Кабінет директора
Вечірня горілка
Привет Пиночету, или Как все достало!
Представляете, где-нибудь осенью 2014 года Арсений Петрович Яценюк – ну, допустим, Арсений Петрович Яценюк – заявляет: «Устал я что-то, братцы, не лежит у меня больше сердце к политике». Машет ручкой и отказывается от участия в президентской кампании. Вот был бы номер, да?
При том, что украинская политика способна вогнать в глубокую депрессию кого угодно, от наших деятелей такого не дождешься. Не то чтобы сильно и ждешь, но какие-то они у нас нечеловечески выносливые. И посочувствовал бы порой, да нечему.
В молодости моему хорошему другу довелось поработать в трамвайном депо: надо ж было как-то коротать время и зарабатывать на жизнь до очередного восстановления в университете, с которым он, будучи человеком антисистемным, находился в непростых отношениях. И порядки, заведенные начальством, были в этом депо строгие. А как иначе? Рабочий контингент преимущественно пьющий, да и в прочих отношениях самая что ни на есть соль земли. Чуть отпустишь – на голову сядут, гегемоны. Если кто-то пропускал день-другой-третий, не срабатывали никакие отговорки, и самые уважительные причины не спасали от административной расправы. Кроме одной. Когда кто-то из рабочих честно сознавался начальнику: «Знаешь, ну так заломало! Представил себе эту работу – тоска, хоть вой… Я и не пошел». Руководство с пониманием кивало: «Это да, так бывает», - и вопрос считался исчерпанным.
Уж не знаю, как объяснялся с партийной коалицией консерваторов Пабло Лонгейра и что услышал в ответ. Но месяц спустя после того, как он выиграл праймериз за право представлять коалицию на президентских выборах в Чили, Лонгейра отказался от дальнейшего участия в борьбе, сославшись на глубокую депрессию. Заломало…
Конечно, кто-то скажет, что Лонгейре особенно ничего и не светило: экс-президент Мишель Бачелет, представляющая социал-демократов, пользуется несравненно большей популярностью. Кто-то другой укажет на личную драму консервативного политика – у одного из его семерых детей, 14-летнего сына, обнаружен рак на продвинутой стадии. Но, с другой стороны, все это было известно еще до вступления Лонгейры в гонку, а вот по-настоящему накрыло только сейчас. Да, наверное, это непростительное проявление слабости, но нельзя не без сочувствия отнестись к такому поступку.
На предыдущих президентских выборах бедняге уже приходилось снимать свою кандидатуру, причиной была слабая партийная поддержка. В свою очередь, на этот раз Лонгейра сам заместил выбывшего из игры коллегу по коалиции – тот оказался замешан в финансовом скандале. И вот консерваторы оказались перед необходимостью найти уже третью фигуру, которая бы оппонировала опытной и очень сильной Мишель Бачелет. Действующий президент-консерватор Себастьян Пиньера этого не может сделать: закон запрещает становиться президентом два срока подряд.
Собственно, как с инаугурации Пиньеры в 2010 году начало колбасить чилийских правых, так и не отпускает. Тогда прямо во время торжественной церемонии столицу потрясло землетрясение силой в 6,9 балла. Природные, техногенные и социальные катастрофы, сотрясавшие Чили все годы президентства Себастьяна Пиньеры, дополнялись еще и его персональными фортелями.
Так, он является единственным иностранным руководителем, который умудрился посидеть в кресле президента США. Просто при посещении Овального кабинета в Белом доме он деловито плюхнулся на рабочее место Обамы, от чего все присутствующие чуть не попадали в обморок. Американскому президенту пришлось с шутками-прибаутками выкуривать оттуда чилийского гостя.
Наподобие знаменитых бушизмов существует целая коллекция пиньеризмов – дурацких или просто неловких выражений президента Чили. Во время визита в Мексику душка Себастьян сравнил женщин с политиками, блеснув юмором: «Когда леди говорит «нет» – это означает «может быть», когда она говорит «может быть» – это означает «да». Если она говорит «да» - она не леди». В этом заявлении без труда был обнаружен махровый мужской шовинизм, ничуть не меньший, чем в заявлении Дмитрия Табачника, пошутившего, что красивым украинским девушкам образование ни к чему.
Тем забавнее, что на смену впавшему в депрессию Лонгейре правые выдвинули кандидатом в президенты как раз женщину – Эвелин Маттеи. Интересно, что будет в ее исполнении означать слово «да», по мнению ее коллеги Пиньеры?
А чилийские выборы, несмотря на легко прогнозируемую победу Мишель Бачелет, обещают быть очень интересными. Мало того, что впервые, кажется, в истории финальную пару кандидатов составляют женщины – причем в весьма консервативной, католической стране, да еще и с президентской формой правления. Дело в том, что Эвелин Маттеи – дочь генерала Фернандо Маттеи, члена военной хунты, правившей страной с 1973 года по 1990-й. А отец Мишель Бачелет, тоже генерал, но сотрудничавший с Альенде, умер при хунте в тюрьме. Год провели в тюрьме и сама Мишель, и ее мать. Чили предстоит настоящая битва дочерей. Еще долго страна будет разбираться со своим непростым прошлым.
Выпить же в этот раз следует, я думаю, за то, чтобы нас не преследовала коварная тоска-депрессия, а если она и случится, чтобы рядом был понимающий начальник или другой хороший человек.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец