<
НОВИНИ ДНЯ: Боррель пояснив, чому США не збиватимуть російські ракети над Україною  Байден продовжив заборону на заходи в морські порти США для суден, пов'язаних з Росією  Астрономи відкрили найбільшу чорну діру Чумацького Шляху: вона у 33 рази перевищує Сонце  Чому літаки США захищали Ізраїль, а не Україну: аналіз The Atlantic  Простий і швидкий салат із пекінської капусти  Місія Juno NASA відобразила вулканічний світ супутника Юпітера  В Україні розбудовують одну із АЕС: її потужності перевищать окуповану Запорізьку атомну станціювсі новини дня
Бізнес
Технології
 Надежда Гончарук 13.10.2012 13896

Разруха в головах: что лучше всего умеют делать украинские разработчики игр

В следующем году могут выйти четыре знаковые игры made in Ukraine: ММО-шутер Survarium, многопользовательский онлайн-авиасимулятор World of Warplanes, шутеры Metro: Last Light на консоли и ПК, а также «Новый Союз».

Украинские разработчики выбрали проверенные временем тематики: война и постапокалипсис. Этот антураж очень ценят западные и отечественные игроки. Продажи популярной серии постапокалипсиса S.T.A.L.K.E.R.  от GSC составили 5 млн копий с выручкой в $10 млн, Metro 2033 от 4A Games — 1,5 млн копий, количество аккаунтов World of Tanks, которую делала для белорусской Wargaming отечественная Persha Studia, — 35 млн.

Милый-милый Чернобыль

Как оказалось, украинцы лучше всего делают игры о конфликтах человека с человеком или человека с природой. Нашим разработчикам особенно удавались шутеры и военные стратегии.

Корни национального креатива уходят в советское прошлое. «Большинство разработчиков родились в 1970-х гг. Все советское детство их готовили к атомной войне и апокалипсису. Для украинцев это больная тема, и мы ее понимаем лучше других», — рассказывает Сергей Галенкин, маркетинг-директор компании Nival.

Ведущие украинские разработчики игр


4A Games

Основана в 2007 году бывшими сотрудниками GSC, в том числе Андреем Прохоровым. В 2010-м выпустила шутер Metro 2033 на тему постапокалипсиса по роману Дмитрия Глуховского. Игра идет на консолях и ПК. В I квартале 2013-го выйдет продолжение серии Metro: Last Light, изданием которой занимается американская THQ, выпустившая первую часть S.T.A.L.K.E.R.

 

Wargaming

Украинское подразделение белорусского разработчика — бывшая киевская компания Persha Studia, которая специализировалась на аутсорсе. Она участвовала в создании игр Everquest, Battlefield, Need for Speed, Medal of Honor, Sims, Overlord и др. Чуть позже компания стала партнером Wargaming, выпустившей в 2010 году стратегию World of Tanks. В прошлом году белорусы купили киевского разработчика. Сейчас украинцы трудятся над World of Warplanes и World of Warships.

 

Best Way

Студия создана в 1991 году в Северодонецке, но игровое подразделение основано в 1999-м. Стала известной благодаря серии игр о войне «В тылу врага», последняя часть которой вышла в 2008 году, и своему движку GEM, на основе которого был создан ряд военных стратегий. Сейчас компания работает над RPG в постъядерном мире «Новый Cоюз», который обещает выпустить в 2013 году.

 

Crytek

Киевский филиал немецкой Crytek официально открыт в 2006 году как небольшая студия для поддержки и аутсорсинга, став первым иностранным офисом Crytek. Студия помогала разрабатывать игру Crysis. А в 2012-м благодаря украинцам компания выпустила многопользовательский онлайн-шутер Warface.

Идеи подпитывались книгами, фильмами и играми на схожую тематику. Например, Андрею Прохорову, креативному директору 4A Games, который также участвовал в создании первого S.T.A.L.K.E.R., очень нравились «Кукловоды» Роберта Хайнлайна и «Пикник на обочине» братьев Стругацких.

Действие большинства игр происходило в родной Украине. Иностранные игроки получали порцию адреналина, воспринимая обветшалые советские дома как экзотику, нашим просто нравилось бродить среди знакомых развалин в поисках врага. «Для Запада было интересно не просто увидеть руины Восточной Европы, но и довольно хорошо проработанные игровые вселенные», — рассказывает Андрей Костюшко, директор Creoteam, разработавшей Collapse.

