российские бизнес-реалии роман Колышевского «Откатчики». Менеджеры устраиваются на работу не для того, чтобы получать зарплату, а чтобы воровать.
Чьим же творчеством вдохновлялись, дебютируя в литературе?
— В детстве зачитывалась Конан Дойлем и Агатой Кристи — наверняка подсознательно ориентировалась на них. Стремилась к тому, чтобы роман был энергичным, насыщенным действием. С другой стороны, хотелось быть актуальной, описывать реалии сегодняшнего дня. В итоге, на мой взгляд, получилось нестандартное произведение.
Литературная Москва отреагировала на ваш труд?
— Маша Царева и Арина Холина поздравили, Оксана Робски порадовалась, Лена Ленина назвала меня своим конкурентом. Дарья Донцова удивилась: когда-то я брала у нее интервью, и она меня воспринимала исключительно в качестве телеведущей. То есть все позитивно отнеслись к моему дебюту.
В этом списке нет авторов-интеллектуалов.
— Такие авторы не ходят на светские мероприятия и наверняка понятия не имеют о моей книге.
Написание книги — ваша детская мечта, спонтанная идея или очередной бизнес-проект?
— Издательство «Эксмо» предложило мне как телеведущей выпустить книгу, от чего я не смогла отказаться. Понравились условия, механизм взаимодействия. 20 тыс. тиража первой книги говорит о том, что издатели в меня верят. А это огромный стимул. Эксмо обратилось и к Андрею Малахову, Елене Ищеевой, Татьяне Веденеевой, издательству нравится работать с телеведущими, артистами, певцами.
Эта практика подтверждает сегодняшнюю тенденцию, согласно которой успешным писателем легче стать, если ты успел прославиться в другой отрасли.
— Если в творческой области — так и есть. Вообще-то мне предложили написать книгу о героях моих программ. Но я, подумав месяц, ответила: эта тема быстро потеряет актуальность. Мне хотелось продолжительного сотрудничества. Решила, что жанр детектива более перспективен. А задумалась о нем, потому что училась на юрфаке. Подписала контракт на четыре криминальных романа.
Ого! Вам так легко пишется?
— Не сказала бы, ведь параллельно занимаюсь бизнесом. На первую книгу потратила год, просрочив все дедлайны.
Украинским писателям за роман платят от $500. Если предложат EUR5000 — они счастливы. Неужели вас прельщают такие суммы?
— Эксмо не просто выплачивает гонорар за произведение. Автор получает бонус за тираж. На данный момент оплата приближается к $10 тыс. Так как это мой личный результат, считаю сумму отличной. К тому же есть дополнительные источники возможной прибыли. Например, продажа литературного произведения кинокомпании — в России выпускается огромное количество сериалов.
Вы изначально планировали воплотить роман в целлулоиде?
— Да, и надеюсь, это произойдет. Книга на прилавках совсем недолго, сложно прогнозировать ее успех. К тому же на литературе можно хорошо зарабатывать, создавая несколько книг в год. Постараюсь писать по 2 романа за 12 месяцев.
Досье
Ева Ланска родилась в Подольске, Подмосковье
Окончила юридический факультет и факультет журналистики МГУ
Достижения: ведущая телепрограмм «Редкая вещь» и «Люди дела» на российском канале «ТВЦ». Как певица и продюсер выпустила пластинки S’Attitudes и Carre Blanc. Автор детективного романа Wampum
Кем могла бы стать: киноактрисой
Хобби: коллекционирование живописи, чтение
Кредо: ни о чем не жалеть
Самое сильное впечатление: факт собственного замужества
Самое большое разочарование: отсутствие абсолютной верности
Главное событие в жизни: излечение матери от смертельной болезни
Последняя крупная трата: картина Максима Кантора
Оценка материала:
Беги, Ева, беги! Ева Ланска с детства ставила себя в жесткие рамки и добилась успеха05.09.2008