НОВОСТИ ДНЯ: Луценко назвал "Роттердам +" коррупционной схемой  Комитет позволил трем депутатам бороться за должность Омбудсмена  НАБУ открыло уголовное дело из-за давления Генпрокуратуры  Первых пять задержанных налоговиков доставили в суд  Генпрокурор назвал трех "китов" современной коррупции в Украине  Бизнесу готовят сервис онлайн-проверок  Война в Донбассе продолжится и в 2018 году – разведка Пентагонавсе новости дня
Жизнь и Стиль
Стиль
 Павел Ковалев 24.04.2017 9106

Прогулка Кропивницким: главное, что должен увидеть турист

Почему этот город так интересен? Что заставляет ощутить на его улицах, буквально, провалы во времени, оказавшись во временах, когда Елисаветград был одним из самых передовых среди уездных центров Российской империи? Прежде всего – это архитектурный облик города, сформировавшийся как своеобразный феномен, местный вариант эклектики и модерна. Общая сохранность городских кварталов дореволюционной застройки в Кропивницком довольно высокая – и не стоит судить о ней по центральной улице, где в 1970-80-х было снесено много старых зданий. Лучше пройтись по параллельным и перпендикулярным улочкам, заглянуть в местные дворы, полюбоваться красотой уютных, соразмерных человеку, домиков, буквально обступающих вас со всех сторон. Этот город соскучился по туристам, он жаждет открыть им свою красоту, множество лет спрятанную под поверхностным налетом «провинциальности». Контракты подготовили маршрут, проходя которым, можно увидеть основные достопримечательности города. Ну что же, в путь, дорогие друзья!

Откуда есть пошел «елисаветградский феномен»?

Все началось в конце XVIII века, когда власти империи сознательно сделали город центром притяжения коммерчески активного люда: здесь было разрешено селиться всем, кто обязывался заниматься торговлей. Естественно, это привлекло, в первую очередь, евреев, старообрядцев и немцев. Мало того – желающим поселиться в Крепости Святой Елизаветы (как первоначально именовался город) еще и выдавали 150 рублей «подъемных». При таких стартовых условиях Елисаветград быстро стал важнейшим торговым узлом Центральной Украины. К тому же, он долгое время был «воротами» в колонизируемые причерноморские степи, и даже недолго успел побыть столицей Новороссийской губернии.

«Второй Одессой» - по численности населения и общему богатству жителей - Елисаветград не сделался только по двум причинам: он не был портом, а, кроме того, долгое время был военным форпостом для непрекращающихся войн с турками. А военные, как известно, любят дисциплину и строгость, и не очень жалуют шумный и оборотистый торговый люд… Тем не менее, соседство и сосуществование мундиров, лапсердаков, косовороток и сюртуков успешно продолжалось все время дореволюционного бытия города. А после того, как военное значение Елисаветграда уменьшилось, торговая доминанта в его жизни, наконец-то, стала определяющей. Вот тогда-то, во второй половине XIX века, и начался расцвет его архитектуры: богатые негоцианты вовсю похвалялись друг перед другом и гостями из иных городов своими особняками. Да и на общественные здания и инфраструктурные проекты деньги в городе имелись.

02

Уже к концу позапрошлого столетия Елисаветград гордо именовал себя «маленьким Парижем». Конечно, можно скептически усмехнуться – эко загнули господа провинциалы! Впрочем, эти господа в себе были вполне уверены, а благоустройство и красоту города отмечали в газетах и путеводителях империи. Город богател с каждым годом: две трети здешних предприятий были задействованы в переработке сельскохозяйственной продукции. Пшеница и сахар – два «кита» агросектора Украины во все времена, и именно они позволили елисаветградскому купечеству, нажив сотни миллионов золотом, заниматься меценатством и благоустройством. Бурно развивалось в городе и машиностроение, связанное с сельским хозяйством: эту продукцию выпускали более десятка заводов, с основном, принадлежавших немцам. Однако самый известный из них – завод Эльворти - был основан в 1874 году все же англичанами (в советское время он стал знаменитым заводом «Красная звезда», в прошлом году историческое название было возращено).

Интересные факты

Всероссийская перепись населения 1897 года зафиксировала, что в Елисаветграде проживало 61,4 тыс. человек. Это был четвертый по численности населения уездный город империи (после Двинска-Даугавпилса, Либавы-Лиепаи – оба города находятся в Латвии, и соседнего Кременчуга, в котором было всего на две тысячи человек больше). В Елисаветграде жило больше людей, чем в некоторых губернских центрах, например, Чернигове, Херсоне и Полтаве.

