Бізнес
Технології
Минута молчания. Из-за кризиса прибыльность мобильных операторов упадет на треть
Однако пока сокращение абонентской базы на финансовых показателях мобильных операторов не сказывается. В сентябре 2008 года абонентская база операторов мобильной связи уменьшилась на 350 тыс. человек. Самый большой отток абонентов — 512 тыс. — у ЗАО «УМС» (ТМ «МТС-Украина»).
Впрочем, в компании не связывают снижение числа абонентов с кризисом. «Уменьшение абонентской базы формальное. Мы списали неактивных абонентов. Доходы компании в сентябре, наоборот, увеличились», — комментирует генеральный директор украинского подразделения МТС Андрей Дубовсков.
Пока сокращение абонентской базы на финансовых показателях мобильных операторов не сказывается. В сентябре выручка компаний от услуг сотовой связи, по данным Госкомстата, составила 2,627 млрд грн — на 17% больше, чем в сентябре 2007 года.
Тот факт, что по сравнению с августом 2008-го выручка уменьшилась почти на 76 млн грн, операторы объясняют сезонными колебаниями. «В сентябре так происходит всегда, поскольку заканчивается курортный сезон. Сокращение абонентской базы произошло в основном за счет приезжих из России и других стран, которые во время отдыха на море покупают местные SIM-карты», — объясняет Антон Володькин, директор по маркетингу ЗАО «УРС» (ТМ Beeline).
Однако эксперты прогнозируют, что уменьшение числа абонентов и сокращение доходов сентябрем не ограничится. «Номинированные в иностранной валюте операционные показатели мобильных операторов, в первую очередь EBITDA, и прибыль существенно упадут», — уверен консультант консалтинговой компании Netton CG Роман Химич. По его прогнозам, прибыль и маржа могут сократиться и на 20–30%: «Какую бы стратегию реагирования на кризис не избрали мобильные операторы, обычные граждане и компании пересмотрят свои расходы и как минимум станут тратить на связь не более чем в предыдущие месяцы. Кроме того, операторы привязаны к валюте, которая нужна им для обслуживания кредитов, закупки оборудования. Сейчас на курсовой разнице они теряют свыше 20% дохода», — утверждает Роман Химич. Кстати, если раньше маржа OIBDA у крупнейших операторов (доля в выручке операционной прибыли до вычета износа основных средств и амортизации нематериальных активов) превышала 50%, то после повышения курса доллара до 6 UAH/USD этот показатель снизился до 35–40%.
Несмотря на сложные времена и возможное падение ARPU, сотовые операторы обещают сохранить тарифы на нынешнем уровне. «Мы сделаем все, чтобы наши абоненты могли говорить по телефону больше. Сейчас рассматриваем несколько решений, направленных на удешевление услуг», — говорит Андрей Дубовсков. Не планируют повышать стоимость мобильной связи и в Украинских радиосистемах. Снижение количества бесплатных минут в безлимитном тарифе «Максимальный» от ТМ Beeline в компании называют вынужденной мерой, связанной с убыточностью тарифного плана, — пользователи звонили абонентам других операторов чаще, чем этого ожидали в компании. Обещают не повышать тарифы Киевстар и Астелит.
Если мобильная связь не подорожает, прибыльность бизнеса мобильных операторов уже в конце нынешнего года уменьшится на треть. Тем не менее повышать тарифы мобильщики не рискнут — быть максимально лояльными к потребителям операторов заставляет высокая конкуренция. Стоит одной компании увеличить расценки, и от нее тут же начнут уходить абоненты.
Вровень с инфляцией Период
бурного роста позади: за год выручка операторов сотовой связи выросла лишь на
17,4%
Пока операторы рассчитывают пережить кризис с минимальными (по сравнению с другими отраслями) потерями. Расчет строится на том, что сотовая связь уже стала для украинцев услугой первой необходимости. «Мы не видим значительных изменений в поведении пользователей. Телекоммуникационный рынок будет одним из тех, на которые кризис значительно не повлияет», — уверен главный исполнительный директор Астелита Тансу Еэн. Антон Володькин из ЗАО «УРС» подтверждает, что в последние недели октября снижения активности абонентов не было: «Затраты большей части населения на мобильную связь не так велики, чтобы на них сильно экономить».
