НОВИНИ ДНЯ: Чому Зеленський бачить у Трампі шанс на завершення війни: The Telegraph дізнався деталі  "Довгі Нептуни" та 30 тисяч дальнобійних дронів: Зеленський розповів про українську зброю  Похолодання в Україні: синоптик розказав, де температура впаде до "мінусів"  У четвер Україні прогнозують погіршення погоди: дощ, сніг та ожеледицю  В Україні 20 листопада буде вітряно, на заході - похолодання та дощ із мокрим снігом  Потепління до +14, але ненадовго: синоптикиня озвучила прогноз погоди в Україні на 19 листопада  Зима близько: де в Україні чекати на сніг в понеділоквсі новини дня
Політика
Україна
 Дмитрий Тымчук 22.04.2014 4358

Сепаратистский юго-восток Украины: угрозы и перспективы

В период с 18 по 22 апреля секцией «Альфа» (координаторы группы «Информационное Сопротивление») был проведен мониторинг ситуации в юго-восточных областях Украины.

В Донецкой области изучался ход проведения антитеррористической операции (АТО). В Харьковской, Луганской, Днепропетровской, Запорожской, Одесской, Николаевской и Херсонской областях – потенциал и перспективы экстремистского (сепаратистского) движения.

Ситуация в Донецкой, Луганской, Харьковской, Днепропетровской и Запорожской областях

В Донецкой области на фоне фактического «переформатирования» АТО с недостатками в проведении последней экстремисты достигли ряда серьезных успехов, крайне негативно влияющих на стабилизацию ситуации в регионе.

Совершенные экстремистами диверсии в Славянске, сопровождавшиеся гибелью людей, а также акции в Краматорске имели целью создание повода для России выступить с очередным утверждением о том, что в Украине идет «гражданская война». В ответ украинские власти, к сожалению, не смогли предоставить убедительных доказательств того, что диверсии совершены пророссийскими экстремистскими силами.

Отсутствие эффективных действий в рамках проводимой АТО (СО) – в частности, отсутствие блокирования очагов экстремизма - позволяют экстремистам свободно передвигаться по региону, дестабилизируя ситуацию в различных населенных пунктах.

Местное население, в большинстве своем изначально не питавшее особой антипатии к сепаратистам, резко меняет свое мнение. В Славянске и Краматорске «власть» экстремистов фактически превратила эти города в территорию хаоса. Не имея гарантий соблюдения базовых прав человека, местные жители все больше склоняются в пользу единой Украины, соблюдения законности и правопорядка.

Как и следовало ожидать, экстремисты, добившись определенного успеха в Донецкой области, пытаются дестабилизировать ситуацию в Луганской и Харьковской областях. Их задача – провозгласить «народную власть», объявить о проведении «референдумов» по выходу из состава Украины, и обратиться к России с просьбой ввести свои войска и обеспечить проведение таких «референдумов» по крымскому варианту.

Вместе с тем, даже с созданием сепаратистами условий для российского вторжения, мы оцениваем вероятность вторжения России в восточные регионы в ближайшей перспективе как достаточно невысокую (до 30%). Призывы к РФ ввести войска – это шантаж, направленный на украинскую власть с целью заставить ее дать возможность провести «референдумы».

Такое «раскачивание» ситуации одновременно дает возможность России осуществлять дипломатическое давление на Украину с целью дать сепаратистам возможность провести указанные «референдумы».

В Запорожской области ситуация напряженная, но местные пророссийские силы без вмешательства и непосредственного участия сепаратистов из Донбасса, а также российских диверсантов прогнозировано не смогут «раскачать» ситуацию.

В Днепропетровской области, при всех попытках экстремистов дестабилизировать ситуацию, местные власти во взаимодействии с правоохранителями и местным населением достаточно уверенно ее контролируют.

Выводы: в рамках АТО (СО) необходимо обеспечить блокирование Донецкой области. В самой Донецкой области необходимо блокировать «центр напряженности» - город Славянск, а также захваченные админздания в иных населенных пунктах. Также необходимо обеспечить контроль путей сообщения и районов области путем организации патрулирования – как силовиками, так и представителями местных патриотических движений.

