Колонки
Виталий Портников
Антиукраинский поток: зачем “Газпрому” маршрут через Турцию
Председатель правления “Газпрома” Алексей Миллер предупредил, что российская энергетическая монополия может прекратить поставки странам, которые выступают против строительства “Турецкого потока”. По мнению Миллера, срыв “Южного потока” был связан исключительно со стремлением Запада сохранить украинский транзит – так вот, пусть Запад на это не надеется! Российский министр энергетики Александр Новак предупредил, что его страна не собирается продлевать контракт на поставку газа через Украину после 2019 года. Так что – или “Турецкий поток” – или ничего.
Дело даже не в том, что эти заявления похожи на откровенный шантаж западных стран – к этому мы все уже привыкли. Дело в том, что российские энергетические начальники проговорились. Они и не пытаются скрыть, что “Южный поток”, а затем и “Турецкий поток” затевались не из каких-то там экономических соображений, а исключительно ради давления на Киев. И уверены, что единственная цель Запада – сохранить транзитную зависимость России от Украины.
В этом есть и хорошая, и плохая стороны. Хорошая, что в Москве еще раз продемонстрировали полное непонимание цивилизационных законов, по которым развивается западная экономика. Европейский Союз стремится к конкурентному развитию, поэтому для него важно не то, чтобы российский газ шел по украинскому маршруту, а то, чтобы существовали альтернативы как транзиту, так и поставкам. “Южный поток” сорвался не потому, что европейцы специально заботились об Украине, а потому, что они требовали от стран-участниц проекта, в том числе и от России, придерживаться европейского законодательства в энергетической сфере. В “Газпроме” решили, что могут на это наплевать, но странам ЕС не так просто отказаться от собственных обязательств. Поэтому-то “Южный поток” и провалился.
И “Турецкий поток” провалится. Во-первых, для его завершения необходимо участие стран-членов ЕС, а не только Турции. И на завершающем этапе возникнут естественные проблемы, которые мы уже наблюдали при подготовке к строительству “Южного потока”. Во-вторых, участниками проекта являются страны, стремящиеся попасть в ЕС – а они для европейской критики уязвимее, чем полноправные члены, в России просто не представляют себе, чего может добиться один-единственный член Еврокомиссии, если он вдруг соберется посетить Скопье. В-третьих, по нынешним нормам ЕС нельзя владеть трубой и сырьем одновременно, так что “Газпрому” все равно придется привлекать сторонние деньги для проекта – что не так-то просто, когда инвесторы знают, что Россия не собирается придерживаться Энергетической хартии. В-четвертых, европейские страны не обязаны достраивать собственные трубы до окончания “Турецкого потока”, это не обозначено ни в одном контракте. В-пятых, пока Россия добьется осуществления проекта, ее газ может быть просто не нужен европейцам – и все угрозы Миллера никому не будут интересны.
украинский и российский журналист, публицист, обозреватель, политолог.
Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем в Украине.
Но плохая сторона всей этой истории состоит в том, что Россия намерена и дальше шантажировать нас газовыми поставками и транзитом. Для Путина, Миллера и компании газ – по-прежнему оружие и они не могут использовать его, как должно, просто из-за относительной дешевизны сырья на рынке. Ну и потому, что началась весна.
А с началом холодов они опять начнут истерить. Цивилизованных энергетических взаимоотношений с Россией у нас не будет – опять-таки, по тем же причинам, по которым провалится “Турецкий поток” – по причинам неадекватности Кремля и “Газпрома” и их искреннего нежелания понять, как на самом деле устроен мир.