Життя та Стиль
Особисті фінанси
Как заработать на любви к мучному
Открыть семейное дело мечтает каждый здравомыслящий человек. Но пока одни ищут свою стихию, другие активно испытывают судьбу. Елена и Артем Культенко три месяца назад открыли точку по выпечке горячих булочек «Горячая штучка». Получив первую прибыль, они мечтают организовать свою сеть и даже открыть хлебные бутики, где будут выпекать элитные сорта хлеба.
Анастасия Ригинс, Личный Счет
Как из бабушкиной печки
«Никогда не могла представить, что стану торговать булочками, — смеется Лена. — Хотя очень их люблю. Просто такой бизнес не казался мне серьезным». Лена — заместитель руководителя фирмы, занимающейся сдачей помещений в аренду. Ее брат Артем — коммерческий директор этой организации. Идея об открытии семейного бизнеса давно витала в кабинете брата и сестры. «Я много путешествовала по Западной Германии и искренне умилялась образу жизни немцев. Особенно впечатлили окрестности Баден-Бадена, где в небольших городках множество маленьких ресторанчиков и пивоварен, которые содержат семьи. Они и директора, и бухгалтеры, и повара, — рассказывает Лена. — Вот и мы думали поначалу открыть свой ресторанчик». Но ресторан посчитали делом дорогим и хлопотным, а вот небольшой ларек с горячей выпечкой — в самый раз. «Мы рассматривали такую идею только в качестве альтернативного заработка, со временем способного приносить небольшую прибыль. Налаживать производственную линию нам не по силам, — говорит Артем. — Поэтому искали производителя, чью продукцию можно было бы выпекать непосредственно на точке». Заинтересовавшись вопросом, ребята обнаружили на украинском рынке немного франчайзинговых предложений. «В одной компании попросили подождать четыре месяца, качество продукции другой нам не понравилось, — объясняет Лена. — К тому же мы хотели работать с украинским производителем». Побывав на одном из хлебозаводов ОАО «Хлеб Киева», занимающихся производством замороженных слоек и развивающем сеть «Горячая штучка», ребята решились на воплощение своей мечты. «Слойки с фруктами напомнили вкус той сдобы, которую пекла для нас бабушка, когда мы приезжали к ней на каникулы, — говорит Лена. — Порадовал и ассортимент: всевозможные фрукты, ванильный крем, ветчина, сыр, курица. Пара таких слоек может стать полноценным «перекусом». Также для нас очень важно, что продукция изготовляется из натуральных ингредиентов, а мы заинтересованы продавать продукт, который с удовольствием едим сами». «Учитывая, что у нас в городе много мест, где при высоком скоплении людей не всегда продается еда, тем более горячая, мы не сомневались в высоком спросе на нашу продукцию», — добавляет Артем.
Горячая штучка
От посещения завода до открытия собственной торговой точки прошло три недели.
Самым сложным этапом стал поиск помещения. Размещать магазинчик, чтобы он приносил
неплохую прибыль, консультанты «Хлеб Киева» рекомендуют вблизи офисов, станций метрополитена,
остановок общественного транспорта, учебных заведений, рынков. «Нам найти место
помогли знакомые, для этого потребовалось буквально несколько дней», — честно признаются
хозяева. Аренда небольшого ларечка площадью 10 кв. м обходится Культенко в $300
ежемесячно. За печь, расстоечный шкаф и холодильник пришлось заплатить франчайзеру
— компании «Хлеб Киева» — около $1870. «Это залоговая сумма, которую мы можем вернуть,
если бизнес окажется убыточным, — говорит Артем. — В общей сложности для открытия
первой точки, с учетом рекламы и найма сотрудников, нам потребовалось около
$4,5 тыс.». А больше всего времени семье Культенко пришлось уделить поиску персонала.
Успех такого предприятия во многом зависит от настроя продавцов, которые будут обслуживать
клиента. Если они чистоплотны и приветливы, клиент не сможет равнодушно пройти мимо
точки, не купив булочку. Прибегнув в очередной раз к помощи знакомых, ребята нашли
двух продавцов, которые посменно работают в их булочной. Пока их зарплата составляет
$10 в день и проценты от продаж, но в будущем хозяева планируют ее увеличить. К
тому же в ларьке продается не только выпечка, но холодные и горячие напитки. «В
летний период нам было непросто договориться с поставщиками вод, — говорит Елена.
— Около недели, не расставаясь с телефоном, провела в поисках поставщика. Закупками
сейчас занимаюсь я, но в будущем заказывать необходимую продукцию будут наши люди
на точках». Правильно выпекать слойки персонал обучает технолог компании «Хлеб Киева»,
он проводит на точке столько времени, сколько потребуется, чтобы довести действия
персонала до автоматизма.
Хлебный бутик и студия хореографии
У Елены и Артема Культенко первый блин не оказался комом — уже в первый месяц «Горячая штучка» принесла им $700 чистой прибыли. А учитывая, что их торговая точка находится вблизи нескольких школ, то с началом учебного года они планируют вернуть свои вложения. Сейчас они наведываются в свой ларек ежедневно. «Не потому что мы не доверяем нашим работникам, — говорит Лена. — Просто порадоваться как развивается наше дело». Но на одном ларьке ребята останавливаться не собираются. Уже сейчас Культенко подыскивают помещения для следующих точек. Артем мечтает открыть не меньше восьми горячих точек и несколько магазинчиков, где будет выпекаться хлеб элитных сортов стоимостью около 20 грн за батон. «В Европе половина хлеба выпекается из заморозки и продается горячим, — говорит Артем. — Мы тоже хотим быть на шаг ближе к покупателю». Лена же мечтает, если дело пойдет, открыть детскую студию хореографии.
Александр ДОНЧЕНКО,
руководитель проекта «Заморозка»
открытого акционерного общества «Хлеб Киева»
— Предприниматель, решивший организовать свое дело, может рассчитывать на
помощь в выборе места (выезд специалиста и оценка перспективности планируемой арендной
площади), предоставлении необходимого оборудования, а также в его установке и подключении.
Наши специалисты проведут вводный инструктаж и покажут как выпекать продукт на данном
оборудовании, причем полуфабрикат для пробной выпечки мы предоставим бесплатно.
Доставка продукции в торговую точку бесплатная. Несмотря на то, что оформление торговой
точки происходит за счет предпринимателя, мы помогаем подготовить оригинал-макет
вывески, предложим агентство по изготовлению рекламных материалов.
Если говорить о прибыльности точки и перспективности развития сетевого бизнеса, могу отметить следующее: валовая прибыль с одного килограмма продукции составляет 12,70 грн (при этом ужарка продукции не входит в расходы предпринимателя). Маржа валовой рентабельности — 42,5%, а точка безубыточности достигается при реализации всего 12 кг продукции в день. Чистая прибыль с одной торговой точки, при среднедневной реализации 20-30 кг, составляет 3-7 тыс. грн в месяц. Перспективно заниматься развитием сети точек, ведь 10 точек могут принести порядка $12-13 тыс. дохода в месяц. По оценке экспертов, рынок выпечки в формате фаст-фуд активно развивается и еще далек от насыщения. Дополнительным преимуществом для развития бизнеса такого формата является склонность нашего потребителя к «перекусам на ходу».
Фото: Светлана Скрябина