Бізнес
Ринки та компанії
Рынок крепкого алкоголя. Украинцам не позволяют покупать дешевую водку
Алкогольные предпочтения смещаются в сторону дешевой продукции. Если минимальные цены не отменят, то уже в 2009-м крупнейшие игроки вполне могут отвоевать у теневиков 5% рынка.
Прогноз–2008
«В 2008 году потребление ликеро-водочной продукции в Украине превысит 45 млн дал — это на 10% больше, чем два года назад»
Андрей Охлопков, гендиректор
компании «Союз-Виктан»
Контракты, № 43 от 27.10.2008 г.
После введения минимальных
цен легальный рынок увеличился
Нестабильное финансовое положение украинцев не заставит их отказаться от крепких напитков, уверены участники рынка. Однако алкогольные предпочтения населения сместятся в сторону дешевой продукции. Причем если бы не постановление Кабмина о введении в середине ноября минимальных цен на водочную и коньячную продукцию, еще большее количество наших граждан предпочли бы теневую или полулегальную водку.
До ноября «левую» водку можно было купить в мини-маркетах по 7–10 грн за пол-литра. Крупные игроки заявляют: эта цена ниже себестоимости напитка, а значит — либо в бутылке некачественная водка, либо ее производители не платят налоги (или же не в полной мере). По подсчетам экспертов Союза оптовиков и производителей алкоголя и табака, легальная сорокаградусная не может стоить менее 14–20 грн. Только налоги (акциз и НДС) в цене бутылки емкостью 0,5 л превышают 5 грн. За счет безналоговой составляющей теневики имеют конкурентное (ценовое) преимущество. Неудивительно, что доля теневого рынка с 2006 по 2008 год увеличилась с 18% до 25%. Легальные игроки вовремя спохватились, пролоббировав введение минимальных цен на коньяк и водку. С середины ноября водка в магазинах не может стоить ниже 14 грн, коньяк трехлетней выдержки — 25 грн за пол-литровую бутылку, коньяк категории «пять звезд» — 32 грн.
Еще в начале осени в компании Nemiroff, учитывая наступление теневой водки, прогнозировали падение спроса на легальную продукцию по итогам года на 10%. Однако сейчас участники рынка говорят об увеличении продаж ликеро-водочной продукции в 2008-м — до 45,3 млн декалитров (свыше 900 млн полулитровых бутылок). А это примерно на 10% больше объемов потребления двухгодичной давности.
Если минимальные цены не отменят, то уже в 2009-м крупнейшие игроки, сделав ставку на производство дешевой водки, вполне могут отвоевать у теневиков 5% рынка. Впрочем, сами водочные короли рассчитывают как минимум на 10%.