Політика
Україна
Демарш Хорошковского: что последует за отставкой
Контракты.UA разбирались в возможных причинах и последствиях ухода первого вице-премьера Валерия Хорошковского.
Ход с громкой отставкой Хорошковский уже предпринимал в 2003-м, когда Украина на всех парах двигалась в сторону дружбы с Россией, а «власть была сильна, как никогда». Но в 2003-м жест Хорошковского затерялся на фоне иных, более важных, событий нараставшего политического кризиса. В 2012-м такое решение может означать очень интересные подвижки во внутренней политике Украины.
Эволюция «эффективного менеджера»
Валерий Хорошковский – один из самых информированных персонажей в Украине. И самых таинственных - сказалось руководство СБУ. Тем более, что руководил он спецслужбой на переходном этапе от Ющенко к Януковичу, когда полномочия перекочевывали к последнему. Тогда Валерия Ивановича регулярно подозревали в связях с российскими спецслужбами и намекали на то, что человек, отягощенный подобными подозрениями, не может руководить спецслужбой независимого государства.
Каковы бы ни были мотивы Хорошковского того времени, на должность первого вице-премьера его пригласили в качестве главного евроинтегратора и коммуникатора с Западом. Что само по себе выглядело парадоксальным. На этот казус обращает внимание и известный политолог Владимир Фесенко, который напоминает, как еще в начале 2012 года, при назначении в Кабмин на должность главы Минфина, Хорошковского чуть ли не в глаза называли «агентом Москвы».
Итог усилий Валерия Ивановича на новом месте работы был неутешителен: имидж Украины и лично Януковича в Европе не улучшился, евроинтеграция забуксовала на «деле Тимошенко», денег МВФ и иные международные институции не дали, Обама не бросился обниматься с украинским коллегой. Хорошковский не выполнил новую миссию. Но есть ли в этом только его вина? В сложившихся условиях изменить отношение Запада к Украине даже самому эффективному и элегантному менеджеру было бы не под силу. И Хорошковский понял – пора уходить, пока он еще не растерял остатки репутации. И уходить именно с имиджем одного из главных еврореформаторов Украины, готового теперь занять полуоппозиционную или даже оппозиционную нишу на политическом поле Украины.
«Интер»национальные игры
В первую очередь, Хорошковский - бизнесмен. И одним только беспокойством за бизнес можно многое объяснить. Его основной актив – телеканал «Интер». В последнее время политика этого некогда одного из главных медийных рупоров власти начала меняться в сторону критики Азарова и даже самого Януковича. На канале появился общественный совет при поддержке Фонда «Возрождение» Джорджа Сороса, в который были приглашены такие люди, как директор «Института массовой информации» Виктория Сюмар, председатель ПАО «Телеканал «Интер» Ярослав Порохняк, академик НАН Украины Иван Дзюба, директор «Института экономических исследований и политических консультаций» Игорь Бураковский и научный директор «Института евроатлантического сотрудничества» Александр Сушко. То есть, был сделан очевидный кивок в сторону Запада. Либерализация информационной политики канала сразу же дала повод к предположениям.
Демарш Хорошковского можно объяснить сложной историей личных отношений с Азаровым
Первое из них – Хорошковский защитился западной «крышей» от желания «донецких» забрать канал. Второе предположение – от Януковича и «донецких» отстраивается не только сам Хорошковский, но и вся группа Фирташа. Тем более, после парламентских выборов, в ходе которых в Раду прошло не так уж много людей Фирташа, а слухи об отставке Сергея Левочкина (еще одного видного члена условной «группы Фирташа»), курировавшего провальные для ПР выборы в Киеве, стали доноситься все чаще. Наконец, предположение третье – Хорошковский начал играть в большую политику, и защита своего главного медиа-актива вкупе с последующим выходом из правительства – начало президентского пиара Хорошковского.
Эксперты считают: помимо прочего, демарш Хорошковского можно объяснить и сложной историей его личных отношений с Николаем Азаровым и обидой на тот факт, что ему не предложили пост в переформатированном Кабмине. «Возможно, он надеялся, что Азарова «прокатят» в Раде, и тогда можно будет руководить Кабмином в ранге «и.о.», - высказал мнение Владимир Фесенко. – Когда же стало ясно, что Азаров возвращается, а курс государства поворачивает в сторону Таможенного союза, Хорошковский стал продумывать варианты демарша, который позволил бы сохранить имидж и получить задел для будущей карьеры. Отсюда – и политическая формулировка его заявления, подчеркивающая неприятие политики премьера, и без того непопулярного в стране». Аналогичного мнения придерживается и политолог Виталий Бала, считающий, что все дело – в отсутствии реальных полномочий у Хорошковского и невозможности решить конфликт с Азаровым иным образом.