03

К 1897 году в городе уже были все признаки цивилизации того времени: телеграф, канализация и водопровод с более чем тремя сотнями колонок (к слову, вода была платной). И аккурат в этом же году, 25 июля, в Елисаветграде появился трамвай – четвертый в империи, после киевского (1892), нижегородского (1896) и екатеринославского (днепровского: открылся на месяц раньше, в июне 1897-го). Ни в Петербурге, ни в Москве, ни в Одессе, ни в Варшаве – крупнейших городах, согласно все той же переписи, – этого электрического чуда техники, символизировавшего прогресс так же, как телефон и автомобиль, еще не было. Однако на территории Украины трамвай был пятым по счету, т.к. во Львове, входившим в Австро-Венгрию, его запустили в 1894 году, а в Черновцах – 18 июля 1897 года, не неделю раньше Елисаветграда.

Крепость: город начинался отсюда

04

В 1754 году на картах украинского Правобережья появился звездообразный многоугольник. Правда, увидеть его причудливую форму с воздуха могли только птицы. Форму крепость сохраняет и сейчас – ее очертания выглядят довольно эффектно, но… увидеть это можно по-прежнему разве что с высоты, желательно – вообще из космоса. Ныне крепость – это отлично сохранившиеся, но основательно заросшие, валы, рвы и бастионы.

Интересный факт

Крепость Святой Елизаветы – самая большая сохранившаяся земляная крепость в Украине.

На территории «матери города» вот уже более двух столетий – военный госпиталь. После Второй Мировой войны здесь построили эффектный мемориал, в наши дни дополненный стендами на аллее в честь героев АТО.

Крепость лишь однажды напрямую участвовала в войне, выдержав в 1769 году осаду крымского хана во время последнего в истории татарского рейда на украинские земли. Больше отличалась она в борьбе с иными врагами имперского порядка – например, гайдамаками и запорожцами Однако уже к 1775 году крепость потеряла стратегическое значение, а в 1784 году была вообще разоружена и превращена в военный склад. В зданиях частично сохранившихся казарм, где некогда квартировал полк под командованием генерала Михаила Кутузова, тогда-то и расположился госпиталь.

Греческая церковь: неоскверненная святыня

05

При подходе к мосту через реку Ингул нас встречает Рождественская церковь – памятник архитектуры 1812 года постройки. Храм был основан в слободе греческих переселенцев возле крепостных укреплений. Он никогда не закрывался, единственный в городе благополучно пережив безбожные советские времена. В храме сохранились не только иконы XVIII века, но даже метрические книги, первые записи в которых датируются 1792 годом.

Почти напротив храма, на берегу реки, находится примечательное здание Окружного суда, а недалеко, также на набережной – не менее интересное здание Института культуры.

Художественный музей: пристанище коллекции Ильина

06

Перейдя мост, мы оказываемся на центральной улице города – Большой Перспективной. Оставив по левую руку оригинальный и суровый в своей простоте памятник жертвам Чернобыльской катастрофы, мы практически сразу видим по левую руку импозантное здание, в котором сразу угадываются черты гостиницы или торгового заведения дореволюционных времен. Так и есть: перед нами – т.н. «Пассаж Шполянского», построенный в 1893 году. В нем действительно находились гостиничные номера и шикарные магазины. В советское время здание занимали различные учреждения. А с 1991 году его передали художественному музею.

В здании сохранились интерьеры фойе и ряда залов. На момент передачи здания музею интерьер обветшал. Ремонт, в плачевной ситуации 1990-х, шел более 7 лет, и музей открылся для посетителей лишь в 2001 году. Зато его собрание – одно из богатейших среди областных центров Украины. Во-многом, экспозиции пополнились за счет знаменитой коллекции Ильина, обнаруженной в доме скромного электрика в 1993 году (о ней читайте в предыдущей статье, в разделе «Тайная комната электрика»).

Но и без сокровищ Ильина собрание музея было довольно значительным: ведь елисветградские купцы не жалели денег для коллекций, которыми украшали свои «маленькие, но гордые» особняки, а музей начали формировать уже в 1921-м, собрав туда все, что не было разграблено в революционную смуту. Конечно же, большой ущерб собранию был нанесен во времена Второй Мировой войны, но через полвека экспонаты «от Ильина» с лихвой перекрыли все эти утраты! Так что советуем обязательно посетить этот музей – ведь иначе невозможно будет составить представление о самой легендарной частной коллекции Украины.

Преображенский собор: бывшая обитель старообрядцев

07

Если повернуть направо, на улицу Преображенскую, то сразу за рынком мы увидим Спасо-Преображенский собор. Как и Греческая церковь, он имел свою конфессиональную особенность – его построили старообрядцы, община которых в первые 100 лет существования города была очень влиятельна. Храм возвели в 1813 году, когда старообрядцы Елисаветграда пребывали на пике финансового могущества. Однако уже через полвека большинство из них перешло в православие.

