НОВИНИ ДНЯ: Зеленський розповів, як Україна повертатиме Крим  Ідеальний рецепт на Новий рік 2025: як засолити будь-яку рибу за 15 хвилин  Перші дослідження ґрунту з темного боку Місяця розкрили нові факти  Удари ЗСУ вглиб Росії: експерт назвав цілі ракет ATACMS  Бойові дії в Україні можуть припинитися 2025-го: деталі від The Economist  Як приготувати найніжніші та найсоковитіші відбивні: допоможе цей секретний інгредієнт  Коли Андрія Первозванного 2024 року: святкуємо за новим календарем, історія, традиціївсі новини дня
Бізнес
Економіка
17.09.2008 34341

Горючая тема. Владельцы АЗС не спешат снижать цены на бензин

Почему владельцы АЗС не спешат снижать цены на бензин адекватно удешевлению нефти. Розничные цены легко повышают, но при снижении оптовых — очень неохотно опускают.  

Константин КРАВЧУК

Цены на нефть стремительно катятся вниз: с 14 июля по 2 сентября ее котировки на бирже ICE Futures (Лондон) рухнули на 24,4% — до $109,71 за баррель (около 159 литров). Однако владельцы украинских АЗС не спешат снижать цены на горючее. Топливо начало дешеветь только в августе, и этот процесс идет медленно. По данным консалтинговой компании UPECO, к 2 сентября средняя по Украине стоимость бензина А-95 уменьшилась всего на 5,9% — до 6,23 грн за литр.


«Есть определенный временной лаг, когда изменение цен на нефть отражается на рознице. Такое же отставание наблюдалось и весной: цены на бирже росли быстрее, чем в рознице», — говорит Олесь Пограничный, представитель компании «Галнефтегаз» (сеть автозаправочных станций «Окко»). Тем не менее в сентябре обвала цен на заправках ожидать не стоит, уверяют представители нефтяных компаний, — бензин будет дешеветь в том случае, если нефтяные котировки будут падать и дальше. «Если в ближайшее время ценовой вектор мирового рынка нефти не изменит свое направление, то можно делать однозначные прогнозы о дальнейшем снижении цен на заправках», — говорит Дмитрий Кулик, директор компании «Параллель», крупнейшего розничного продавца нефтепродуктов в Донецкой области (сети АЗС «Гефест» и «Параллель»). В свою очередь независимые эксперты считают, что горючее должно подешеветь до конца месяца и при сохранении нынешних цен на нефть, но ненамного — не более чем на 3-5%. «В сентябре стоимость бензина А-95 и дизтоплива может снизиться на 30 копеек за литр», — полагает исполнительный директор UPECO Сергей Куюн.

Цены — вниз, НПЗ — на ремонт

Рост цен на нефть был главной причиной повышения стоимости бензина. Хотя темпы подорожания сырья и нефтепродуктов были разными. По данным Администрации энергетической информации США, достигнутая в июле пиковая цена нефти превышала уровень начала года на 45,7%. В то же время бензин в Украине за этот период подорожал только на 27,1%. Такая разница имеет простое объяснение: в структуру цены бензина входят также расходы на переработку нефти, доставку горючего, эксплуатацию АЗС и налоги. Если бензин не дорожал так быстро, как нефть, то и дешеветь должен медленнее, говорят эксперты. Но даже с учетом этого фактора цены на заправках в Украине должны падать быстрее — так считает правительство. «Аналитические материалы, которыми мы располагаем, свидетельствуют о том, что цены должны быть уменьшены и уменьшены значительно», — заявил в августе первый вице-премьер Александр Турчинов.