Действие S.T.A.L.K.E.R. происходит в чернобыльской зоне, Collapse — в разрушенном Киеве. Столичные команды Mandel ArtPlains и Digital Spray Studios в игре You Are Empty создали параллельную реальность — жуткую атмосферу советского тоталитарного общества, взяв за основу эталоны «сталинского ампира»: киевское метро, улицу Крещатик и центральные дворики. Военные игры — реал-тайм стратегии «Казаки», «В тылу врага» — поражали хорошей детализацией и исторической достоверностью событий, вооружения и обмундирования.

Издавались в России

В конце 1990-х гг. украинские разработчики были романтически настроенными ребятами с огромным желанием создавать игры. Некоторые проекты, несмотря на свою неидеальность, удивляли зарубежных разработчиков и издателей. «На то время в Collapse была лучшая среди украинских проектов анимация — то, как двигаются персонажи. Мы были сильны в создании интересного игрового процесса. В 2010-м продолжение игры Collapse: Rage получило награду за лучший геймплей в СНГ», — вспоминает Андрей Костюшко.

Игорь Карев, нынешний директор компании Tatem Games, а в прошлом — один из основателей первой украинской студии Action Forms, вспоминает, как в конце 1990-х гг. американских партнеров очень удивил малочисленный штат разработчика. «Они знали, что у нас будет игра с множеством локаций, и рассчитывали увидеть большой офис. А когда обнаружили, что шутер делают около 10 человек, то страшно удивились. У нас один специалист мог придумать и нарисовать персонажа, отмоделлить и анимировать его. У них все это делают разные люди», — говорит он.

У Action Forms было множество инновационных вещей, которых не было у конкурентов. Например, уже в 1997 году компания могла создавать обширные игровые карты. «И у нас была очень высокая детализация персонажей», — добавляет Игорь Карев.

Отечественные разработчики, несомненно, были сильнее российских, хотя последним лучше удавались игры-фэнтези и стратегии. Но в РФ было лучше развито издательское дело, поскольку рынок продаж был больше нашего в пять-десять раз. Украинские игры в основном издавали российские компании.

Кадры и деньги

Несмотря на большой потенциал, многие студии оказались нерентабельными и закрылись. Наши разработчики выдавали «сырые» продукты. Игры делают не только программисты, но и гейм-дизайнеры, художники, моделлеры и менеджеры. Если с программированием у нас в стране более-менее сложилось, то с остальными участниками игрового процесса все намного сложнее. «Талантливых ребят много, но опыта у них нет, и, к сожалению, нигде у нас не учат этим профессиям», — сокрушается Олег Яворский, директор по маркетингу Vostok Games (разработчик Survarium).

Например, в Украине есть хорошие художники, которые рисуют на бумаге, но практически нет «цифровых» специалистов, поскольку ни один отечественный вуз их не готовит. «У нас нет гейм-дизайнеров, никто не понимает, как их обучать, а гейм-дизайн, игровые механики отличают хорошую игру от плохой. В Украине гейм-дизайнеры пытаются копировать результаты других, а не их процессы. Это подход не догоняющей, а безнадежно отстающей индустрии», — уверен Сергей Галенкин.

Не хватает также управляющих игровых продюсеров. Фактически в индустрии остался один квалифицированный менеджер с опытом успешных больших проектов — Андрей Прохоров из 4A Games, который, к сожалению, отказался общаться с прессой, в том числе и с Контрактами, до выхода продолжения Metro. Кроме того, многие разработчики уехали за рубеж, другие ушли в аутсорсинговые компании. «В нашей индустрии неплохие зарплаты. Причем за одну и ту же ставку можно делать посредственные проекты в Украине или качественные за границей», — приводит пример Сергей Галенкин.


Топ-5 канувших в Лету украинских девелоперов

 

GSC

Основана в 1995 году Сергеем Григоровичем. Поначалу нелегально издавала популярные игры. Первая игра вышла в 1998 году — стратегия реал-тайм WarCraft 2000: Nuclear Epidemic. Но стала популярной благодаря серии исторической военной стратегии в реальном времени — «Казаки». В 2007 году выпустила S.T.A.L.K.E.R. В 2012-м Григорович закрыл студию и продал разработку игры S.T.A.L.K.E.R. 2 компании Bethesda. Часть бывшей команды основывает Vostok Games.