Тем не менее мобильщики сокращают затраты, ожидая тяжелые времена. В первую очередь компании отказываются от планов по диверсификации основного бизнеса. Так, если раньше при любом удобном случае руководство компаний заявляло о желании строить в Украине сети 3G, Wi-Max и Wi-Fi, то сегодня об этом практически не вспоминают.
Еще один способ минимизации затрат — альянс с крупным транснациональным игроком. К примеру, в конце октября компания «МТС» объявила о начале сотрудничества с крупнейшим телекоммуникационным оператором в мире — британской Vodafone Group plc. По утверждениям менеджмента МТС, компания сократит расходы за счет совместных закупок оборудования. «Когда мы начинали переговоры, кризиса еще не было, — комментирует Андрей Дубовсков. — Тогда мы считали, что значительно сократим расходы. Сегодня видим, что работа с Vodafone поможет нам пережить кризис с наименьшими потерями».
Стандартные различия
В условиях кризиса CDMA-операторы чувствуют себя едва ли не лучше мобильных. В первую очередь из-за того, что почти все они развивались преимущественно на собственные средства. Кроме того, в этих компаниях считают, что спрос на их услуги более стабилен, поскольку CDMA-телефон в основном приобретали люди, четко осознававшие финансовые выгоды его использования. «Наши клиенты — большой, средний и малый бизнес, а также абоненты в регионах — пользуются связью в прежних объемах. Мы прогнозируем, что уровень потребления не изменится и в дальнейшем», — говорит гендиректор компании ІТС (TM CDMA UKRAINE) Андрей Логвин.
Впрочем, кризис однозначно помешает владельцам CDMA-сетей выгодно их перепродать — компании существенно подешевели.
Не жалуются на кризис и в Utel — единственный в Украине 3G-оператор, работающий в стандарте UMTS. По словам заместителя главы правления ОАО «Укртелеком» по вопросам маркетинга и продажи услуг Игоря Сиротенко, абонентская база Utel растет с опережением плана и уже превысила 80 тыс. активных пользователей. Правда, большинство абонентов подключаются к Utel не ради голосового общения — им в первую очередь нужен мобильный широкополосной доступ в интернет. Поэтому основной риск для оператора — возможная стагнация рынка доступа в сеть.
Тень кредитора
В компании Netton CG
отмечают, что долг некоторых операторов выше их операционной прибыли за год. К
примеру, российский ВымпелКом (владелец УРС и ТМ Beeline) должен кредиторам
$2,7 млрд, в то время как валовая прибыль компании в 2007 году составила $2,2 млрд,
у МТС задолженность — $2,6 млрд, валовая прибыль — $2,7 млрд. Долги Turkcell
(одного из владельцев Астелита) — $760 млн, выручка — $2,1 млрд. Долговые
проблемы операторов мобильной связи не настолько критичны, как в ретейле или
девелопменте, где долговая нагрузка большинства компаний многократно превышает
их годовую прибыль. Тем не менее, если ранее рост выручки мобильщиков с лихвой
окупал обслуживание кредитов, сейчас, когда он может прекратиться, долги могут
не только ухудшить финансовые показатели, но и поставят крест на планах по
расширению бизнеса. С этой точки зрения в самом выгодном положении из всех
украинских операторов оказался Киевстар, на счетах которого находится более $2
млрд. «Компания может позволить себе осуществить давно запланированные приобретения
на рынке телекоммуникаций. Например, купить пару-тройку заметно подешевевших
операторов фиксированной связи», — говорит Роман Химич.
Оценка материала:
Минута молчания. Из-за кризиса прибыльность мобильных операторов упадет на треть17.11.2008