Політика
Україна
Снова война: Свет, шум и газ на Институтской
«Мирное наступление», которое планировали митингующие, обернулось очередным столкновением силовиков с народом. Перекресток Институтской и Шелковичной улиц стал новым полем битвы – сегодня там рвались гранаты и лопались коктейли Молотова. «Контракты» побывали на перекрестке двух улиц, вместе с протестующими задыхались газом, глохли от гранат и даже ходили в атаку.
На подступах к баррикадам на Институтской улице царило необычайное оживление, хотя все местные магазины и бутики были закрыты. Люди в бушлатах и касках катили большие автомобильные шины, бригады мужчин с кувалдами и ломами выбивали и раскалывали брусчатку. Битый камень складывали в мешки, каски, корзины из супермаркетов, и тащили их на перекресток Институтской и Шелковичной улиц – там с самого утра разгорелся бой между толпой демонстрантов и силовиками.
Грузовики, которыми милиционеры пытались перегородить улицы на подступах к Верховной Раде, практически сразу были охвачены огнем – протестующие забросали машины коктейлями Молотова. К двенадцати часам дня, столичные ультрас, активисты «Правого Сектора» и отряды самообороны Майдана, сосредоточили свои силы возле милицейского кордона, на Шелковичной улице. Сюда стащили шины и, облив их бензином, подожгли. Используя густой черный дым в качестве прикрытия, протестующие подбирались к кордону, забрасывая силовиков кусками брусчатки. Правоохранители, в свою очередь, отвечали демонстрантам струей из водомета и швыряли в сторону толпы светошумовые и газовые гранаты. Поддержать протестующих пришли музыканты с Майдана - они исполняли национальные и повстанческие песни на кельтских свирелях и волынках.
- Мы вышли сюда, чтобы прекратить существование преступного режима - бойко заявила пенсионерка Людмила, в одиночку тащившая к кордону мешок с камнями. – Ребята, которые вышли на улицу, чтобы бороться с преступниками у власти – настоящие герои, и мы не хотим оставаться в стороне, пока они рискуют жизнями.
Нескольких силовиков, которые хотели подняться на крышу одного из домов, активисты зажали в подъезде. Правоохранители попытались отстреливаться из травматического оружия, после чего, бутылки с зажигательными смесями полетели прямо внутрь здания. Впрочем, нескольким бойцам «Беркута» все же удалось забраться на крышу, откуда они, укрывшись за телевизионной тарелкой, открыли огонь по протестующим.
Тут же, с другой стороны крыши появилось несколько человек митингующих, которые укрывшись за металлическими щитами, попытались вытеснить оттуда силовиков. В конечном итоге, активисты все же покинули крышу, а люди в синем камуфляже продолжили обстрел тех, кто слишком близко подходил к кордону.
В руки беркутовцам попал украинский флаг, которым они махали с крыши протестующим. Впрочем, пока одни активисты сдерживали наступающих милиционеров камнями, другие, прямо возле зданий, развернули производство коктейлей Молотова – бензин и машинное масло здесь разливали по бутылкам прямо на углу двух улиц, после чего залпом бросали их в силовиков.
Основная масса щитовников из «Правого Сектора» расположились прямо за угловым домом на Шелковичной - в двух шагах от выстроившихся в «черепаху» беркутовцев. Подойдя к ним, мы в шутку спросили, можно ли сходить с бойцами в атаку. Бойцы наш вопрос восприняли на удивление серьезно – тут же на тротуаре выстроилось пятеро крепких парней со щитами, прикрывая нас и двух своих товарищей с горящими бутылками в руках.
Подойдя к углу дома, активисты «правого сектора» одну за другой начали метать бутылки с зажигательной смесью в строй милиционеров. Первая с глухим хлопком разбилась о крышу охранной будки. Второй коктейль вспыхнул в двух шагах от металлических щитов «Беркута», а вот третий, описав в воздухе дугу, взорвался прямо под ногами у правоохранителей. Силовики отчаянно пытались погасить горящую униформу, а толпа демонстрантов встретила попадание радостными криками. Среди рослых парней в бронежилетах, и черных масках, мы встретили Олю – хрупкая, невысокая девушка, наравне с мужчинами противостоит силовикам, рискуя нарваться на резиновую пулю или гранату.
- Я здесь воюю пока муж на работе, - улыбается Оля. – К вечеру должен приехать сюда, чтобы присоединиться к демонстрантам.