Летучий голландец Стоимость аналога бензина А-95 в странах EC, EUR/л
бензин

Неторопливость владельцев АЗС объясняется рисками, которые закладываются в цену горючего, полагает директор консалтинговой компании «НТЦ «Психея» Сергей Сапегин: «Причина — в повышенных рисках возобновления роста оптовых цен на нефть и нефтепродукты на европейском рынке. Кроме внешних рисков, учитываются и внутренние». Речь идет об угрозе дестабилизации рынка нефтепродуктов в результате остановки нескольких нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). В сентябре остановился на ремонт небольшой НПЗ «Галичина», принадлежащий группе «Приват». Предприятие выпускает топливо, не соответствуещее украинским стандартам из-за повышенного содержания серы (до 0,5% в дизельном топливе и до 0,1% в бензине). Галичина выпускала такое горючее по временному разрешению Госкомитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарта), но 1 сентября срок действия разрешения истек, и завод был вынужден остановиться. ГСТУ не соблюдают Нефтехимик Прикарпатья, также принадлежащий Привату, и «Укртатнафта» (Кременчуг). Нефтехимик не работает с июля, а Кременчугский НПЗ выпускает топливо, несмотря на отсутствие разрешения Госпотребстандарта. С 15 сентября на плановый ремонт должен остановиться и крупнейший производитель горючего в Украине — Лисичанский НПЗ (принадлежит российско-британской компании «ТНК-BP»). Таким образом число работающих НПЗ может уменьшиться с четырех в августе до одного в сентябре: в строю останется только Одесский нефтеперерабатывающий завод (принадлежит ЛУКОЙЛу). Сейчас украинские НПЗ обеспечивают горючим около половины отечественного рынка. По данным Галнефтегаза, в августе доля импортного бензина А-95 составила 51%, дизтоплива — 49%.

Риск — дело прибыльное

Остановка нефтеперерабатывающих заводов позволит импортерам увеличить доходы. В июне стоимость аналога бензина А-95 на европейском рынке колебалась в пределах $1100-1180 за тонну, а цена «пятого» на украинских заправках не превышала 6,40 грн за литр. В августе импортный бензин подешевел до $950-1000, а его стоимость на заправках была близка к июньскому уровню — 6,20-6,50 грн за литр. В результате прибыль крупнейших сетей АЗС, по подсчетам Контрактов, выросла вдвое — до 1 грн на литре (см. Структура цены на бензин).

В США с 14 июля по 2 сентября цена аналога А-95, снизилась на 9,2% и сейчас составляет $3,77 за галлон (3,79 литра). В пересчете на украинскую валюту американский бензин стоит 4,65 грн за литр. Низкая цена объясняется тем, что бензин в США почти не облагается налогами. В Европе цены намного выше. По данным Еврокомиссии на 2 сентября, в странах ЕС аналог А-95 стоит от ЕUR1,07 до EUR1,61 за литр. Но без налоговой составляющей стоимость горючего в большинстве стран Евросоюза составляет от EUR0,58 до EUR0,64 за литр. В Украине доля налогов не превышает 23%, а без их учета литр 95-го (менее качественного бензина, чем в европейских странах) стоит EUR0,71. То есть владельцы украинских АЗС на литре топлива зарабатывают больше своих европейских и американских коллег.

Структура розничной цены литра бензина А-95, грн
бензин

По мнению экспертов, невысокая конкуренция на розничном рынке нефтепродуктов играет на руку торговцам: они могут включать в цену различные риски и не спешить со снижением цен, когда позволяет конъюнктура. Подобная ситуация характерна не только для рынка горючего. Розничные цены легко повышают, но при снижении оптовых — очень неохотно опускают. К примеру, в октябре-ноябре минувшего года закупочные цены на свинину уменьшились с 11 до 8 грн за кг (в живом весе), на птицу — с 12 до 9,5-10 грн за кг. Но на розничных это почти не отразилось. По данным Госкомстата, в ноябре индекс цен на мясо и мясопродукты снизился на 0,7%, а в декабре он снова повысился на 1,6%. «Чтобы розничные цены были ниже, перерабатывающих предприятий, торговых сетей, магазинов должно быть намного больше, чем сейчас, — во многих секторах экономики крайне низкий уровнь конкуренции», — говорит Сергей Наливка, директор консалтинговой компании «ААА». По оценке экспертов, более половины из 6 тыс. украинских заправок входит в состав больших сетей. Самую крупную сеть АЗС контролирует Приват, в нее входит не менее 700 заправок (торговые марки «Укрнафта», Sentosa, «Авиас Плюс» и др.). В число крупных владельцев сетей АЗС входят также «Альфа-нафта» (торговая марка ANP), WOG, ЛУКОЙЛ, Галнефтегаз, Альянс Холдинг (АЗС под брендом Shell). Каждая из этих компаний контролирует не менее 200 заправок.

