Бізнес
Технології
Производители ПО уверены, что потребители будут экономить на компьютерах, а не на программах
Чтобы привлечь покупателей «Майкрософт Украина» вводит скидки на свою родукцию и расширяет борьбу с пиратским ПО. В прошлом году объем украинского рынка легального программного обеспечения вырос на 20–25%.
В марте украинское представительство Adobe Systems зафиксировало цены на свое ПО в гривне. Корпорация «Майкрософт Украина» предложила существенные скидки на основные продукты — от 15% до 30%, в первую очередь для малого и среднего бизнеса. SAP планирует запустить для потенциальных клиентов программу, помогающую экономить на начальном этапе внедрения решений. «Мы предложим клиентам арендовать программное обеспечение на срок от одного года до трех лет, — говорит управляющий директор SAP в Украине Андрей Филатов. — По истечении срока аренды клиент может выкупить ПО». Все игроки софтверного рынка стимулируют спрос, который впервые упал еще в IV квартале 2008-го и продолжает снижаться.
В прошлом году объем украинского рынка легального программного обеспечения вырос на 20–25% по сравнению с 2007-м — до $180—190 млн. «До октября 2008-го темпы роста рынка ПО составляли не менее 30–40% в годовом исчислении, — говорит директор дистрибьюторской компании «Софтпром» Павел Жданович. — В последнем квартале прошлого года продажи упали на 10–15%». По его оценкам, обычно IV квартал генерировал до 40% годовой выручки, поэтому падение значительно сказалось на итогах года.
Тем не менее в 2008-м рост продаж ПО в зависимости от сегмента рынка составил от 15% до 100%. Лидировали в продажах операционные системы, средства обеспечения безопасности, офисное и игровое ПО, системы автоматизации проектирования (САПР) и другие бизнес-приложения. К весне 2009-го структура спроса начала меняться. «Популярностью в 2009 году будут пользоваться решения по виртуализации (ПО, позволяющее запускать на одном компьютере несколько ОС. — Прим. Контрактов) и средства обеспечения информационной безопасности, — рассказывает ведущий специалист по продукции компании «Бакотек» Константин Здыбель. — Кроме того, все больший интерес у клиентов вызывают средства шифрования, а также решения, способные предотвратить утечку конфиденциальной информации».
По оценкам экспертов, изменение спроса приведет к росту продаж антивирусного ПО на 10– 50%, программ для виртуализации — на 50–100%. Объем рынка офисного ПО сократится в два-три раза, реализация программ, установленных на новых ПК (ОЕМ-продукты), упадет на 80%.
Среди экспертов и игроков рынка нет единого мнения о том, какая категория покупателей софта будет формировать спрос в этом году. Одни делают ставку на крупный бизнес, полагая, что у него больше шансов пережить кризис. Другие видят потенциал в средних и малых компаниях.
К примеру, Павел Жданович считает основным драйвером рынка легализацию программного обеспечения. Украина занимает третье место в Европе по уровню пиратства — около 83% ПО используется нелегально (в странах ЕС — 35%). Падение уровня пиратства всего на 1% увеличивает годовую выручку рынка легального ПО более чем на $10 млн. «Легализация ПО в госсекторе и крупных компаниях сейчас заморожена, — продолжает Павел Жданович. — А в среднем бизнесе этот процесс не останавливается: легализации способствует повышению активности BSA (Business Software Alliance — Международное объединение производителей ПО, которое с 2008-го борется с IT-пиратством в Украине. — Прим. Контрактов). Безусловно, наиболее перспективным в этом году будет сегмент среднего и малого бизнеса».
Коллега Павла Ждановича гендиректор ABBYY Украина Виталий Тищенко утверждает:
«В 2009-м компьютерная розница столкнется с проблемами, связанными с обслуживанием частных лиц, поскольку эта категория потребителей сейчас склонна экономить. 2009-й станет годом корпоративных и государственных клиентов».
Независимо от того, по какому из сценариев будут развиваться события в 2009 году, менее всего от потрясений на рынке ПО пострадает украинское представительство Microsoft. Во-первых, по оценкам экспертов, совтферный гигант контролирует до 50% украинского рынка легального ПО (по правилам корпорации Microsoft менеджмент не разглашает финансовые результаты работы на локальных рынках). Во-вторых, Майкрософт Украина продает программы всем без исключения: от частных пользователей, мелкого и среднего бизнеса до госорганов и представительств транснациональных корпораций. Это позволяет менеджменту смотреть в будущее с оптимизмом.
