Бізнес
Економіка
Уроки для Украины: почему тормозит сланцевая революция в Китае
Shell сделал многомиллиардную ставку на разработку сланцевого газа в Китае несколько лет назад. Эта страна располагает самыми богатыми запасами сланцевого газа в мире, а ее правительство заинтересовано в расширении производства газа.
Но для Shell и ее местного партнера, Китайской национальной нефтяной корпорации (CNPC), реальность на местах оказалась не слишком радостной. Пересеченная местность, плохая инфраструктура и глубоко залегающие газовые образования – таковы жесткие технические проблемы. К тому же местность так густонаселена и интенсивно обрабатывается, что буровые площадки строятся в пределах 360 футов (чуть менее 110 метров) от домов в деревнях. Несмотря на то, что Shell и ее партнеры выплачивают компенсации местным жителям и должностным лицам местного самоуправления за использование их земель и дорог и другие неудобства, жители жалуются на шум, пыль и экологические проблемы.
Опыт Shell в Китае наглядно показывает, что тиражирование сланцевого бума в США на другие страны не будет легким. Китай, Аргентина и Алжир располагают даже большими запасами, чем США (данные Энергетической информационной администрации США). Но добыть эти ресурсы будет сложнее, чем в Техасе или Пенсильвании.
Некоторым сланцево богатым странам – таким, как Китай, - не хватает дорог, воды и буровых подрядчиков, обученных современным стандартам безопасности. Другие, например, Франция и Болгария, поставили правовые барьеры для гидравлического разрыва пласта, необходимого для извлечения сланцевого газа.
И в отличие от США, где именно землевладельцам обычно принадлежат права на газ под их собственностью, природные ископаемые во многих странах принадлежат государству, что слабо стимулирует жителей поддерживать бурение возле собственного дома.
С мая 2010 года, когда Shell начала работать в Китае, до марта 2013 года компания потеряла 535 рабочих дней на 19 скважинах из-за спонтанных народных волнений в деревнях или же правительство просило приостановить работу.
Чиновники Shell утверждают, что компания находится в начальной стадии своего сланцевого проекта в Китае – пробурено около 30 скважин, и еще слишком рано говорить о том, успешен он или нет. Официально Shell утверждает, что бурение идет по графику и все проблемы, с которыми сталкивается компания, стандартные. Shell не представлял смету расходов на проект, хотя компания и заявила, что тратит $1 млрд в год на развитие нетрадиционной энергетики в Китае, то есть на сланцевый газ.
Безусловно, растущее потребление энергии в Китае, большие резервы сланцевого газа и стремление государства заменить угольные электростанции на газовые делают Поднебесную чрезвычайно заманчивым рынком для таких крупных нефтяных компаний, как Shell.
Газовая независимость
«Природный газ имеет потенциал, чтобы зажечь такую же энергетическую революцию, которая в настоящее время происходит в Северной Америке», - сказал во время выступления в прошлом году в Центральной партийной школе в Китае главный исполнительный директор Shell Питер Возер.
Опыт Shell в Китае показывает, что тиражирование сланцевого бума в США на другие страны не будет легким
Китайское правительство делает ставку на сланцевый газ, поскольку это может снизить зависимость от импортного газа и угля, который загрязняет окружающую среду. Китай намерен повысить потребление природного газа с примерно 4% в 2010 году до 8% к 2015 году от общего потребления энергии. Правительство ставит перед собой амбициозную цель производить 6,5 млрд кубометров сланцевого газа в год к 2015 году. И это по сравнению с тем, что в прошлом году практически не произвели ничего.
Китай является особенно привлекательным для Shell, поскольку он упустил большую часть прибыли во время сланцевого бума в США. Пионеры и мелкие фирмы скупили самые богатые места для бурения вовремя и по низкой цене. Крупные же компании, как Shell и Exxon, платили уже высокую цену за месторождения тогда, когда цены на газ начали снижаться.
Еще в 2006 году топ-менеджеры Shell обсудили возможность разработок сланцевых месторождений в Китае, но тогда возобладали скептические настроения из-за ограниченного запаса воды в Китае, сложной геологии и плотности населения. Но к 2011 году члены правления директоров Shell все же поняли, как извлечь выгоду из бума сланцев. Shell обогнал своих конкурентов и стал в 2012 году первой и пока единственной иностранной компанией, которая занялась разработкой сланцевого газа в бассейне провинции Сычуань. Правда, пришлось подписать договор о партнерстве с Китайской национальной нефтяной корпорации (CNPC).
Палки в колеса
Естественно, Shell пыталась действовать быстро, но столкнулась с множеством бюрократических, политических и физических препятствий. Около года ушло только на то, чтобы утвердить формальные договоренности Shell - CNPC. Протесты местных жителей и чиновников привели к потере рабочего времени на буровых площадках.
Большой проблемой также оказался дефицит воды. Для того, чтобы избежать конкуренции с фермерами за грунтовые воды, буровые компании построили обширные сети из временных трубопроводов и резервуаров из ПВХ. Shell также пришлось устанавливать резервные дизель-генераторы из-за перебоев в энергопитании.
В деревне Маоба, где бурение началось в апреле, рабочие начали с модернизации местных дорог. Жители сначала были рады этому, а потом начали возмущаться пылью и грязью. Позже появились подозрения в ухудшении качества грунтовой воды, которую местные используют для питья и купания.
Shell намерена компенсировать жителям определенные потери. Так, если человек теряет поле размером около 700 кв м, то он получит не менее 8400 юаней ($1400) в течение двух лет в качестве компенсации. Компания намерена передавать компенсации и в местные бюджеты органов управления, но только не наличными, поскольку это противоречит корпоративной политике, направленной на предотвращение взяточничества.
По материалам The Wall Street Journal