Основные привлекаемые силы – Вооруженные силы Украины и ВВ/Национальная гвардия. Специальные подразделения МВД и СБУ должны находиться в готовности для проведения операций по нейтрализации групп экстремистов в блокированных районах (в настоящее время такие операции крайне затруднены ввиду подписания Украиной Женевских соглашений).

В Луганске, Харькове и Запорожье принять меры по недопущению проведения несанкционированных митингов и захватов органов власти. Поддержать инициативы местного населения по созданию контролируемых местными властями отрядов самообороны, способных противостоять пророссийским экстремистам, оказать помощь в организации ими блок-постов на въездах в населенные пункты и организации патрулирования совместно с правоохранительными органами.

Спецслужбам необходимо организовать жесткий контроль за действиями местных правоохранителей, в частности, изначально определив лояльность власти и патриотизм командиров (начальников) структурных подразделений.

Оценка угрозы экстремизма (0 баллов – угроза отсутствует, 10 баллов – регион контролируется экстремистами):

Донецкая область – 8 баллов
Луганская область – 6 баллов
Харьковская область – 5 баллов
Запорожская область – 3 балла
Днепропетровская область – 1 балл

Ситуация в Одесской, Николаевской и Херсонской областях

На Юге Украины центром нестабильности является Одесса. В самом городе, по нашим оценкам, у пророссийских экстремистских сил отсутствует потенциал, необходимый для серьезного «раскачивания» ситуации и проведения действий, необходимых для вывода Одесской области из состава Украины.

Однако наблюдается достаточно существенная часть населения, способная принять участие в пророссийских акциях при их инициировании и поддержке извне. Таковыми может быть инфильтрация в область российских диверсионных групп ГРУ ГШ ВС РФ из Приднестровья, прибытие групп экстремистов из Донбасса и из Крыма, резкое увеличение финансирования одесских пророссийских сил и активизация сети ФСБ РФ по вербовке местных граждан для их участия в сепаратистских акциях.

В Николаеве и Херсоне ситуация более стабильная. Здесь для проведения инициируемого Россией «юго-восточного сценария» необходимо куда более серьезное постороннее вмешательство.

Таким образом, процесс дестабилизации ситуации на Юге местные пророссийские силы способны инициировать лишь при мощной поддержке извне.

Выводы: местные органы власти, местное население и правоохранители принимают меры по усилению контроля за регионом. Центральной власти необходимо поддержать эти инициативы ресурсами и осуществлением координации действий. Юг достаточно инертен. В случае с пророссийским экстремизмом это играет на руку Украине. Но в случае с проукраинскими активистами необходима всестороння поддержка их действий для того, чтобы их усилия по противостоянию экстремизму дали серьезный эффект.

Предлагаем создать координирующий орган по противостоянию сепаратизму с расположением в Одессе, в котором были бы представлены местная власть, правоохранители и активисты всех трех областей. В идеале должен быть создан подобный координирующий орган, работающий по всему Юго-Востоку. Центральной власти необходимо наладить прямую связь с данным органом для предоставления необходимых ресурсов и обеспечить непосредственное взаимодействие с руководством силовых структур.

Особого внимания требует вопрос лояльности местных правоохранителей – многие из них находятся в «группе риска». Необходимо срочное изучение ситуации в каждом конкретном структурном подразделении и, при необходимости, переброска правоохранителей из других регионов.

Оценка угрозы экстремизма (0 баллов – угроза отсутствует, 10 баллов – регион контролируется экстремистами):

Одесская область – 5 баллов
Николаевская область – 3 балла
Херсонская область – 3 балла

Антитеррористическая операция

Антитеррористическая операция так и не получила полновесного формата АТО, и уже прогнозировано его не получит.

На начальной стадии операции украинская власть ввела для силовиков ограничения (гарантии отсутствия жертв среди «мирного населения», которое тем не менее вооружено и совершает действия, подпадающие под определение терроризма), которые изначально не позволяли проводить АТО. С подписанием Украиной Женевских соглашений эти ограничения получили статус жесткого условия.

Главная проблема в том, что силовикам запрещено применять оружие на поражение. Случай в Мариуполе, когда подразделение Национальной гвардии отбило вооруженное нападение экстремистов на воинскую часть – одно из очень немногих исключений. В реальности военнослужащие могут применять оружие лишь в случаях, когда это однозначно предусмотрено Уставом гарнизонной и караульной службы с последними изменениями, внесенными в соответствии с Законом Украины №877-VII (877-18) от 13.03.2014. Но даже в этих случаях им предписано применять оружие не на поражение.

