Колонки
Владимир Золотoрев
Язык системы, или Власть над лохами
Скандал с оперной певицей, которая, как говорят, кого-то обидела в «языковом вопросе» - прекрасная иллюстрация того, как работает государство и, в частности, принцип «разделяй и властвуй».
Когда мы слышим о «разделяй и властвуй», нам обычно представляются разные коварные римские императоры или разнообразные маккиавели или, на худой конец, заезжие российские политтехнологи. То есть, этот принцип приписывается вполне осознанным и даже весьма сложным и коварным замыслам, которые осуществляет некая группа людей, преследуя заранее известные ей цели.
На самом деле реально работающая механика действует совсем не так. Нет, я не исключаю наличия маккиавелей и даже заезжих российских политтехнологов. Не исключаю я и того, что они не покладая рук трудятся на ниве производства разных пакостей для населения. Весь вопрос лишь в том, насколько происходящие пакости действительно являются результатом их труда. И в этом есть очень и очень большие сомнения.
Недавно меня сильно удивила реакция некоторых товарищей на евроинтеграционные усилия Януковича. По мнению этих товарищей, в этом есть нечто странное и непонятное, ибо Янукович «всегда был за Россию». Даже какое-то противоречие получается, так сказать, разрыв шаблона. По мнению этих людей, государство является нейтральным. Фактически это такой себе автомобиль. Он едет туда, куда хочет тот, кто в нем сидит. На самом деле, конечно же, дело обстоит прямо противоположным образом - автомобиль едет туда, куда нужно ему. А Янукович или там Ющенко за рулем — это уже малозначимые детали.
Вспоминаю, как в 1994 году успокаивал не на шутку перепуганных победой Кучмы руховских друзей, говоря им, что Кучма еще потащит их в НАТО и ЕС, дайте только время. Не верили. А ведь здесь все довольно просто — любая контора, и государство в особенности, заинтересована, прежде всего, в собственном выживании. И если существует государство «Украина», то любой начальник первым делом будет заботиться о том, чтобы оно и дальше продолжало существовать, иначе не быть ему начальником. Его личные симпатии и приоритеты не имеют большого значения для системы. Он сколько угодно может любить Россию и слушать радио «шансон», но он обречен на «евроинтеграцию», ибо в обозримом будущем это способ выживания системы в целом. Начальника, который будет прилагать усилия для реальной интеграции с Россией, система уничтожит.
Так вот, «система» – это не заговор и даже не иерархическая структура, а гораздо страшнее – это совпадение интересов. Это скромный труд миллионов скромных чиновников, многие из которых являются примерными семьянинами и пламенными патриотами, и которые совершенно не представляют, что являются частью некой ужасной «системы». Это их скромная и никем сознательно не планируемая деятельность заставляет меня произнести фразу «первейшей задачей государства является самосохранение и расширение». В этой фразе дело выглядит так, как будто кто-то «поставил задачу» государству, но на самом деле, повторю, результат ежедневной работы этих людей на своих рабочих местах создает впечатление некой согласованности и целенаправленности. Точно так же – спонтанно – действует и «невидимая рука рынка» и именно понимание того, как работает рынок, дает и адекватное понимание работы государства и причин его постоянного расширения.
Как и обычные предприниматели, государственные чиновники заняты поиском того, что в экономике называется «рассогласованностью в обществе». Однако, если усилия предпринимателя направлены на устранение рассогласованности, ибо ему добровольно платят те, кто выигрывает от такого устранения, то государство прямо заинтересовано в том, чтобы холить и лелеять найденную им проблему. И эта проблема никогда не должна решиться, иначе пропадет «фронт работ». Делать это государству позволяет принудительный характер его финансирования (чиновник получает деньги из насильно отбираемых налогов), то есть, попросту, отсутствует прямая связь между теми, кого эта проблема касается и работой чиновников.
гражданская специальность – радиоинженер. Военная – специалист по противоракетной обороне. В 93-м поневоле стал журналистом. Свою работу называет не «аналитикой», а «синтетикой». Считает, что человечеству срочно необходимы две вещи – аналоговый компьютер и эволюционная теория Бога.
Деятельность государства по поиску рассогласованности не следует отождествлять с тем, что мы видим на поверхности, то есть с деятельностью в рамках некой иерархической структуры, управляемой определенными процедурами. Это скорее деятельность, определяемая инстинктами и интуицией, хотя в случае наиболее умных и понимающих реальное состояние дел чиновников она определяется также разумом и трезвым расчетом.
Как и на рынке, у государства постоянно возникают проекты, которые либо выживают, либо нет. Опять же, как и на рынке, это зависит от того, насколько важными они являются в данное время в данном месте. Новации и реформы постоянно плодятся в недрах бюрократического бегемота, они появляются и исчезают, о них «вдруг» вспоминают через несколько лет после забвения и т. д. и т. п. В самом общем случае, успех того или иного начинания зависит от того, насколько его «хавает пипл». Государству совершенно безразлично содержание собственной деятельности, главное — фронт работ, а содержание — это вопрос данного времени и данного общества. Скажем, гомофобия «у нас» и гомофилия «у них» - суть одного и того же явления, просто реализованное в разных условиях с разным «пиплом».
Возвращаясь к теме, с которой мы начали, - среди проектов, которые развивает государство себе на пользу, есть, так называемые, системообразующие, то есть, те реальные или надуманные социальные проблемы, которые позволяют существовать системе в целом. Наряду с политической независимостью, суверенитетом и прочим шаманством такого рода, одним из таких «системных» проектов является «разделяй и властвуй». Любое государство в любой точке мира и в любое историческое время следует этому принципу. Ну, а если не следует, то уступает место более сообразительным. Современная развитая страна весьма богата тщательно лелеемыми и поощряемыми конфликтами – это война бедных против богатых, женщин против мужчин, детей против взрослых, «коренных» против «приезжих», сексуальных меньшинств против сексуального большинства и так далее. Совсем нетрудно проследить как тамошнее государство науськивает граждан друг на друга, изобретая все новые поводы. В Украине эту роль пока что с успехом играет «мова» и «раскол» на Запад и Восток, поэтому наше государство не особо перенимает опыт старших товарищей, ему и так хватает. Конечно, не нынешнее государство придумало эту проблему, ее создало другое государство лет на сто раньше, но, надо отдать должное, «молода незалежна держава» с первых дней своего существования вцепилась всеми зубами в «мовне питання» и совершенно не намерена его выпускать. И тот факт, что за 20 лет смешной, в общем-то, вопрос с очевидным и простым решением не только не решен, но и создает все больше и больше напряженности, говорит о том, что он эффективно используется на все сто процентов.
Случай с оперной певицей просто показывает, что дела на этом фронте идут великолепно и государство побеждает, поскольку есть огромное количество людей, готовых громко звать начальство в связи с некими высказываниями в частной беседе. Фронт работ обеспечен надолго, лохи разделены и властвовать над ними легко и приятно.
Да, кстати. Именно в вопросе «мовы» можно совершенно ясно и недвусмысленно проследить, кто в действительности является врагом всех украинцев, независимо от языка. Я давно заметил, что украиноязычные в бытовой речи озвучивают речь чиновников по-русски. Русскоязычные — наоборот. И так было при всех режимах. То есть, каждый полагает, что власть в настоящий момент принадлежит его «врагам». Поскольку одновременно такого быть не может, это наблюдение повод задуматься, действительно ли государство просто нейтральный аппарат или, все-таки, оно реализует свои собственные интересы.