НОВИНИ ДНЯ: Інавгурація Трампа: Коли і як вона відбудеться  "Довгі Нептуни" та 30 тисяч дальнобійних дронів: Зеленський розповів про українську зброю  Похолодання в Україні: синоптик розказав, де температура впаде до "мінусів"  У четвер Україні прогнозують погіршення погоди: дощ, сніг та ожеледицю  В Україні 20 листопада буде вітряно, на заході - похолодання та дощ із мокрим снігом  Потепління до +14, але ненадовго: синоптикиня озвучила прогноз погоди в Україні на 19 листопада  Зима близько: де в Україні чекати на сніг в понеділоквсі новини дня
05.02.2015 3054

Может ли государство само себя реформировать?

Одним из самых распространенных заблуждений является представление о государстве, как об организации, то есть о системе (квадратики со стрелочками), которая может быть создана или изменена по желанию тех, кто ей управляет. Эти квадратики и стрелочки между ними не имеют никаких собственных интересов, считается, что цели и интересы вкладывают в них те, кто их создает или использует.

Это представление настолько распространено и обыденно, что в его ловушку регулярно попадаются даже весьма продвинутые умы. Разумеется, все это можно и нужно подробно исследовать, здесь я просто хочу обратить внимание на эту проблему.

Опять ничего не получилось

Представление о государстве, как о системе, призванной решать именно те задачи, которые официально им провозглашены, не просто заблуждение, а заблуждение опасное. Опасность состоит в том, что такое представление заставляет вновь и вновь наступать на одни и те же грабли и не искать других путей. Ведь если государство всего лишь система, которую мы можем менять по своему желанию, то у нас есть только две проблемы — правильные люди в системе и правильная система, то есть, правильные квадратики и стрелочки между ними. Если государство — единая, хоть и весьма обширная, организация, то тогда наши усилия следует направлять на совершенствование доступа к системе (всех этих выборов и референдумов), чтобы привести правильных людей и на рисование квадратиков и стрелочек.

Сила этого заблуждения такова, что она заставляет «прогрессивную общественность» заниматься правильными людьми и квадратиками со стрелочками из года в год, несмотря на то, что статистика ее усилий чуть более, чем полностью описывается формулой «опять ничего не получилось». И если государство — это всего лишь организация, то вывод, который делает прогрессивная общественность из этого факта, выглядит как «нужно больше стараться». Вот и стараются.

Прогрессивная общественность обычно игнорирует опыт «развитых стран», она просто в них верит, и верит, что там хорошо. Если бы она дала себе труд ознакомиться с реальным положением дел в этих странах в области «государственного строительства», она бы с ужасом обнаружила там не только «бардак и шатания», но и до боли знакомые ситуации и тенденции. То есть речь идет не о каких-то сугубо украинских особенностях, а о системных закономерностях.

Самая изобретательная доходная система

Попробую максимально коротко показать, в чем суть проблемы.

Та или иная устойчивая структура и образуется вокруг деятельности, приносящей регулярную прибыль (неважно, в чем она выражается). Например, лавка, продающая некие товары, включает продавцов, хозяина и, возможно, неких управляющих, занимающихся поставками, хранением и т. п. Говоря строго экономически, лавка — это лишь часть структуры, но нам для наших целей достаточно и обычного бытового подхода. Скажем, книжный магазин «Black books» может быть описан как «покупаем книги — продаем книги» и его в качестве организации нетрудно изобразить в виде нескольких квадратиков и стрелочек.

zolotorev

Владимир
Золоторев

гражданская специальность – радиоинженер. Военная – специалист по противоракетной обороне. В 93-м поневоле стал журналистом. Свою работу называет не «аналитикой», а «синтетикой». Считает, что человечеству срочно необходимы две вещи – аналоговый компьютер и эволюционная теория Бога.

С государством все не так, поскольку оно ничего не производит и не несет издержек. Но тем не менее, здесь структура точно так же образуется вокруг деятельности, приносящей прибыль. Прибыль эта является доходом от налогообложения в широком смысле слова. Для того, чтобы ее получить, нужно расширить поводы для нового налогообложения. При этом, совсем не обязательно, что деятельность, которая заявляется поводом для нового налогообложения и новых бюджетов, действительно велась. Государственная медицина не обязана вас лечить, государственное образование — учить, а государственная милиция — охранять, их существование является, прежде всего, поводом для существования соответствующих бюджетов, а деятельность их вторична. Если мы поймем это обстоятельство, то сильно продвинемся вперед в понимании природы государства и тех проблем, с которыми мы имеем дело.

Конкурирующие департаменты и инспекции

Впрочем, реальная картина гораздо сложнее. В приведенном примере еще есть намек на организацию или группу организаций. Но в реальности деятельность, приносящая прибыль, ведется не только в рамках неких формальных организаций (министерств и ведомств), скорее она строится вокруг, извините за жаргон, «тем», которые осваивают те или иные группы чиновников. В рамках одной формальной организации (того же министерства) могут существовать несколько группировок, осваивающих разные «темы», эти группировки могут выходить далеко за пределы одного ведомства, конкурировать и открыто бороться между собой и так далее. То есть, реальная структура государства строится вокруг «тем», а не задается функциями его формальных частей. И если мы понимаем это, мы понимаем, что эта структура подвижна и изменчива и никакие квадратики и стрелочки нам не помогут в ее описании.
Для «обычной» открытой экономики «темы» называются рынками и действующие субъекты, как правило, совпадают в этом случае с организациями, действующими на этих рынках, то есть, корпорациями и шире — юридическими лицами. Однако никому ведь не придет в голову рисовать между ними стрелочки и утверждать, что, поменяв квадратики и стрелочки, мы можем добиться каких-то результатов. Все понимают, что существующее расположение квадратиков и стрелочек временно. То же самое нужно понять и в отношении государства — его нужно анализировать так, как мы анализируем рынки. Хотя у него есть ряд особенностей. Во-первых, это не единая организация, а конгломерат;  во-вторых, реальные структуры государства не совпадают с формальными; в-третьих, сами эти структуры и отношения между ними постоянно меняются.

Ну, а теперь попробуйте это все «реформировать».

Оценка материала:

5.00 / 10
Может ли государство само себя реформировать? 5.00 5 10
05.02.2015 3054
comments powered by Disqus
Еще колонки: Владимир Золотoрев