Еще одна причина, позволяющая розничным торговцам дополнительно зарабатывать на падении оптовых цен, — готовность украинцев платить за дорогое горючее. Несмотря на повышение цен, продажи топлива растут. По данным Госкомстата, в июле продажи А-95 увеличились на 6,8% по сравнению с июлем минувшего года, а продажи дизтоплива — на 1,2%. Тогда как на Западе обратная тенденция. В США, например, на долю которых приходится четверть мирового потребления нефти, в этом году спрос уменьшился на 800 тыс. баррелей в день, или на 4%.

Розница не поспевает за оптом Средние цены на бензин А-95 в Украине и его аналогов в Европе
бензин

Государство пытается бороться с завышенными ценами. 20 августа Антимонопольный комитет (АМК) объявил о возбуждении нового дела по признакам антиконкурентных согласованных действий на рынке дизтоплива. АМК подозревает в ценовом сговоре крупнейших производителей: «Укртатнафту», ЗАО «ЛИНИК» (оператора Лисичанского НПЗ), ТНК-ВР Коммерс, Нефтехимик Прикарпатья, Галичину, Одесский НПЗ, а также торговцев: Оптима-Трейд и Галнефтегаз. «Результаты предварительного экономического анализа свидетельствуют о наличии признаков сговора основных игроков рынка», — заявил первый заместитель главы комитета Юрий Кравченко. Однако вряд ли усилия АМКУ дадут заметный результат. Только в июле-августе Антимонопольный комитет четыре раза штрафовал основных игроков рынка нефтепродуктов за необоснованное повышение цен. Но, похоже, размеры штрафов (до 500 тыс. грн) не ощутимы для крупных компаний.

ОПЕК против снижения

Перспективы дальнейшего снижения мировых цен на нефть неочевидны. Приток спекулятивного капитала на рынки нефтяных фьючерсов, который взвинтил цены, напоролся на неготовность многих потребителей платить за топливо втридорога. «Всех тревожит сокращение спроса. В краткосрочной и среднесрочной перспективе на рынке будет царить «медвежий» настрой, хотя цены поддерживаются другими факторами, такими как ураган и ситуация в России и Грузии», — цитирует Reuters Роберта Ньюнана из Mitsubishi Corp. Тем не менее вряд ли приходится рассчитывать на возвращение котировок к уровню $50-60 за баррель. Страны ОПЕК, на долю которых приходится около 40% мирового производства нефти, рассматривают возможность сокращения добычи, чтобы поддержать цены. «Некоторые страны — члены ОПЕК производят нефти больше, чем установлено квотами, и на предстоящей встрече в Вене необходимо призвать их к прекращению избыточных поставок. Объем добычи нефти должен быть сопоставим со спросом», — заявил министр нефти Ирана Голамхуссейн Нозари. Решение об уменьшении добычи может быть принято уже 9 сентября. Эксперты компании Center for Global Energy Studies полагают, что ОПЕК будет стремиться предотвратить падение цены на нефть ниже уровня $100 за баррель.

Оценка материала:

3.00 / 6
Горючая тема. Владельцы АЗС не спешат снижать цены на бензин 3.00 5 6
Бізнес / Економіка
17.09.2008 34341
Еще материалы раздела «Економіка»