«До недавнего времени 85% IT-бюджетов тратилось на «железо», в развитых странах этот показатель не превышает 40%, — объясняет гендиректор компании «Майкрософт Украина» Эрик Франке. — В условиях кризиса предприятия откажутся от покупки нового оборудования, но при этом попытаются использовать имеющийся парк компьютеров с максимальной эффективностью, а это огромная возможность для разработчиков ПО и консультантов».
КЕЙС
Программный стратег
Майкрософт Украина планирует
увеличить выручку за счет корпоративных
клиентов — небольших и средних компаний
В мартовском рейтинге компаний, которые наиболее эффективно преодолевают кризис, журнал Fortune поставил Microsoft на 10-е место. Корпорация могла бы занять позицию и повыше, но в 2008 году провалилась попытка слияния с Yahoo!, да и продажи операционной системы Windows Vista как-то не пошли.
Тем не менее по итогам II квартала 2008–2009 финансового года доходы Microsoft составили $16,63 млрд — на 2% больше год к году. Правда, чистая прибыль корпорации снизилась на 11% — до $4,1 млрд. И руководство тут же объявило о намерении сократить 5 тыс. сотрудников в ближайшие 18 месяцев. Таким образом софтверный гигант намерен уже в этом году снизить общие затраты на $700 млн.
Основная стратегия Microsoft — инновации. В 2000 году, после краха доткомов, многие конкуренты софтверного гиганта в два-три раза снизили инвестиции в научно-исследовательские работы, однако Microsoft такие вложения увеличила. Эти инвестиции окупились уже в 2004–2005 годах. В 2007-м объем инвестиций в разработку новых продуктов превысил $7 млрд — 15–20% оборота компании. Правда, лидируя во многих сферах рынка ПО — от разработки бизнес-приложений для малого бизнеса до продаж ОС, — Microsoft так и не сумела добиться первенства в сфере прикладных интернет-технологий. MSN.com, поисковая система корпорации, остается третьей после Google и Yahoo!. Менеджмент компании до сих пор считает главной ошибкой позднее развитие онлайн-направления.
В 2003 году Microsoft открыла представительство в Украине. Помимо продажи, внедрения и локализации технологий, корпорация занялась активной борьбой с IT-пиратством. В итоге за пять лет уровень пиратства упал на 8%: с 91% в 2004-м до 83% в 2008-м. В 2006–2007 годах снижение уровня использования нелегального ПО на 1% означало увеличение оборота компании в Украине на $6–7 млн в год.
Чтобы стимулировать спрос в условиях кризиса, Майкрософт Украина ввела скидки от 15% до 30% на основные продукты, в первую очередь для небольших и средних компаний. Разработчик уделяет большое внимание обучению клиентов, организовывая бесплатные семинары и вебкасты. Их цель — помочь эффективнее использовать уже приобретенные технологии и показать, как можно экономить с помощью ПО. Одно из подобных решений — Unified Communications. Эта разновидность виртуального офиса позволяет сократить затраты на телефонную связь и командировки минимум на 25– 30%. Данной программой пользуются и в самой корпорации. «Большинство зарубежных поездок мы заменили на виртуальные совещания», — говорит гендиректор компании «Майкрософт Украина» Эрик Франке. Впрочем, по его словам, этим урезание затрат во время кризиса не ограничилось. Некоторые масштабные проекты отложили до лучших времен, а большинство сотрудников компании были переведены на должности, непосредственно связанные с обучением и обслуживанием партнеров и заказчиков.
По мнению дистрибьюторов и ресселеров, в этом году Microsoft сохранит свои позиции на отечественном софтверном рынке, где доля корпорации составляет около 50%. В 2008 финансовом году доходы Microsoft от реализации ПО в Украине выросли на 45,2%. По данным корпорации, Украина стала второй среди стран Центральной и Восточной Европы по темпам роста доходов Microsoft, уступив лишь России.
Microsoft, скорее всего, сохранит свое лидерство в сегменте операционных систем, офисных программ, систем управления базами данных.
Оценка материала:
Производители ПО уверены, что потребители будут экономить на компьютерах, а не на программах27.04.2009