Бізнес
Економіка
Грошовая опера. Как невыплата зарплат повлияет на потребительские цены
В 2008 году на волне потребительского ажиотажа многие производители и розница увеличивали собственную маржу. В ноябре 2008-го, впервые за последние пять лет, задолженность украинских компаний по выплате зарплат превысила 1 млрд грн, данные Госкомстата.
Основной рост пришелся на сентябрь—октябрь: долг увеличивался более чем на 22% ежемесячно — с 695,2 млн грн (на 1 сентября) до 1043,6 млн (на 1 ноября).
Как и следовало ожидать, главные должники — промпредприятия и строительные компании — соответственно 645,9 млн и 140,2 млн грн, или более 75% общего долга. Причем если в 2006 и в 2007 годах долги по зарплате в основном числились за обанкротившимися и неработающими компаниями, то к ноябрю более 60% задолженности приходилось уже на «экономически активные предприятия», т. е. компании, сократившие из-за кризиса производство и штат.
Массовые увольнения и задержки зарплат в металлургии, химии, автопроме, строительстве — еще впереди. Но и 360 тыс. работников, оставшихся без зарплат, — это минус миллиард гривен от выручки ретейлеров, магазинов одежды, АЗС и т. д. А те в свою очередь сократят затраты, оставив без работы еще несколько десятков тысяч сотрудников. И как результат — дальнейшее падение потребительского спроса.
Динамика задолженности по выплате заработной платы,
млн грн
Первые признаки снижения покупательной способности прослеживались уже в октябре. Если летом розничный товарооборот (по сравнению с аналогичным периодом 2007-го) увеличивался на 30,0% в месяц, то по итогам десяти месяцев выручка розницы выросла только на 23,1%. Вероятнее всего, из-за падения спроса уже в начале следующего года темп роста розницы снизится до однозначного числа, а к концу 2009-го и вовсе может достичь отрицательных величин.
По данным Госкомстата, индекс потребительских цен с октября 2007 по октябрь 2008 года вырос на 23,2%. Среди причин роста розничных цен большинство производителей называли подорожание сырья, энергоносителей, проезда в транспорте и даже увеличение фонда оплаты труда. На самом деле и в 2007, и в 2008 годах на волне потребительского ажиотажа многие производители и розница увеличивали собственную маржу.
Так что в 2009-м розничный товарооборот упадет не только из-за низкой покупательной способности. Сегодня многие компании, трезво оценивая прогнозный спрос на свою продукцию, рассматривают возможность снижения розничных цен. Те, кто поступится маржой, получат больше шансов сохранить рыночную долю и пережить тяжелые времена.