Життя та Стиль
Автоклуб
Автоугоны: страдают даже первые лица МВД
Элитные иномарки похищают прямо под носом у владельцев, причем не гнушаются угонять даже машины высокого начальства правоохранителей.
Тот факт, что от угонщиков не защитит ни милицейская «ксива», ни крутая сигнализация, ни блатной номер, подтвердил на своем опыте новоиспеченный главный следователь МВД Николай Чинчин. Не успел бывший зампрокурора Киева поменять прокурорский китель на милицейский, как у него выкрали элитный внедорожник «РенджРовер» стоимостью около 2 млн. грн. Конечно же, чтобы уйти от объяснений, откуда у него такая роскошная повозка, Чинчин зарегистрировал машину на жену, поэтому жертвой угона формально стала она. Воры уехали на авто, припаркованном возле элитной застройки на бульваре Леси Украинки. Но спущенная всем подразделениям ГАИ «спецдепеша» подтверждает – Чинчин заставил гаишников землю рыть, но найти любимый автомобиль. Как сообщают источники Контрактов, во все подразделения регионов была разослана спецтелеграмма о тщательных поисках, а потом и спецсообщение с подписью первого зама начальника Департамента ГАИ Александра Демьянко, который требовал всем постам проверять похожие на приложенное фото «РенджРоверы». И если даже будут обнаружены припаркованные машины без владельцев, безотлагательно устанавливать хозяев и проверять документы. О результатах приказано было информировать начальника на электронную почту два раза в неделю.
На первом месте уже много лет - «ВАЗы»
Даже при таких беспрецедентных мерах розыска автомобиль полковника Чинчина пока не найден. Что уже говорить о машинах «простых смертных», ведь раскрываемость угонов оставляет желать лучшего. В ГАИ любят обнародовать рейтинги самых угоняемых авто и водители даже шутят по этому поводу – лучше бы обнародовали рейтинг найденных. Примечательно, что уже много лет подряд в лидерах у автоворов недорогие легковушки, потому как их легко угнать, а потом сдать на разборку - с целью дальнейшей продажи по запчастям. Итак, по данным Департамента ГАИ Украины в 2013 году на первом месте «ВАЗы», второе место занимает «Тойота Лэнд Крузер», третье – «Лексус» модели RX и LX. На четвертом месте – «БМВ» с престижными моделями X3, Х5 и Х6, а на пятом – «Митсубиши» с наиболее ходовыми «Лансером» и «Аутлендером».
В столичном Угрозыске рассказывают, что 80% всех угонов совершается с 22:00 до 7:00. Как правило, в центральных районах Киева – на Печерске и в Шевченковском воруют престижные иномарки – «Лексусы», «Тойоты», «Мерседесы». В других районах берут марки попроще. Угонщики также делятся на профи и аматоров. Профессионалы специализируются на дорогих заказных машинах, дилетанты гребут все подряд. Причем аккуратностью не отличаются. Могут просто выбить стекло и сорвать приборную панель, чтобы замкнуть провода зажигания.
Угоняют за 10-15 минут
По словам старожилов уголовного розыска, сейчас ситуация с угонами намного спокойнее, чем была в 90-е, когда каждый день только в Киеве получали по 10-15 заявлений об угонах. Сейчас же воруют меньше, но автоворы более подкованные. Из старого мобильного можно смастерить устройство, которое будет работать как электронный взломщик автосигнализации. То есть, записывать сигнал при постановке на охрану, а затем воспроизводить и таким образом открывать автомобиль, словно это хозяин воспользовался родным брелоком. Такие «киллеры» охранных систем автомобилей называют код-грабберами.
По словам начальника столичного отдела уголовного розыска по противодействию угонам автотранспорта Владимира Медведева, простейшая схема угона выглядит так: «Хозяин припарковал автомобиль и поставил на сигнализацию. Автовору нужно быть в радиусе 70 метров, чтобы запеленговать частоту сигнализации и затем воспроизвести ее. Дальше начинается сам процесс угона. Ищут разъем для подключения автомобиля к компьютеру. Он чаще всего под рулем или в нижней части приборной панели. Туда подключают специальный блок, который полностью стирает установочные данные автокомпьютера и закачивает туда свои настройки.
