Бізнес
Ринки та компанії
Карамель опять в моде. Но сладости предмет не первой необходимости
Ожидающееся снижение спроса на кондитерские изделия заставляет предприятия временно сокращать производство, выводить на рынок порционные продукты, позволяющие потребителю экономить на объеме и упаковке.
Новогодние праздники — время активных продаж для кондитеров, но после них производителям сладкого придется умерить аппетиты и сократить объемы производства и продаж. «Сегодня еще очень трудно предположить, каким будет падение спроса в следующем году, — говорит заместитель директора компании «Бисквит-Шоколад» Галина Беда. — Существуют разные прогнозы, однако все будет зависеть от того, насколько глубоким окажется кризис». По оптимистическому прогнозу аналитиков и участников рынка производство может упасть на 15%, по пессимистическому — на 50%. «Резкого падения спроса не последует, возможно, только на 10–15%, — говорит Юрий Кожанов, первый заместитель генерального директора ассоциации «Укркондитер». — Производители сладостей как никто другой находятся в зоне риска, поскольку их продукция — предмет не первой необходимости». В добавление к сказанному г-н Кожанов прогнозирует: «В первую очередь остановится развитие премиального сегмента как более маржинальной продукции, на которую в последнее время делали ставку все без исключения производители». Уточним: производством более дешевой карамели занимается несколько предприятий в Украине, львиная доля приходится на Roshen.
Как отмечают кондитеры, ассортимент будет корректироваться в зависимости от спроса. Директор по развитию компании Roshen Евгений Вовчановский сообщил, что на сегодняшний момент уже «пострадали» дорогие конфеты и шоколадные наборы и в данном сегменте наблюдается реальное падение продаж. «По некоторым категориям мы уже сократили производство, больше всего это затронуло премиум-продукцию, — отмечает Галина Беда. — Если потребитель предпочтет дешевые виды товаров, то предприятие «Бисквит-Шоколад» будет делать акцент на них». «Скорее всего, именно среднеценовой сегмент будет наиболее важным на протяжении 2009 г., поэтому наша компания будет пересматривать свои маркетинговые планы на следующий год», — считает Ирина Шандривская, директор отдела маркетинга «Крафт Фудз Украина». Как рассказал директор по производству Хмельницкой кондитерской фабрики «Кондфил» Александр Варгатый, предприятие пересматривает объемы производства, его прогноз — снижение на 2%.
Недоступный экспорт
В последние годы отечественные кондитеры интенсивно развивали экспортное направление. В августе по итогам двухлетнего расследования правительство Беларуси ввело антидемпинговые пошлины на украинскую карамель, которые будут действовать три года. Власти Казахстана также начинают расследование по поставкам кондитерских изделий из других государств, в ноябре в стране было введено лицензирование. «Молдова заявляет нам о том, что намерена провести расследование с последующим запрещением ввоза украинских кондитерских изделий, — отмечает Станислав Мироненко, генеральный директор ассоциации «Укркондитер». — Сегодня как никогда ранее остро стоит вопрос поиска новых рынков сбыта».
Хмельницкая кондитерская фабрика «Кондфил» уже приняла
решение о пересмотре ассортимента выпускаемой продукции для экспорта. «Ощущается
значительное снижение спроса, особенно по экспорту. Никто не идет на валютные
сделки, продукт остается внутри страны, поэтому мы сокращаем производство», —
сетует Александр Варгатый.
После заявления компании Roshen о притеснениях в Беларуси Украина начала расследование с целью установления фактов дискриминационных действий против реализации украинской карамели на экспортном рынке. Как считает Юрий Кожанов, вероятность того, что Украина добьется отмены белорусской импортной пошлины, невысока. Однако, по словам начальника отдела экспортных поставок предприятия «Житомирські ласощі» Анатолия Чумака, даже если пошлину отменят, отечественные компании уже не смогут увеличить свои поставки. «Белорусская сторона не может оплачивать товар в долларах — изменена процедура покупки, а порой просто нет валюты», — отмечает г-н Чумак.
Антикризис по-украински
По мнению начальника аналитического отдела консалтинговой компании «ААА» Марии Колесник, для стимулирования продаж предприятия должны прежде всего снижать цены. «Если есть возможность уменьшить цену, работая не в минус, то необходимо этим воспользоваться», — считает аналитик. Если это ведущие бренды и премиум-сегмент, то накрутки на такие товары существенны, к тому же в них включена стоимость рекламы и упаковки. «На 20–25% подвинуться в цене предприятия могут», — отмечает г-жа Колесник.
«В ноябре Roshen в среднем на 10% снизила цены на разные категории товаров — где-то больше, где-то меньше. Но это не значит, что мы работаем в убыток», — уточнил Евгений Вовчановский. Как признался Александр Варгатый, Хмельницкая кондитерская фабрика «Кондфил» также планирует снизить стоимость сладостей. По его словам, на 3%.
С другой стороны, например, предприятия Nestle, работающие в Украине, закупают
довольно много импортного сырья и упаковочных материалов. А это значит, что в
связи с падением курса гривни себестоимость продукции возрастает. «Мы прекрасно
понимаем, что покупательная способность снижается, и не вправе переложить свои
все возрастающие затраты на плечи потребителей.
Цены на наши продукты не должны
превышать того порога, за которым люди просто не смогут их себе позволить. В
этих условиях мы предпочитаем сохранить объемы продаж — пусть за счет снижения
прибыльности», — рассказывает генеральный директор Nestle в Украине и Молдове Бруно ле
Сикле.«Мы не планируем корректировать производство и планы продаж, принятые на
этот год», — отмечает генеральный директор «АВК» Андрей Дикунов. По его словам,
поскольку Рождество и новогодние праздники — пик сезона для многих
потребительских секторов, естественно, то и для кондитерского также. «Коробка
конфет не считалась непозволительной роскошью даже в 1990-е гг., что уж
говорить о нынешнем периоде», — отмечает Андрей Дикунов.