<
НОВИНИ ДНЯ: Замініть всього лише один інгредієнт – і звичний салат "Мімоза" заграє новими фарбами  В Україні потеплішає, але будуть грози: прогноз на початок тижня  Найбільше падіння за 65 років: ціни на какао різко обвалились  Чи готова Франція до інтенсивної війни: генерал розкритикував президента Макрона  Погода змінюється: в Україну йдуть дощі та грози  Хто з держслужбовців має право на бронювання від мобілізації: відповідь Міноборони  Фінансовий гороскоп на тиждень: на кого зі знаків зодіаку чекає прибуток 6 – 12 травнявсі новини дня
29.04.2013 8547

Альтернативная энергетика: что мешает развиваться рынку возобновляемых источников энергии

Украинский рынок альтернативной энергетики еще только формируется. Помимо общих трудностей, с которыми сталкиваются все переходные экономики, на пути к успеху у индустрии возобновляемых источников энергии есть как минимум два конкретных препятствия, о которых и пойдет речь.

Страны всего мира активно развивают использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ). С экономической точки зрения, причинами этому являются: ограниченность запасов традиционных видов топлива и стабильный рост цен на энергоносители. Проанализировав глобальные тренды инвестиций в возобновляемую энергетику, аналитики Программы ООН по окружающей среде (United Nations Environment Program — UNEP) опубликовали отчет, согласно которому в 2012 году инвестиции в этот сектор достигли рекордных $257 млрд (показав рост на 17% по итогам года).

Мировые тенденции не обошли и Украину. Поскольку украинский рынок альтернативной энергетики еще только формируется, интерес инвесторов к этой сфере вызван, среди всего прочего, высокими ставками зеленых тарифов. И хотя действующее законодательное регулирование сферы ВИЭ в Украине является хорошей основой для уже существующих проектов, этого все же недостаточно для дальнейшего развития данного сектора. Помимо общих трудностей, с которыми сталкиваются все переходные экономики, на пути к успеху у индустрии ВИЭ есть как минимум два конкретных препятствия, о которых и пойдет речь.

Новый подход к формированию «зеленого тарифа»

Для популяризации технологий использования возобновляемых источников энергии и привлечения инвестиций в этот сектор, многие европейские страны используют механизм так называемого повышенного «зеленого тарифа», которым государство мотивирует производство электроэнергии из возобновляемых источников. Опыт переняли и украинские законодатели, разработав и закрепив на законодательном уровне систему льгот еще в 2009 году.

Вместе с тем, в прошлом году был принят Закон «О внесении изменений в Закон Украины «Об электроэнергетике», который существенно изменил правило так называемой «местной составляющей». Согласно данному правилу компании, претендующие на «зеленый тариф», обязаны использовать оборудование и комплектующие украинского производства. В частности указанным Законом были изменены основные принципы расчета «местной составляющей». В отличие от предыдущей версии закона (согласно которой «местная составляющая» рассчитывалась исходя из общей стоимости строительства объекта электроэнергетики), с 1 июля 2013 года будут применяться новые пропорции (так называемые «фиксированные доли»), установленные для каждого из компонентов оборудования (включая работы или услуги по сборке).

По мнению большинства инвесторов, новые требования являются самым серьезным препятствием для развития сектора. До сих пор не принято постановление НКРЕ, которое было объясняло механизм применения и подсчета «фиксированных долей». В то же время, рынок не верит, что сами украинские производители в настоящее время готовы (с точки зрения объёмов производства и качества продукции) удовлетворить даже текущий спрос рынка на оборудование и различные компоненты электростанций, использующих ВИЭ. Таким образом, инвесторам, участвующим сегодня в разработке ВИЭ проектов, будет крайне сложно выполнить это требование.

Vitaliy-Radchenko

Виталий Радченко

сопредседатель Комитета по вопросам топлива и энергетики Американской торговой палаты, советник CMS Cameron McKenna

Правило «местной составляющей», к слову, существует и в других странах мира, но, как правило, действовать оно начинает только после того как местная промышленность достигает необходимого уровня развития и может удовлетворять потребности рынка в оборудовании. Передовой европейский опыт доказывает, что наиболее эффективной альтернативой является подход «чем выше доля местной составляющей - тем больше уровень «зеленого тарифа». В некоторых странах необходимая доля «местной составляющей» постепенно повышается пропорционально развитию самой отрасли ВИЭ. Это позволяет создать прозрачный и понятный механизм определения перспектив развития рынка и использования отечественного генерирующего оборудования.

