Політика
Україна
Мало не покажется: чем грозит введение в Украине чрезвычайного положения
Запрет массовых мероприятий и забастовок, ограничения на передвижение, введение комендантского часа, проверка документов и досмотр граждан, их имущества, в том числе жилья, автомобилей и пр., принудительное отчуждение или изъятие имущества и даже особый порядок пользования компьютерными сетями – это далеко не полный перечень того, что ожидает граждан в случае введения режима чрезвычайного положения.
Учитывая уровень правовой культуры в нынешней Украине, можно лишь гадать, к насколько негативным последствиям приведет принятие соответствующего решения для украинцев. С другой стороны, беря во внимание крайне высокий уровень недоверия граждан к власти, в том числе вследствие повальной коррупции, беспредела в правоохранительных органах и судебной системе, такое решение может спровоцировать ужесточение конфликта.
Было бы желание, а причины найдутся
Согласно закону «О правовом режиме чрезвычайного положения» (далее закон), ЧП может вводиться при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, которые привели или могут привести к человеческим и материальным потерям, которые создают угрозу жизни и здоровью граждан, или при попытке захвата государственной власти или изменения конституционного строя Украины. Закон также определяет перечень условий для введения чрезвычайного положения (см. «Условия введения ЧП»).
Управляющий партнер ЮК «Правовая гильдия «ВикториАл» Виктор Мороз считает, что под данный правовой режим может попадать захват здания Администрации президента, Верховной Рады, Кабмина, Киевской госадминистрации и т.п., жертвы среди митингующих или правоохранителей, и даже резкий обвал национальной валюты. «Закон прописан таким образом, что подпадание того или иного фактора под понимание чрезвычайного положения могут достаточно свободно трактовать должностные лица, желающие его ввести. Нынешние события, в принципе, могут быть подведены под ЧП, поскольку уже произошел захват КМДА и Ужгородского облсовета, были попытки, хоть и в виде провокаций, захвата Администрации президента и Кабмина», - замечает он.
Условия введения ЧП
- Стихийные бедствия, катастрофы, применения средств поражения, пандемий, панзоотий и пр.;
- Массовые террористические акты;
- Межнациональные и межконфессионные конфликты, блокирование или захват особо важных объектов или местностей;
- ЗМассовые беспорядки с насилием над гражданами;
- Попытки захвата государственной власти или изменения конституционного строя;
- Массового перехода государственной границы с территории смежных государств;
- Необходимость восстановления конституционного правопорядка и деятельности органов государственной власти;
Партнер ЮФ «КПД Консалтинг» Кирилл Казак также говорит об отсутствии в законодательстве четких критериев определения оснований для введения ЧП. Однако обращает внимание, что под действие закона подпадают лишь чрезвычайные ситуации, если они либо: а) привели или могут привести к человеческим и материальным потерям, создают угрозу жизни и здоровью граждан; б) являются попыткой захвата государственной власти или изменения конституционного строя. То есть, основанием для введения чрезвычайного положения является наличие одного из двух указанных факторов. «Нынешние события на данном этапе нельзя подвести под основания для ЧП. Сейчас пока не было человеческих и материальных потерь, создания угрозы жизни и здоровью граждан. Также не было попыток насильственного захвата власти или изменения конституционного строя. Требования касаются исключительно дальнейших действий Украины на политической арене, без призыва изменения власти», - делает вывод юрист.
Впрочем, очевидно, что нормы закона будут использоваться так, как выгодно инициаторам их применения. По словам Кирилла Казака, теоретически наиболее подходящие пункты для введения сегодня ЧП: п. 3 – блокирование зданий (КМУ, АП и пр.) и п. 4 - массовые акции протеста. «Провокаторы именно для этого и подбивали на применение насилия против правоохранителей, чтобы появился критерий насилия», - говорит он. А Виктор Мороз допускает, что кроме упомянутых могут быть использованы и п. 5 - попытки захвата государственной власти и п. 7 - необходимость восстановления конституционного правопорядка и деятельности органов государственной власти.
Как объявить ЧП
Одной из гарантий обоснованного применения режима ЧП является определенная процедура введения такой меры. Вначале решение о необходимости введения ЧП должен принять СНБО, после чего передать его президенту. На основании такого решения президент издает указ о ЧП. При этом гарант должен одновременно публично обратиться к лицам, причастным к событиям, с требованием прекратить противоправные действия. После этого на протяжении двух дней указ подлежит утверждению Верховной Радой. «До утверждения ВР указа президента, режим ЧП не действует и никаких дополнительных полномочий ни один из государственных органов не имеет, равно как и в случае не утверждения такого указа ВР», - комментирует Виктор Мороз. Кирилл Казак также подчеркивает, что за два дня между подписанием указа и его утверждением ВР власть не имеет права ограничивать права граждан. Если ВР не утвердит указ, то и ЧП не будет введено.