Action Forms

В 1997-м выпустила первую игру-шутер, напоминающую Quakе, — Chasm: The Rift. Знаменита благодаря серии игр Carnivores. Использовала собственный движок AtmosFear. В 2005 году вышел «Вивисектор: Зверь Внутри» — несостоявшийся Duke Nukem: Endangered Species для 3D Realms. В 2008-м компания реализовала известный survival horror «Анабиоз: Сон разума». На данный момент студия не активна. Основные сотрудники заняты созданием и изданием игр под Apple iOS в Tatem Games.

Deep Shadows

Студию основали двое программистов из GSC — Сергей Забарянский и Роман Лут. Игры Deep Shadows использовали игровой движок Vital engine, разработанный основателями компании еще в GSC Game World для игры Venom. Выпустила три игры — Xenus (две части) и «Предтечи». После кризиса закрылась в 2009 году.

Creoteam

Основана в 2005 году в Украине. В 2008-м выпустила известный шутер-слэшер Collapse, действие которого происходит в Украине, в 2010-м компания реализовала аддон к первой части — Collapse: Rage. Однако игры, несмотря на награды КРИ, не имели большой популярности, хотя и сформировали армию поклонников Collapse. На данный момент студия разрабатывает игры для мобильных платформ.

Boston Animation

Одна из старейших компаний Украины в отрасли игровой индустрии, занимавшаяся разработкой игр для PC, PS2, Xbox, мобильных телефонов; анимацией; программным обеспечением; Flash-дизайном; 3D-визуализацией. Основана в 1997 году. Со временем компания стала специализироваться на NextGen-outsource-проектах. Наиболее известные проекты для Sony — Star Wars Online, EverQuest, EverQuest II.

 

Всеобщая мобилизация

«Чем сейчас можно удивить иностранных разработчиков или издателей? — на минуту задумывается Игорь Карев, а затем выдает: — Самой длительной разработкой и самым маленьким бюджетом». В его шутке есть доля правды. Украинские игры почти всегда выходят позже заявленных сроков, однако наши специалисты могут сделать хорошую игру за меньшие деньги.

Сейчас технологически сложно чем-либо удивить рынок на фоне больших возможностей современных движков, которые создают крупные иностранные компании. Поэтому украинцы могут покорить другие рынки разве что интересным игровым сюжетом. «На Западе бизнес-модель особенно больших проектов основана на создании продолжений популярной серии игр. Наши пытаются сделать что-то уникальное», — комментирует Игорь Карев.

Ряд украинских крупных студий распались на множество мелких, которые занимаются казуальными проектами. К примеру, Tatem Games, Creoteam делают игры для мобильных платформ. Это дешевле, быстрее и легче. Впрочем, это не значит, что игры А-класса исчезнут вообще.

«Аудитория хардкорных игр — мужчины 18–25 лет — будет всегда. Их меньше, чем игроков обоих полов старше 35, но они платят больше и рынок нуждается в таких проектах. Возможно, хардкорные игры мигрируют на мобильные телефоны и планшеты. И тогда появятся новые студии, которые будут делать под консоли высокобюджетные шутеры», — уверен Сергей Галенкин.

Однако в ближайшем будущем в Украине, скорее всего, можно ожидать закрытия или переформатирования контор, чьи проекты не оправдают ожиданий рынка. Может быть, останутся только 4A Games, украинские подразделения Crytek и Wargaming, а также Vostok Games, если Survarium окажется успешным, осторожно прогнозирует Карев. Выживают сильнейшие.