В советское время в здании разместили картинную галерею. Отсюда она и «перебралась» в пассаж Шполянского.

Памятник «отцу города»: как один мэр улицу в честь себя называл

08

Возвращаемся на Большую Перспективную. Далее по улице находится ряд интересных зданий, среди которых особо выделяется почтамт 1893 года постройки - на углу с улицей Гоголя. На другой стороне улицы, на месте мэрии, до начала 1950-х годов стоял Успенский собор. Перед мэрией - памятник Александру Пашутину (1846-1905) – многолетнему городскому голове (с 1878 года до смерти), классическому «отцу города», а заодно историку и краеведу, автору «Исторического очерка Елисаветграда». Именно при Пашутине сформировался неповторимый стиль городской архитектуры, которой мы теперь любуемся, и появились все признаки передовой урбанизации того времени – от водопровода до трамвая.

Интересный факт

Переименование Пашутиным улице Невской в Пашутинскую во время празднования 25-летия пребывания его в должности городского головы (1903 год) являлось уникальным случаем в истории Российской империи: улицу назвали именем муниципального чиновника не просто при его жизни, но и во время нахождения у власти. Пашутин подписал распоряжение об наименовании улицы в честь себя, что обычно было характерно только для особ царствующей фамилии. Как видим, тщеславие некоторых чиновников, даже самых прогрессивных, и в те времена иногда «зашкаливало».

Затем Большая Перспективная выводит на главную площадь города – Героев Майдана, где все еще возвышается постамент от памятника Кирову (город, по причине своего названия, был одним из немногих, где на центральной площади стоял монумент кому-либо иному из деятелей революции, а не товарищу Ленину).

За углом облсовета: больница известного антрополога

08-8

За мрачноватым серым зданием, в котором расположены областные совет и администрация, на углу улицы Черновола, находится бывшая больница Вайсенберга (ул. Чмиленко, 74). Это примечательное здание построено в 1898 году в интересном сочетании неоготики и необарокко.

Самуил Вайсенберг (1867-1928) был не только гинекологом, известным во всей империи (лечиться у него не гнушались и дамы из знатных сословий), но и видным антропологом, изучавшим своих соплеменников, а также караимов и татар. Он хотел выяснить т.н. «хазарский вопрос»: происходят ли евреи восточной Европы от потомков Хазарского каганата – иудаистского государства, разгромленного в Х веке князем Святославом. За эти труды Вайсенберга сделали доктором более чем престижного Гейдельбергского университета в Германии.

Конец его жизни был печален: большевики оставили Вайсенбергу одну комнату в его же бывшем доме, а потом и вовсе поселили в коммуналке. От огорчения выдающийся врач и ученый умер 61 года от роду, в бедности и забвении.

Дом со змеями: елисаветградский «ответ» Городецкому 

09

На другой стороне площади Героев Майдана, вдоль Большой Перспективной, стоит ряд старинных зданий, в которых ранее располагались отели. Однако наиболее примечателен дом № 84/37, на углу с улицей Чмиленко – местная вариация Дома Городецкого в Киеве. Его декор в разы менее вычурный, чем на киевском «собрате», но зато «со смыслом»: по фасадам «сползают» каменные змеи, держа в пасти яблоко. Понятное дело, что здание со столь двусмысленной символикой породило легенды о нахождении в нем дома терпимости. Так ли это, точно неизвестно. Зато сейчас в доме находятся несколько государственных организаций.

Теперь нам нужно повернуть на улицу Чмиленко, и от дома со змеями идти вперед. Вскоре перед нами предстанут городская синагога и музыкальная школа № 1.

«Их там таки было»: роль евреев в истории города

010

Один их самых стильных ансамблей «елисаветградского модерна» – комплекс из Хоральной синагоги и дома раввина. Их строили, соответственно, два самых видных архитектора города тех лет – Яков Паученко и Александр Лишневский (о них мы рассказывали в предыдущей статье, в разделе «Царство кирпичного модерна».)

Синагога в мавританском стиле – безусловно, одна из самых запоминающихся по архитектуре среди своих «сестер» в украинских городах. Она была возведена в 1897 году. С середины 1920-х в здании последовательно размещались рабочие клубы, здесь показывали раритетные фильмы, тренировался известный танцевальный ансамбль «Ятрань». В 1994-м помещение вернули общине, а через четыре года открыли музей «Евреи Елисаветграда» - первый подобного рода в Украине!