Затем в замок зажигания вставляют заготовку, визуально похожую на родной ключ и перепрошивают компьютер автомобиля таким образом, чтобы он воспринимал воровскую заготовку, как свой ключ зажигания. Теперь даже если хозяин вернется и попытается завести автомобиль родным ключом, у него ничего не получится. Система распознает только заготовку угонщика. По словам Медведева, вся процедура перепрошивки автокомпьютера занимает 10-15 минут. Затем автомобиль заводится заготовкой ключа и уезжает.
Нет заказов на владельца - только на машину
В народе распространена байка, будто бы угонщики приезжают и выслеживают машину конкретного хозяина. Такого нет в помине, разве что кто-то хочет лично отомстить конкретному человеку. Как правило, если речь идет об угоне дорогой иномарки, то говорят просто цвет, марку, модификацию. Угонщики приезжают в Киев или другой город, выслеживают нужный автомобиль, улучают момент и производят угон. Большинство профессиональных угонщиков – это приезжие из других регионов – в основном Львова, Сумы, Харькова, Одессы. Приехали вечером в столицу, нашли нужную модель, на которую поступил заказ, угнали ее в 1:00-2:00 ночи и сразу же уезжают из Киева в свой регион.
«С утра потерпевший обращается в милицию, а его автомобиль уже начали разбирать или перебивать номер в Одессе, - говорит начальник отдела Угрозыска Медведев. – Объявлять план «Перехват» уже бессмысленно, потому что машина спрятана. Стабильно в Киеве в год 500-600 угонов, но раскрывается треть. Трудности связаны с тем, что чаще всего ни свидетелей, ни следов преступники не оставляют. Последнее задержание крупной банды в Киеве было в ноябре прошлого года. Они воровали только авто марки «БМВ». Одним из потерпевших стал футболист киевского «Динамо» Данило Силва. Его белый «Бумер Х6» угнали с неохраняемой стоянки в Киеве, на улице Московской. Машину владельцу вернули».
Угоняют даже на буксире
Факт
Согласно данным Единого реестра судебных решений, за первый угон почти никому не дают реальный тюремный срок. Следователи милиции сетуют на гуманный УПК, который дает право жертве заключить соглашение о примирении с преступником, получить от него компенсацию, и автовор снова на свободе с условным сроком максимум 1 год 6 месяцев, но без каких либо гарантий не совершать преступления впредь
В столичной милиции называют мифом рассказы, будто элитные иномарки загружают в грузовые машины ночью, поэтому никто не видит их во время передвижения с угонщиками по городу. А вот буксировку в качестве прикрытия используют. Это наглядно доказал случай, имевший место в Киеве в марте этого года. Двое автоворов угнали элитный «Ягуар», а чтобы средь бела дня проехать незамеченными, взяли его на буксирный трос, который тянул старенький «Опель». Похитителей погубили слабые нервы – во время транспортировки украденного «Ягуара» мимо них случайно проезжала машина Госслужбы охраны. Подумав, что госохранники МВД, вооруженные огнестрельным оружием, приехали по их души, они бросились врассыпную. Водитель «Опеля» резко рванул машину с места и разорвал трос. Его подельник понял сигнал и тоже бросился наутек, однако милиция его догнала. Мужчина теперь утверждает, что лишь проходил мимо авто, а сам он – психически болен и не осознавал, что влез в чужую собственность. Другое авто, которое тянуло элитный «Ягуар», задержал патруль ГАИ за превышение скорости. Инспекторы сразу обратили внимание на оборванный трос. В салоне «Опеля» были документы из «Ягуара», но водитель утверждал, что не совершал преступление, мол, какие-то незнакомцы попросили оттянуть сломанную машину и пакет документов оставили у него в салоне. Впрочем, у владельца «Опеля» нашли целый арсенал воровских инструментов: связку ключей от разных иномарок, запчасти и принадлежности для открывания автомобилей. Хозяин машины – молодой бизнесмен, узнал о краже от сотрудников ГАИ, ведь все произошло в 5 утра. Примечательно, что элитное авто оказалось оборудовано только иммобилайзером, а автосигнализации не было.