НОВИНИ ДНЯ: У Зеленського відреагували на пропозицію РФ розділити Україну  Зеленський розповів, як Україна повертатиме Крим  Ідеальний рецепт на Новий рік 2025: як засолити будь-яку рибу за 15 хвилин  Перші дослідження ґрунту з темного боку Місяця розкрили нові факти  Удари ЗСУ вглиб Росії: експерт назвав цілі ракет ATACMS  Бойові дії в Україні можуть припинитися 2025-го: деталі від The Economist  Як приготувати найніжніші та найсоковитіші відбивні: допоможе цей секретний інгредієнтвсі новини дня
Бізнес
Економіка
02.01.2009 39163

Грошовая опера. Как невыплата зарплат повлияет на потребительские цены

В 2008 году на волне потребительского ажиотажа многие производители и розница увеличивали собственную маржу. В ноябре 2008-го, впервые за последние пять лет, задолженность украинских компаний по выплате зарплат превысила 1 млрд грн, данные Госкомстата. 

Владимир ХОМЯКОВ, КОНТРАКТЫ

Основной рост пришелся на сентябрь—октябрь: долг увеличивался более чем на 22% ежемесячно — с 695,2 млн грн (на 1 сентября) до 1043,6 млн (на 1 ноября).

Как и следовало ожидать, главные должники — промпредприятия и строительные компании — соответственно 645,9 млн и 140,2 млн грн, или более 75% общего долга. Причем если в 2006 и в 2007 годах долги по зарплате в основном числились за обанкротившимися и неработающими компаниями, то к ноябрю более 60% задолженности приходилось уже на «экономически активные предприятия», т. е. компании, сократившие из-за кризиса производство и штат.

Массовые увольнения и задержки зарплат в металлургии, химии, автопроме, строительстве — еще впереди. Но и 360 тыс. работников, оставшихся без зарплат, — это минус миллиард гривен от выручки ретейлеров, магазинов одежды, АЗС и т. д. А те в свою очередь сократят затраты, оставив без работы еще несколько десятков тысяч сотрудников. И как результат — дальнейшее падение потребительского спроса.

Динамика задолженности по выплате заработной платы,
млн грн

потребительские цены

Первые признаки снижения покупательной способности прослеживались уже в октябре. Если летом розничный товарооборот (по сравнению с аналогичным периодом 2007-го) увеличивался на 30,0% в месяц, то по итогам десяти месяцев выручка розницы выросла только на 23,1%. Вероятнее всего, из-за падения спроса уже в начале следующего года темп роста розницы снизится до однозначного числа, а к концу 2009-го и вовсе может достичь отрицательных величин.

По данным Госкомстата, индекс потребительских цен с октября 2007 по октябрь 2008 года вырос на 23,2%. Среди причин роста розничных цен большинство производителей называли подорожание сырья, энергоносителей, проезда в транспорте и даже увеличение фонда оплаты труда. На самом деле и в 2007, и в 2008 годах на волне потребительского ажиотажа многие производители и розница увеличивали собственную маржу.

Так что в 2009-м розничный товарооборот упадет не только из-за низкой покупательной способности. Сегодня многие компании, трезво оценивая прогнозный спрос на свою продукцию, рассматривают возможность снижения розничных цен. Те, кто поступится маржой, получат больше шансов сохранить рыночную долю и пережить тяжелые времена.

Оценка материала:

4.60 / 5
Грошовая опера. Как невыплата зарплат повлияет на потребительские цены 4.60 5 5
Бізнес / Економіка
02.01.2009 39163
Еще материалы раздела «Економіка»