Політика
Росія
А есть ли «Армата», или «потёмкинские деревни» российского оборонпрома
В последние дни в Сети появилось множество сообщений о российском танке "Армата", которые, в первую очередь связаны со сливом в сеть фото и видео танка с задрапированной башней с соответствующими формулировками - «новейший», «суперсекретный». Но, возможно, главная задача этой разработки - просто «красиво проехать по Красной площади»?
По всем планам российского руководства, танк должен был стать главной сенсацией парада в честь 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне (Победы, право на "обладание" которой в России хотят монополизировать). Кроме того, «Арматой» кто-то в РФ хочет оправдать те, не совсем оправданные надежды на появление совершенно нового в технологическом отношении продукта российской оборонной промышленности – с одной стороны, а с другой – те немалые средства, которые в него вложены. На самом деле всё может оказаться не таким радужным, как кое-кто в России это хочет представить.
Сейчас, в условиях идеологического противостояния с Западом и Украиной, в РФ делают особую ставку на парад Победы 9 мая 2015 г. Руководство России тешит себя надеждами использовать этот повод для одурачивания населения своей страны и тех, кто ей сочувствует в иностранных государствах. Им всячески будут внушать мысль о том, что «Россия не утратила величия и ещё способна вернуть себе позиции распорядителя судеб мира». С этой целью уже было объявлено о показе на параде 7 новых образцов ОВТ, среди которых танк Т-14 «Армата» и БМП «Курганец-25» занимают первые позиции. Кроме них, к показу заявлены БМП «Бумеранг», береговой ракетный комплекс "БАЛ-Э", береговой ракетный комплекс "Бастион", САУ «КОАЛИЦИЯ-СВ» и БТР "Ракушка". Будет вытащено всё, чтобы продемонстрировать «мощь России». Однако чего стоит эта мощь, можно увидеть даже невооружённым глазом, проанализировав реальное положение вещей, связанных с главным козырем этого парада – машинами на платформе «Армата».
Платформа или танк
Унифицированная тяжелая платформа шифра "Армата", которая разрабатывается ОАО «НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) с 2009-2010 гг., представлялась как перспективная российская гусеничная платформа четвертого поколения. На ее основе планировалось создать основной боевой танк, боевую машину пехоты, тяжелый бронетранспортер, боевую машину поддержки танков, бронированную ремонтно-эвакуационную машину, шасси для самоходных артиллерийских установок и другие. В сущности, Армата – это унифицирована межвидовая тяжелая гусеничная платформа для машин с массой от 30 до 65 тонн аналог GCV в США. По тем планам, которые озвучивались в МО РФ, вооружённые силы Росси до 2020 г. должны были получить 2300 таких машин.
Работы по созданию непосредственно танка под кодовым названием «Армата», который должен был стать основным танком Вооруженных Сил РФ, были открыты в 2010 г. Это, не в последнюю очередь, было связано с сообщением от МО РФ о прекращении работ по «Объекту-195» (танк Т-95), на которые ушёл не один миллион рублей из карманов российских налогоплательщиков.
Перед конструкторами УВЗ было поставлено конкретное задание – до 2015 г. танк должен стать на производственную линию.
Но вопрос «Арматы», как и многое другое в жизни российского человека, разбивается «о быт» и, как это не умалчивается в России – о международные санкции, введённые против РФ в связи с её агрессией в Украине. Именно последнее привело к сокращению ассигнований на производство и сокращению объёма государственного оборонного заказа. Но, в первую очередь, на судьбу проекта влияет то, что «Армата» является больше прожектом, нежели проектом в первичном понимании этого слова, который на данном этапе можно сравнить больше с «потёмкинскими деревнями», нежели с «хрущёвскими пятиэтажками».