Краткая история украинского геймдева за последние 15 лет


1997 Chasm: The Rift, шутер от первого лица. Разработчик — Action Forms

1998 Carnivores, шутер от первого лица. Разработчик — Action Forms

1998 EverQuest, фэнтезийная массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра, сделанная украинской студией Boston Animation для Sony

2000 Vivisector: The Beast Inside, шутер от Action Forms, созданный на основе Duke Nukem Endangered Species, от которого отказалась 3D Realms

2001 «Казаки: Европейские войны», историческая реал-тайм-стратегия (впоследствии вышло несколько продолжений). Разработчик — GSC

2004 «В тылу врага», военная реал-тайм-стратегия, разработанная украинской компанией Best Way (было выпущено несколько продолжений)

2005 «Xenus: Точка кипения» (Xenus: Boiling point), Action/RPG, разработанная cтудией Deep Shadows

2006 You are Empty, шутер от первого лица в атмосфере советского тоталитарного общества. Разработчики — Mandel ArtPlains и Digital Spray Studios

2007 «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля», шутер от первого лица с элементами RPG. Действие происходит в Чернобыльской зоне. Разработчик — GSC (впоследствии вышли два продолжения игры)

2008 Collapse, шутер от третьего лица с элементами слэшера. Действие происходит в разрушенном Киеве. Разработчик — Creoteam (в 2010-м вышло дополнение к игре — «Ярость»)

2008 «Анабиоз: Сон разума», survival horror от Action Forms

2010 World of Tanks, MMO-action о танках, созданный украинцами из Persha studia для белорусской Wargaming

2010 Metro 2033, шутер от первого лица/survival horror от компании 4A Games

2012 Warface, многопользовательский онлайн-шутер, созданный украинским подразделением Crytek

2013 (заявлено)

  • Metro: Last Light от 4A Games, продолжение известного шутера
  • Survarium, многопользовательский онлайн-шутер от Vostok Games
  • «Новый Союз», ролевая военная игра от BestWay
  • World of Warplanes, онлайн-авиасимулятор, украинское подразделение Wargaming (Persha Studia)
  • Cradle, научно-фантастический квест от студии Flying Cafe for Semianimals

По данным Контрактов

Оценка материала:

5.00 / 8
Разруха в головах: что лучше всего умеют делать украинские разработчики игр 5.00 5 8
Бізнес / Технології
 Надежда Гончарук 13.10.2012 13896
Еще материалы раздела «Технології»
  • За безпечне користування Windows 10 із 2025 року потрібно буде платити За безпечне користування Windows 10 із 2025 року потрібно буде платити

    Microsoft вже оголосила, що підтримка Windows 10 закінчиться 14 жовтня 2025 року. Після цього для безпечного користування операційною системою потрібно буде щороку платити.

  • Науковий прорив: вчені наблизилися до створення синтетичного життя Науковий прорив: вчені наблизилися до створення синтетичного життя

    Такий прорив дає можливість вченим вивчити найбільш ранні еволюційні стадії життя.

  • ТОП-10 Медіа У Сфері Бізнесу: Рейтинг Найпопулярніших Сайтів В Україні За 2023 Рік ТОП-10 Медіа У Сфері Бізнесу: Рейтинг Найпопулярніших Сайтів В Україні За 2023 Рік

    Про останні інновації та новини у сфері бізнесу, поради стосовно шляхів пошуку фінансів, про монополії, інвестиції, експорт та інші спеціалізовані теми можна прочитати на сторінках медіа про бізнес. В Україні налічуються десятки різноманітних сайтів, де журналісти відслідковують поточну ситуацію і публікують актуальні новини у даній сфері, експерти дають сотні порад, створюють рейтинги, бізнес-кейси та відео.

  • Альтернатива Twitter. Соцмережа Bluesky стала доступною для всіх Альтернатива Twitter. Соцмережа Bluesky стала доступною для всіх

    Після року закритого тестування Bluesky дозволила реєструватися всім. Раніше соцмережа допускала нових користувачів лише за допомогою коду-запрошення, щоб гарантувати, що технологія, яка підтримує мережу, зможе впоратися з трафіком.

  • Гідролокація та підводні дрони Гідролокація та підводні дрони

    Гідролокація та підводні дрони є важливими компонентами сучасних морських технологій, що знаходять застосування як у військових, так і в цивільних сферах. Гідролокація, яка використовує звукові хвилі для виявлення та визначення положення об'єктів під водою, є фундаментальною для підводної навігації, розвідки та мапування. В той же час, підводні дрони, здатні до самостійного виконання задач у водному середовищі, революціонізували підходи до дослідження океанів, оборонної стратегії та екологічного моніторингу. Ця стаття має на меті дослідити історію, технічні аспекти, а також сучасні застосування гідролокації та підводних дронів, з акцентом на їх використанні в Україні.