Остается понять, в какую игру играет Хорошковский – в собственную, общую с Фирташем или же в игру, согласованную с самим Януковичем.
Ирония судьбы
Трансформировавшись из главы СБУ в главного евроинтегратора, Хорошковский стал позиционировать себя чуть ли не как «самого главного либерала» Украины. По сравнению с либералами де-факто в виде ПР, Хорошковский был и либералом де-юре: должность обязывала. Чем четче маячили контуры грядущего сближения Украины с Таможенным союзом, тем радикальнее становилась позиция Хорошковского. Заявление 21 ноября о «незаконности» вступления в ТС накануне визита Николая Азарова в Москву и статья в «Зеркале недели» от 7 декабря, в которой говорилось о евроинтеграции как единственном приемлемом векторе, показали, что Хорошковский входит в диссонанс с вероятным новым курсом власти в сторону Таможенного союза. Есть ли теперь для него обратная дорога? Похоже, что уже нет. Интеграция с Евразией будет делаться руками иных людей. Ирония судьбы Хорошковского состояла в том, что человека, еще год назад обвиняемого в чуть ли не прямой работе на Москву, теперь оттеснили от «братских объятий» с Россией. И он взял курс на Запад.
Уход Хорошковского из Кабмина может свидетельствовать о начале его президентской кампании
Политологи не склонны рассматривать все действия Хорошковского как изначально согласованные с Фирташем. «В «группе Фирташа» он был не рядовой единицей, а самостоятельным партнером, - считает Владимир Фесенко. – Потому случившееся нужно рассматривать как его собственную игру. Иное дело - если в новом Кабмине не появится фигура Юрия Бойко или будет уволен глава Администрации президента Сергей Левочкин. Вот тогда можно будет говорить, что группа Фирташа либо сама отстраивается от президента, либо ее насильственно вытесняют».
Мнение Фесенко в этом вопросе разделяет и Михаил Погребинский. «Фирташ все равно будет в орбите Януковича. Он слишком интегрирован в украинскую экономику и систему власти, - уверен эксперт. – Так что решение Хорошковского – это его собственный выбор, и судьба других членов «группы Фирташа» не связана с его демаршами».
Троянский конь или тайный советник?
Хорошковский может, в силу давней вовлеченности в политику, позволить себе большую свободу. Если его демарш вообще не был «разводом» Запада, которому нужно определиться, на какую фигуру ставить в преддверии президентской кампании-2015. С недавних времен – а именно с момента появления в западных СМИ высоких предвыборных рейтингов партии «УДАР» и Виталия Кличко – принято считать, что Запад сделал ставку именно на Кличко как на кандидата в 2015-м. Если это так, то Хорошковский может либо поддержать Кличко, припрятав собственные политические амбиции, либо заявить о конкуренции с боксером на политическом ринге. Хорошковский может стать как его поддержкой, так и «троянским конем» на центристском поле украинской политики, которое пустует со времен самоликвидации «Сильной Украины».
Владимир Фесенко уверен, что Хорошковский, если и пойдет на президентские выборы, то явно не для того, чтобы выиграть. «Возможно, он захочет, набрав некий рейтинг в ходе политической кампании, конвертировать его потом в бонус в виде значимой должности, как это сделал Сергей Тигипко. Что касается конкуренции с Кличко, то пока об этом сложно говорить – как потенциальный кандидат в президенты Кличко более популярен».
Наконец, не исключено и возвращение Хорошковского во власть – например, на должность главы таможни, которая вакантна до сих пор. Этот вариант вероятен хотя бы потому, что Хорошковский очень эффективно зарекомендовал себя именно на таможенном поприще. А деньги казне очень нужны. Иное дело, что при этом все равно сохраняется подотчетность Николаю Азарову, а также сменщику Хорошковского на должности первого вице-премьера (а им станет либо Клюев, либо кто-то из «семейных»). Если цель Валерия Ивановича была удержаться во власти и защитить бизнес-активы, тогда он согласится на эту или другую должность, уверены опрошенные Контрактами.UA эксперты. Если же его планы – сугубо политические, тогда он во власть не вернется, а в ближайшее время мы увидим его в новой ипостаси – полуопального евроинтегратора, «не понятого историческим моментом».
Фото: «Украинское фото»