Життя та Стиль
Столиця
Как тебя не любить: почему Киев стал чужим для киевлян
Чтобы Киев стал удобным для жизни, нужно провести его полную перезагрузку: поменять местами машины с пешеходами, перестать ставить деньги и бизнес выше интересов горожан, как вариант, можно ввести мораторий на строительство коммерческой недвижимости, начать сдавать муниципальное жилье в аренду, а еще - перенести офисы в промзону.
На круглом столе «Киев будущего: новая философия городского развития», организованном Европейской партией Украины, компанией Berta Communications и Институтом глобальных стратегий, эксперты искали ответы на вопросы: что не так с украинской столицей и как сделать ее комфортной для киевлян.
Чужой город
Современный Киев – это город чиновников, политиков и дорогих машин. Простому человеку здесь с каждым годом становится все труднее дышать. На тротуарах пешеходы вынуждены обходить машины. За уродливыми торговыми центрами не видно исторических памятников и живописных пейзажей. Из-за тотальной загазованности центральных улиц нельзя попить кофе в открытом кафе. Многочисленные «наливайки» портят внешний вид парков и скверов. «Город – это коллективный портрет его жителей, - говорит Николай Демин, заведующий кафедрой городского строительства Киевского национального университета строительства и архитектуры.
Демин хорошо помнит Киев послевоенных лет, когда тут жило 150 тысяч жителей. Выходя гулять на Крещатик, все друг с другом здоровались. К 56-ому году в столице жило уже около миллиона человек, но и тогда город был дружным. Потом людей становилось все больше и больше... «Сейчас город выглядит как после разграбления немецко-фашистскими захватчиками, – утверждает он. – Киев был княжеским, губернским, но сегодняшний Киев впору назвать просто «рынком земли».
За последние два десятка лет все перевернулось с ног на голову. Город стал чужим для его жителей. И этому есть несколько объяснений.
Кто виноват
«Есть понятие - кризис неолиберальной модели города. Это когда город развивается с точки зрения спекулятивной логики инвестиций в недвижимость. Когда капитал, банк, деловые интересы превалируют над интересами горожан. В уродливых формах этот кризис переживают постсоветские столицы, в том числе, Киев и Москва. Суть кризиса состоит в том, что недвижимость уже не может рассматриваться как эффективный и безопасный инструмент капиталовложений. Рынок недвижимости не может абсорбировать гуляющие по всему миру потоки капиталов», – говорит политолог, директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.
Кроме того, по словам экспертов, строительные объекты столицы не соответствуют потребностям ее жителей. Для сравнения: в большинстве европейских городов давно отказались от микрорайонной застройки, сделав ставку на квартальную застройку, в которой четко разделено частное и публичное пространство, которая более человечна, высотность – 5-9 этажей, люди не чувствуют себя винтиками на фоне небоскребов.
Современный Киев – город чиновников, политиков и дорогих машин
«Киев сконцентрировал все худшее из советской практики и худшее из практики капиталистических городов... У нас не работают городские комьюнити. Киевом управляют как большим заводом, большой стройкой. Но таким большим городом нельзя управлять из одного центра!» – считает Карасев.
В качестве примера эксперт привел Брюссель, в котором целых семь мэров, каждый из которых отстаивает интересы своего района. «Это работало бы и у нас, я считаю. Ведь, скажем, интересы жителей Оболони не всегда совпадаю с интересами жителей центра», – отмечает Карасев.
Директор компании Berta Communications Тарас Березовец видит проблему в том, что руководители города не воспринимают ауру Киева, не чувствуют его дух, и это отчасти связано с тем, что город уже забыл, когда в последний раз им руководил коренной киевлянин. «В Киеве больше потенциала, чем во многих городах центральной Европы. Его, как Лондон и Нью-Йорк, можно назвать melting pot («плавильный котел»). Сюда всегда мечтали попасть жители не только соседних областей, но и других стран», – говорит Березовец. Но, в отличие от Киева, в том же Лондоне ответственность за развитие города возлагают не только на власть и местных жителей, но и на приезжих. «Я имел счастье жить в столицах разных стран. Так вот, в Лондоне мне, гражданину Украины, пришло приглашение на местные выборы!», – отмечает эксперт.
У нас же идет освоение Киева как «полигона для зарабатывания денег», сгущает краски Виталий Черняховский, координатор гражданской компании Форум спасения Киева: «Планируется удвоение площади жилой застройки: если сейчас она составляет 55 млн кв.м, в ближайшие годы ее хотят увеличить еще на 38 кв.м. Пропорционально увеличится и население столицы. При том, что границы столицы не расширяются».
«Рост жилья не означает механическое увеличение жителей столицы, – парирует Генрих Фильваров, директор Института урбанистики. – Средняя норма жилплощади на человека в Европе – 35-37 кв.м на человека. Мы же через 15 лет максимум получим 25-27 кв м. Так что есть, куда расти».
Виталий Щербенко, глава исполкома Европейской партии Украины, обеспокоен тем, что нынешние руководители города не подали заявку на присвоение Киеву статуса европейской культурной столицы. «Что дает этот статус? Привлечение туристов, финансирование со стороны ЕС различных культурных проектов. Уже началась подача заявок на 2017 год. Киева в списках нет. Это говорит о том, что при власти – временщики, которые не хотят думать, что будет через 10 лет», – говорит Щербенко.
Что делать
Киев был княжеским, губернским, но сегодняшний Киев впору назвать просто «рынком земли»
Городу нужно срочно менять лицо, уверены эксперты. Со стеклянными коробками торговых центров и безликими высотками пора заканчивать, пока Киев окончательно не утратил исторический облик и самобытность.
«Главному архитектору Москвы – 36 лет. При всем уважении к нашему Целовальнику (Сергей Целовальник, главный архитектор Киева – ред.) – ему намного больше. А лица европейских городов формируются людьми, не старше 25-30 лет. Это нужно поручать людям новой формации», - считает Тарас Березовец.
Николай Демин и вовсе предлагает перебазировать офисные здания из центра куда-нибудь в промзону, на Телички. А Вадим Карасев считает, что людям нужно вернуть тротуары, при этом «глобусы» и «метрограды» перенести из подземелья наверх, а на их места загнать автомобили. К слову, при планировании реконструкции Почтовой площади изначально обсуждался вариант сделать улицу Сагайдачного – пешеходной, построить подземные паркинги, но потом все переиграли, решили оставить, как есть.
Виталий Черняховский предлагает решить ситуацию более радикально – ввести мораторий на коммерческую застройку и землеотводы.
Но Вадим Карасев с ним не согласен: «А что делать тем, кто хочет купить жилье в столице? Нет, коммерческое жилье нужно, но также нужно муниципальное жилье и арендованное жилье, подконтрольное власти, так во всем мире делается», – уверяет Карасев. По его словам, если жилье не будет в собственности, это позволит украинцам мигрировать по стране в поисках работы, не будучи привязанными к одному региону.
Но кардинально изменить ситуацию в столице можно лишь, вернув власть горожанам, считает лидер Европейской партии Украины Николай Катеринчук: «Киевляне ни в советское время не имели права на Киев, ни сейчас. Всегда появлялся чиновник, который лучше местных жителей знал, что им нужно. Но людей уже начинает раздражает то, что у них не спрашивают, чего на самом деле они хотят».
В дискуссии на тему будущего столицы решили не ставить точку. В сентябре в Киеве пройдет первая международная конференция урбанистов, на которой обсуждение этой темы продолжится.