Бізнес
Ринки та компанії
Россия сознательно и планомерно вытесняет доллар из зоны своего влияния
Глава Внешэкономбанка (ВЭБ) России Владимир Дмитриев начал реализовывать программу перехода в расчетах на национальные валюты с Казахстана.
По крайней мере, именно так можно расценивать кредитное соглашение ВЭБа с госфондом "Самрук-Казына", в соответствии с которым ВЭБ профинансирует казахстанско-российские инвестпроекты в республике на сумму до 3 млрд долларов. Первоначально речь шла о кредитной линий в 300 млн. долларов, но, добиваясь гегемонии рубля, Россия готова выделять более значительные средства и поддерживать даже такие провальные проекты, как спасение казахских системообразующих банков «БТА Банка» и «Альянс Банка» (соглашение об этом пока не достигнуто, но, безусловно, это одно из требований Нурсултана Назарбаева, который не прочь видеть казахский тенге в качестве единой региональной валюты).
Данным кредитным соглашением Россия, по сути, обеспечивает рынок сбыта для своих товаров. И добивается максимального перехода в расчетах на рубли. Во всяком случае, речь идет об отказе от расчетов в долларах за ту продукцию, которая не является биржевой и цена на которую не устанавливается в иностранных валютах.
«Хотя и в случае с биржевой продукцией, с учетом того, что у нас будет образована товарная биржа, в том числе и энергоносителей - нефти и газа, переход на рубли тоже оправдан, - цитирует главу ВЭБ России profinance.kz. - Если мы говорим о крупнейших странах СНГ, таких как Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан, переходом на расчеты в национальных валютах, и прежде всего в рублях, мы решаем радикальным образом вопрос устойчивости национальных валют».
Однако г-н Дмитриев уверен, что одними двусторонними соглашениями проблемы не решить, необходимо действовать более масштабно. «И на Украине, и в Белоруссии идея перехода в расчетах на национальные валюты тоже получает поддержку на самом высоком государственном уровне», - утверждает Дмитриев.
В том, какая именно национальная валюта станет главной в региональной системе расчетов глава ВЭБ не сомневается. «Сомнений нет, что рубль естественным образом становится такой региональной валютой и платежным средством. Я не хочу сказать, что мы отказываемся от рассмотрения других национальных валют во взаимных расчетах. Но для всех очевидно, что Россия по своему потенциалу, по ресурсам, по историческим связям со странами бывшего Советского Союза представляет собой самую сильную экономику, соответственно и самую сильную валюту. Нисколько не принижая значения других валют, естественный вывод в том, что рубль и юань - те ключевые валюты, которые претендуют на статус резервных в региональном сотрудничестве».