Нами зафиксированы случаи, когда командование собирало подписки с личного состава о неприменении оружия на поражение. В ряде случаев это крайне негативно повиляло на ход событий и эффективность применения подразделений ВС Украины в целом.

Между тем, формат АТО по сути (в особенности после подписания Женевских соглашений) перешел в формат стабилизационной операции (СО) по западной терминологии. Основные задачи при этом, как и полагает СО, - блокирование населенных пунктов, а также районов, в которых сосредоточены экстремисты, организация службы на блок-постах, патрулирование местности и т.д. Основные силы – подразделения Вооруженных сил Украины.

По не выясненным нами причинам, военное командование не приняло мер, необходимых для проведения СО. Тогда как командиры и личный состав задействованных частей и подразделений демонстрируют готовность для таких действий.

Выводы: в проведении АТО (СО) военному руководству нет нужды изобретать велосипед – у Вооруженных сил хватает опыта участия в подобных операциях. Это, например, многолетний опыт действий в Косово в контингенте КФОР, и, в особенности, в Ираке, в составе Многонациональных сил. По результатам действий каждого контингента в обязательном порядке составлялись отчеты с рекомендациями относительно методики организации деятельности по различным направлениям. Военному руководству стоит лишь изучить эти отчеты и выработать общие рекомендации относительно действий подразделений ВСУ на Донбассе.

Но самое главное – четко сформулировать приказ на применение войск, определить силы и средства, обозначить цели и задачи в проводимой операции, порядок взаимодействия как между подразделениями ВСУ, так и с подразделениями иных вооруженных формирований и спецслужб Украины.

Ситуация на государственной границе

Граница с Россией и граница с ПМР. На госгранице с РФ ужесточен погранконтроль, армейскими подразделениями вдоль границы выстроена полоса обороны, прикрытая ПВО. Таким образом, предотвращено проникновение в Украину с территории РФ групп экстремистов, передвигающихся железнодорожным и автомобильным транспортом, приняты меры для отражения возможной прямой военной агрессии со стороны России.

Вместе с тем, остается реальной возможность проникновения на территорию Украины российских диверсионно-разведывательных групп (ДРГ) на отдельных участках границы. В ответ принимаются меры, в т.ч. по инженерному обеспечению и по контролю пограничных районов силами Госпогранслужбы Украины, Вооруженных сил, спецслужб и правоохранителей.

Административная граница с АРК. Здесь приняты меры по организации погранконтроля со стороны Госпогранслужбы, и блокированию перешейка силами и средствами Вооруженных сил.

Госпогранслужба Украины, не имея возможности осуществлять пограничный контроль на территории Крыма в связи с его аннексией, полностью осуществляет его на административной границе АРК и Херсонской области (контроль «второй линии»). Стационарные пункты пропуска через госграницу до решения Правительства Украины не оборудуются. Однако действующие пограничные посты оборудованы компьютерной техникой с базами данных Госпогранслужбы, производится достаточно жесткий паспортный контроль выезжающих из Крыма граждан, лица без украинского гражданства на материк не выпускаются (им предлагается пересечь границу в иных местах).

Вместе с тем, Крым продолжает оставаться потенциальным плацдармом для заброски на материк диверсионных групп и групп экстремистов.

Выводы: необходимо усилить работу в пограничных районах с целью предотвратить проникновение с территории РФ и ПМР ДРГ противника. К нынешним силам видится целесообразным подключить подразделения ВВ МВД/Национальной гвардии, предназначенных для поиска, блокирования и нейтрализации ДРГ и бандформирований.

Остается открытым вопрос о способности противодействовать проникновению из Крыма на материк ДРГ и групп экстремистов путем их высадки на побережье Черного и Азовского морей в Херсонской области.

Данный отчет не включает освещение ряда аспектов, связанных с действиями «силовиков»

 

Источник: секция «Альфа» группы «Информационное сопротивление»

Оценка материала:

5.00 / 3
Сепаратистский юго-восток Украины: угрозы и перспективы 5.00 5 3
Політика / Україна
 Дмитрий Тымчук 22.04.2014 4358
Еще материалы раздела «Україна»