Дорогой и несовершенный
Процесс реализации проекта создания платформы «Армата» всё время проходил со скрипом и потугами. 8 июля 2013 г. был анонсирован первый закрытый показ руководству страны танка «Армата» на военной выставке RAE-2013 в Нижнем Тагиле, в сентябре 2013 г. Однако на то время был представлен лишь макет машины. Позже закрытая презентация переносилась на декабрь 2014 г., которая также не состоялась и была перенесена на январь 2015 г. Одновременно с этим, в декабре 2014 г., стало известно, что в МО РФ танк «Армата» вызывал жесткую критику. Причина - явное, по мнению российских военных, завышение ОАО НВК «Уралвагонзавод» цены, а также несоответствие образца утвержденным характеристикам (недостатки отмечались преимущественно в системе управления огнем). Окончательное решение относительно закупки машины должны были принять в январе 2015 г., после официальной презентации. Однако этого не случилось. 16 января 2015 г. стало известно, что первая партия танков Т-14 на единой платформе «Армата» все же поступит в войска в феврале 2015 г. Об этом заявил заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Олег Бочкарев.
директор по развитию Defense Express
Информационно-консалтинговая компания Defense Express оперативно освещает события происходящие в украинском ОПК, военно-техническое сотрудничество и государственную политику Украины в сфере безопасности и обороны.
В соответствии с заявлениями, которые были сделаны российскими военными, если «Уралвагонзавод» в кратчайшие сроки не изменит цену и не представит план устранения недостатков, Минобороны не может продлить контракт на поставку «Армата» в войска и откажется от серийных закупок. В 2014 г. МО РФ перечислило УВЗ деньги за партию из ещё не существовавших тогда в природе 24 машин на платформе «Армата» (12 БМП типа «Курганец 25» и 12 танков Т-14 «Армата»), и другие контракты российские военные по этим машинам не заключали. По некоторым данным, «Арматы» нет даже в Госпрограмме вооружений 2016-2025. А для обеспечения устойчивого развития УВЗ, как предприятия-производителя, и производства данных машин Минобороны должен закупать в 2016 г. не менее 40 танков «Армата», в 2017-ом - 70, начиная с 2018 г. - 120 ежегодно.
Танк для парада
Можно утверждать, что амбициозные планы оборонного ведомства РФ относительно оснащения войск новой платформой «Армата» являются нереальными и не будут выполнены. Очень вероятно, что «Уралвагонзавод» выполнит лишь поставку танков и БМП в рамках обеспечения проведения Дня победы 9 мая 2015 г. И ,скорее всего, машин будет не 24, как предполагалось, а максимум 20 (10 БМП типа «Курганец 25» и 10 танков Т-14 «Армата»), что всё же может быть связано с тем, что УВЗ всё-таки убедил МО РФ в оправданности повышения цены за единицу.
О качестве поставленных машин тоже говорить не приходится. Так, представители УВЗ на форумах в соцсетях и при общении с ними на выставках откровенно говорят о том, что машины, которые будут принимать участие в параде, будут «сырыми» и еще не будут иметь «боевую кондицию». Сейчас их главное задание - просто «красиво проехать по Красной площади». После этого вся эта «новейшая» и «суперсекретная» техника вернётся на завод «для доработки». Затем, ориентировочно к началу осени 2015 г., машины могут поступить в одну из частей ВС РФ для прохождения опытной эксплуатации - для выявления производственных дефектов и обкатки конструкции.
Обычно в России обкатка в войсках занимает приблизительно три года, а потому, даже теоретически, можно говорить о начале массового выпуска боевых машин на платформе «Армата» лишь не ранее 2018 г. А с учётом остальных обстоятельств и, прежде всего, с отсутствием машин на платформе «Армата» в Госпрограмме вооружений на 2016-2025 гг. и реального влияния международных санкций на экономику РФ, перспектив у этой темы очень и очень мало.
И очень вероятно, что парад 9 мая 2015 года может стать парадом «потёмкинских» достижений российского оборонпрома.
Автор: Валерий Рябых