Однако, ни в одной из стран Европы (и скорее всего - в мире) инвестору, который не смог выполнить норму «местной составляющей», не отказывают в получении «зеленого тарифа» в целом, а именно это предусмотрено в рассматриваемом нами Законе. Поэтому иностранные инвесторы уверены, что такой подход крайне неэффективен и создание подобного прецедента негативно повлияет на инвестиционный имидж Украины в отрасли проектов ВИЭ.

Безусловно, учитывая потенциал отечественной машиностроительной отрасли, дополнительными стимулами для ее развития пренебрегать не стоит, но для продвижения оборудования ВИЭ украинского производства на мировой рынок должна быть выстроена правильная стратегия, которая бы принимала во внимание перспективы развития местного рынка проектов, зависимости от возможных ограничений украинской энергосети, соотносимости некоторых видов «зеленых тарифов» с падением затрат на основное технологическое оборудование за последние несколько лет, а также положения пересмотренной Энергетической стратегией Украины до 2030 года. Однако, вводить местную составляющую для украинского производства оборудования ВИЭ, отрасли, которая только находится на стадии своего зарождения и не способна конкурировать с мировыми производителями по качеству и возможности обеспечения спроса внутри Украины, мы считаем является нецелесообразным. Это не только не будет способствовать развитию отрасли, но и создаст барьеры для реализации проектов ВИЭ, а также проектов по организации новых производств на территории Украины.

Ситуация становится еще более запутанной из-за отсутствия официальной процедуры, которая бы объясняла, как именно рассчитывать «местную составляющую» по новым правилам. Законом предусмотрено, что детальная процедура будет разработана регулятором (НКРЕ) позже. Новые требования вступают в силу уже с 1 июля этого года, а инвесторы по-прежнему не знают, чего им стоит ожидать, поскольку на сегодняшний день не опубликованы даже проекты соответствующих нормативных актов.

Присоединение электростанций к электрическим сетям

Не менее важным вопросом является присоединение электростанций, использующих ВИЭ, к электрической сети. На протяжении длительного времени однозначной процедуры присоединения просто не существовало. Только в прошлом году был принят Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины касательно платы за присоединение к сетям субъектов естественных монополий», устанавливающий единые принципы подключения к электросетям (в силе с 1 января 2013 года).

Однако, большое количество неточностей и двусмысленных формулировок в тексте закона, а так же отсутствие официальных разъяснений позволяет местным облэнерго и оператору магистральных сетей «Укрэнерго» злоупотреблять своими правами и уклоняться от обязательств. К примеру, законом предусмотрено, что затраты на строительство линий электропередач, необходимых для подключения электростанций использующих ВИЭ, полностью ложатся на местную электропередающую организацию. Но зачастую облэнерго в силу нехватки средств стремятся уклониться от выполнения своих обязательств по финансированию строительства. Согласно закону эти расходы должны быть включены в тарифы на передачу электроэнергии и утверждены регулирующим органом, но на практике эта процедура является настолько долговременной, что инвесторы вынуждены покрывать затраты на строительство линий электропередач самостоятельно. Основная же проблема заключается в том, что такой вариант строительства сетей за счет инвестора никак не регулируется Законом, а ведь компании, профинансировавшие развитие энергоинфраструктуры за свой собственный счет, могли бы получать финансовую мотивацию привилегии или льготы (например, более высокую ставку «зеленого тарифа»). Это стало бы хорошей мотивацией для иностранных и отечественных инвесторов развивать инфраструктуру сетей, поскольку на сегодняшний день ни «Укрэнерго», ни облэнерго не владеют достаточными возможностями для самостоятельного финансирования строительства сетей и, следовательно, не особо заинтересованы в подключении электростанции к ним.

Учитывая потенциал и перспективы развития сферы ВИЭ, законодательное и практическое решение описанных выше проблем, как минимум, способствовало бы повышению интереса инвесторов к проектам в этой сфере. Достижение энергетической независимости путем обеспечения равноправного доступа и добросовестной конкуренции на рынке является одним из стратегических приоритетов Американской торговой палаты в Украине, эксперты которой уверены, что, в условиях серьезной зависимости страны от импортируемых энергоносителей, использование ВИЭ приобретает по-настоящему важное и своевременное значение.

Оценка материала:

4.25 / 4
Альтернативная энергетика: что мешает развиваться рынку возобновляемых источников энергии 4.25 5 4
Бізнес / Ринки та компанії
29.04.2013 8547
Еще материалы раздела « Ринки та компанії»