Но, похоже, участие трех институтов, как гарантия принятия взвешенного решения, в нынешних условиях не сработает. Убедившись, что АП и далее подконтрольны более 226 парламентариев, президент сможет действовать полностью по своему усмотрению. Есть еще один нюанс. Согласно закону в определенных случаях ЧП может быть введено без предупреждения лиц, осуществляющих противоправные действия. Основание – неотложные меры для спасения населения или недопущения гибели людей. Но хотя юристы убеждены, что утверждение ВР необходимо в любом случае, учитывая практику наших судов находить оригинальные толкования нормам закона, остается риск, что мнением парламента могут и пожертвовать.
Даже не пикните
К чему готовиться при ЧП
- Установление особого режима въезда и выезда, ограничение свободы передвижения;
- Ограничение движения транспорта и его осмотр;
- Усиление охраны общественного порядка и объектов;
- Запрет проведения массовых мероприятий;
- Запрет забастовок;
- Принудительное отчуждение или изъятие имущества юр- и физлиц;
- Введение комендантского часа;
- Проверка документов, проведение личного досмотра, осмотра вещей, автомобилей, служебных помещений и жилья;
- Запрет продажи оружия, взрывчатых веществ и алкоголя;
- Изъятие зарегистрированного оружия;
- Запрет изготовления и распространения информационных материалов;
- Регулирование работы теле-, радиоцентров;
- Особые правила пользования связью и передачи информации через компьютерные сети; запрет партий и общественных организаций.
В указе президента, в частности, определяется перечень и границы чрезвычайных мер, права и свободы, которые ограничиваются, полномочия органов власти и т.д. При этом законом установлен довольно широкий перечень возможных мер (см. «К чему готовиться при ЧП»).
По словам Кирилла Казака, при введении ЧП власти наиболее логично было бы ликвидировать массовые акции, усилить охрану общественного порядка военизированными формированиями, чтобы не допустить повторения таких мероприятий. Также нельзя исключать и введения ограничения на передвижение по Украине, движение транспорта, работу радио- и телецентров (как средства контроля информационного пространства). «В данной ситуации власть, при условии введения режима ЧП, может предпринять попытку разгона массовых демонстраций с помощью силы, с применением правоохранителей или армии», - дополняет Виктор Мороз.
Стоит отметить, что закон для охраны общественного порядка в условиях ЧП, дает право использовать внутренние войска и СБУ. Однако для них здесь не предусмотрено никаких дополнительных полномочий. Данные органы обязаны действовать исключительно в рамках специальных законодательных актов, определяющих их компетенцию.
Также не лишним будет обратить внимание на возможность принудительного изъятия или отчуждения имущества. «Изъятие отличается от выкупа отсутствием компенсации за имущество», - поясняет Кирилл Казак. При этом гарантия возмещения изъятого имущества может быть реализована при условии подтверждения факта его изъятия (составления акта изъятия). Поэтому следует обратить особое внимание на документальное оформление изъятия, чтобы в будущем иметь на руках соответствующие доказательства. Процедурные моменты урегулированы законом «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения». Компенсация проводится после отмены ЧП после обращения в орган власти, изъявший имущество.
За превышение полномочий накажут, как-нибудь потом
При введении ЧП не могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан. В частности, право защищать жизнь и здоровье, право на уважение и достоинство, на свободу и неприкосновенность, на справедливый суд, правовую помощь, а также право не выполнять явно незаконные распоряжения и указания и пр. Отдельная статья закона запрещает использовать ЧП для нарушения прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц. Но Кирилл Казак замечает, что в связи с отсутствием опыта применения закона вообще и упомянутой статьи в частности сложно определить, как именно эта статья может работать на практике. «Формулировка статьи достаточно декларативная. Можно предположить, что в случае ее нарушения ответственные лица, скорее всего, будут наказаны уже после окончания ЧП», - допускает он. Это связано как с процедурными вопросами – расследование, судебное рассмотрение, которые требуют определенного времени, так и с тем, что деятельность госорганов в условиях ЧП будет ориентирована на конкретную цель – сохранение конституционного строя, системы власти. Рассматривать жалобы пострадавших в условиях ЧП, скорее всего, будут в последнюю очередь.
Тем не менее, стоит помнить, что за превышение полномочий лицо может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа или уголовной ответственности вплоть до лишения свободы. «Ответственность за нарушение тех или иных мер определяется кодексом об административных правонарушениях или уголовным кодексом, и может быть вменена лицу только по решению суда», - говорит. Виктор Мороз.