Кабінет директора
Стратегические посиделки
Остаться за чертой: почему украинским властям следует стимулировать трудовую миграцию
Миграция в Украине стала знаковой темой, которую обсуждают не только в экспертном сообществе, но и в правительстве и в Верховной Раде. Тем не менее, дискуссии, которые касаются миграции, как со стороны представителей власти, так и в обществе носят в основном негативный оттенок. И это большая ошибка, поскольку во всем мире идет борьба за трудовые ресурсы, а мигранты, при ближайшем рассмотрении, являются залогом макроэкономической стабильности любой страны. Украины – в том числе.
Люди, выезжающие на заработки, приносят выгоду не только принимающей стороне, которая получает более дешевую (и зачастую более квалифицированную) рабочую силу, но и той стране, гражданами которой являются трудовые мигранты. Вернувшись домой, они обогащают экономику и бизнес-среду своей страны заграничным опытом, знаниями и навыками. Вдобавок перемещение трудовых ресурсов позволяет сглаживать социальное неравенство, поскольку мигранты по мере роста своего личного благосостояния пополняют ряды внутренних инвесторов. Открывают собственный малый бизнес, создают новые рабочие места, вкладывают деньги в банковскую систему.
Важно учесть и тот факт, что переселенцы обеспечивают приток огромных объемов иностранной валюты. В Национальном банке подсчитали, за 2016 год мигранты перечислили в Украину 5,4 млрд долларов США (а это почти 5,8% ВВП). Причем эта цифра не учитывает различные неофициальные трансферты, которые, по данным НБУ, составляют чуть ли не 40% всех средств, поступающих в нашу страну от мигрантов. Для сравнения, иностранные инвесторы и международные кредиторы в течение 2016 года вложили в украинскую экономику порядка 3,76 млрд долларов. То есть, в 1,5 раза меньше.
Поэтому когда мы регулярно читаем и слышим о тяжелых переговорах украинских чиновников с МВФ и другими донорами о выделении очередной «порции» финансовой помощи, неплохо бы вспомнить, что капитал, столь необходимый для поддержки национального ВВП и стабилизации курса гривны ежедневно поступает в Украину от наших трудовых мигрантов. Более того, эти миллиарды – не что иное, как целевые инвестиции в экономику (на потребление, на обучение, на медицинское обслуживание, на сбережения), которые очищены от коррупции и не могут быть разворованы. В отличие от денег кредиторов или средств, выделяемых из бюджета на всевозможные целевые программы.
Кроме того, высокими темпами растет число наших соотечественников, которые отправляются за рубеж на обучение. Только в Польше находится порядка 17 тыс студентов из Украины. Всего же в европейских вузах учится около 50-55 тыс украинцев. Безусловно, часть из них стремится остаться на ПМЖ. Это факт. Но очень многие молодые специалисты нацелены на то, чтобы получить достойное образование, опыт работы и вернуться домой. Ведь даже в Украине наличие диплома от престижного европейского вуза дает очень много преференций и более высокие зарплатные ожидания. К тому же, во многих странах ЕС (Польше, Чехии, Германии, Исландии, Финляндии, Норвегии) обучение бесплатное, а уровень знаний гораздо выше, чем в украинских вузах.
Именно поэтому в развитых государствах миграция не считается явлением, которое разрушает экономику или приводит к вымыванию человеческого капитала. Более того, миграционная политика в большинстве стран направлена на стимулирование здоровой трудовой миграции. Например, Филиппины, Индия, Марокко, некоторые постсоветские государства из Центральной Азии оказывают своим гражданам всяческую поддержку в выезде за границу, понимая, что создать мощную экономику, которая могла бы конкурировать с ведущими странами мира, они пока что не могут.
президент Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству
В Украине процессы, связанные с выездом наших сограждан за пределы страны, не налажены. Отсутствует визовая и консульская поддержка, нет легального регулируемого рынка посредников, представляющих услуги по международному трудоустройству, не функционирует механизм адаптации и помощи мигрантам, которые вернулись из-за рубежа домой. И хотя еще в ноябре 2015 года был принят закон «О внешней трудовой миграции», он до сих пор остается, по сути, декларативным документом, так как внятную миграционную политику наши власти не проводят.
К счастью, точка невозврата пока что не пройдена. Согласно недавнему исследованию, которое было проведено по инициативе нашей ассоциации, около 80% мигрантов по-прежнему ищут сезонную и краткосрочную работу, и лишь 15% переселенцев рассматривают предложения по долгосрочному трудоустройству. Большинство мигрантов возвращается на Родину уже спустя 6-12 месяцев. А те, кто работает за границей на постоянной основе, готовы вернуться сразу же после того, как в Украине стабилизируется социальная и экономическая ситуация.
Но если государство не озаботится решением проблемных вопросов, не обеспечит поддержку мигрантов на деле, а не на словах, то украинцы, выезжающие на заработки, все чаще будут задумываться о том, чтобы покинуть Украину навсегда. А вот этого допустить ни в коем случае нельзя.
Василий Воскобойник, президент Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству
Оценка материала:
Остаться за чертой: почему украинским властям следует стимулировать трудовую миграцию19.04.2017