Впрочем, женщин среди протестующих собралось немало – привыкнув к оглушительным хлопкам гранат, пенсионерки в вязаных беретах на пару с молодыми девушками собирали для бойцов брусчатку, разносили воду и респираторы, а также перевязывали раненных. В последних недостатка не было – по образовавшемуся коридору, медики и простые граждане то и дело несли окровавленных людей. У кого-то из раненых под ногами взорвалась граната, кого-то подстрелили стрелки с крыши, а кого-то задело обломком брусчатки. Тяжелые камни силовики бросали как в протестующих, так и в журналистов, сопровождая свои действия выкриками и оскорбительными жестами.
Несколько раз под объективы камер попадали бойцы «Беркута», переносящие ящики и канистры с горючим. Вероятно, как и во время столкновений на улице Грушевского, силовики планировали использовать зажигательные смеси против демонстрантов. Однако, и сами сотрудники милиции не обошлись без потерь. Подойдя к оживленной группе протестующих, мы увидели как доктор «скорой помощи», пытался спасти пойманного демонстрантами милиционера.
- Уберите руки! Я вам его не отдам! – истошно кричал невысокий пожилой мужчина, повиснув на шее у рослого парня в шлеме с разбитым носом. – Я доктор, и буду лечить всех! Прекратите провокации ребята, мы – не они!
С журналистами пойманный сотрудник «Беркута» общаться не захотел, только попил воды, с недоверием покосившись на предложенную ему бутылку. После чего, доктор и еще двое членов гражданской самообороны отвели его в штаб одного из депутатов. Впрочем, несколько силовиков, все же были взяты в плен демонстрантами – их увели в сторону баррикад на Грушевского. Однако, конвоировавшие их бойцы, строго следили за тем, чтобы никто не бил милиционеров и не бросал в них камни. Но если кому и пришлось не сладко, так это тем, кто имел неосторожность оставить свои машины на улицах. Ударами бит и лопат протестующие разбили белый «Фольксваген», перевернули машину на крышу и вытолкали ее на проезжую часть. Оказалось, что в ней нашли удостоверение депутата от Партии Регионов. Остался без стекол оранжевый «Гибрид», возле которого взорвался не один десяток гранат – его протестующие откатили вглубь улицы. Пострадала от рук демонстрантов и пожарная машина, которая приехала тушить горящие грузовики. Ее активисты хотели захватить, чтобы направить брандспойты на милиционеров. Но больше всего досталось зеленой «Шкоде», которую протестующие выкатили на перекресток и подожгли, чтобы создать препятствие для силовиков, которые готовились к решительному наступлению.
Около четырех часов дня, со стороны Шелковичной улицы появились отряды «Беркута». Они быстро перешли в наступление, оттесняя демонстрантов в сторону Институтской. Люди попытались оказать сопротивление, укрывшись за наспех сооруженной баррикадой, обстреливая силовиков и фейерверков и бросая в них камни. Но бульдозер с водометом, который появился из-за спин силовиков, смыл передние ряды протестующих струей воды, и без труда смял баррикаду. В этот момент, милиционеры открыли беспорядочный огонь по демонстрантам, забрасывая людей газовыми гранатами. Организованный отход почти тут же перешел в стихийное бегство, но даже тогда силовики не прекращали огонь. Пули свистели над головами демонстрантов, щелкали по стенам домов и тротуару. Правоохранители преследовали толпу, осыпая отстающих ударами дубинок.
- Они били людей, опрокидывали на тротуар и добивали палками. – рассказывает очевидица событий Светлана. – мы с подругой просто стояли на тротуаре, к нам подскочили беркутовцы и стали кричать, чтобы мы упали на колени… тех кто вставал они продолжали бить дубинками. Я была испугана настолько, что просто закрыла глаза и вытянула перед собой руку. Меня они не тронули…
- Я сильно отстал от толпы, хотел пропустить вперед женщин, - вспоминает участник демонстрации Виталий. – Когда начал убегать, «беркутовцы» уже были у меня за спиной. Один из них крикнул мне «Стоять, гнида!» и ударил дубинкой по спине. Было больно, но я припустил еще быстрее и сумел от них оторваться.
Добежав до верхнего входа станции метро Крещатик, многие люди попытались укрыться в подземке. Но увидев, что станция закрыта, принялись выбивать стекла и бежать к эскалаторам. Часть протестующих побежала вниз – на Ольгинскую улицу. Сюда силовики спускаться не стали и остановившись на перекрестке двух улиц, они прекратили преследование. Часть людей разошлась, часть – отправилась на баррикады Майдана. Многие расходились домой пешком, так как работа метро и наземного транспорта была приостановлена, а линии такси были перегружены.