Интересные факты

Местные евреи в конце XIX в. были заняты, по большей части, в торговле и промышленности: им принадлежало большинство мельниц, заводов и табачных фабрик города. На средства предпринимателя Льва Бродского в Елисаветграде была построена упомянтуая ранее трамвайная линия. Характерно, что в оконном проеме трамвайного депо была установлена звезда Давида, а весь персонал, включая кондукторов, были евреями, поэтому трамвай в городе называли «еврейским». Евреи стали и пионерами фотодела: к 1915 году в Елисаветграде было 15 фотоателье, и все они принадлежали лицам этой национальности.

Из 24 учебных заведений до революции 11 были еврейскими. Врачи в городе также большей частью были евреи.  

011

Такое процветание еврейской общины не могло оставаться незамеченным и «безнаказанным»: за историю города в нем произошел целый ряд крупных погромов, связанных с важнейшими событиями в политике империи. Так, погром в апреле 1881 года «приурочили» к убийству народовольцами (среди которых не было ни одного еврея) императора Александра ІІ. После издания Николаем ІІ Манифеста 17 октября 1905 года, провозглашавшего политические свободы, в городе вновь произошел погром. Затем, в 1917-20 годах, настали времена, когда евреям доставалось практически от всех властей. В этот период наиболее страшный погром случился 15 мая 1919 года: взявшие город части атамана Григорьева убили, по разным данным, от полутора до трех тысяч человек. Бесчинства прекратила Красная Армия, что лишний раз убедило ее противников, что большевики и евреи – заодно. Тем более, что сразу два виднейших деятеля красной революции – Лев Троцкий (Бронштейн) и Григорий Зиновьев (Радомысльский) – были из здешних краев (Троцкий – из Елисаветградского уезда, Зиновьев – непосредственно уроженец города).

В 1926 г. в городе проживало около 18,5 тыс. евреев (27,6% населения). И даже несмотря на ужасы нацистской оккупации, еще в 1979-м евреями, по переписи, называли себя более 5 тысяч человек – около 2% населения города. Потом они почти все выехали. К началу нашего столетия евреев оставалось всего 250 человек – 0,1% населения.

Как дом раввина немцев и евреев объединил: парадоксы Елисаветграда

012

Стоящий на противоположной стороне улицы Чмиленко дом раввина будто бы символически объединил в своей истории евреев и немцев – выдающихся музыкальных деятелей. Он известен как дом Мейтуса – по имени родившегося здесь выдающегося композитора Юлия Мейтуса (1903-1997). Его отец был врачом, открывшим здесь частную клинику, и при этом страстным меломаном – его дом стал центром притяжения всей музыкальной общественности Елисаветграда. Постоянно бывал здесь и композитор немецкого происхождения Густав Нейгауз (1847-1938), имевший в городе всю музыкальную школу. Сын Густава – Генрих (1888-1964) - также стал известным композитором. Потому музыкальная слава здания «перекрыла» его религиозную и врачебную «репутации»: с 1940 года здесь открылась музыкальная школа имени Генриха Нейгауза. Мемориальные доски ему и Юлию Мейтусу ныне украшают здание.

Повернув от синагоги по улице Пашутинской, мы через квартал окажемся на пересечении с улицей Архитектора Паученко (быв. Дворцовой) – главным пешеходным променадом города. Здесь мы увидим два очень интересных объекта – здания краеведческого музея и бывшей больницы Гольденберга.

Особняк Барского: судьба первой жертвы рэкета

013

Этот элегантный особняк, принадлежавший промышленнику Абраму Барскому, неизменно привлекает внимание - даже на фоне прочих ярких памятников архитектуры Кропивницкого. Прежде всего, потому, что на фоне, в большинстве своем, краснокирпичных фасадов иных частных и общественных зданий, он окрашен в белый цвет. Во-вторых, декор фасадов безошибочно выдает эпоху модерна, причем самый ее расцвет.

Удивительно, но столь небольшой дом возводился целых 15 лет – с 1895-го по 1910-й. Его архитектором был Александр Лишневский. Внешний декор здания был наполнен смыслами, понятными посвященным – ведь на дворе стояла эпоха символизма, когда каждая строфа в поэзии, мазок кисти или жест скульптуры получал потаенное значение. Наиболее «прозрачна» символика мельничных жерновов – Барский разбогател на мучном бизнесе. Павлины и цветы символизируют процветание, а пеликан, отгоняющий змей от гнезда – семью, заботу и материнство. Понятно, у особняка, как и полагается столь обильно украшенному сооружению «с историей», есть и своя легенда: якобы, женские головы на фасаде – с открытыми и закрытыми глазами соответственно - олицетворяют умершую дочь владельца. Но это всего лишь символы дня и ночи.

Интересный факт

На самом деле, трагически оборвалась жизнь самого Барского. Богатый негоциант стал одной из первых в Российской империи официально признанных жертв рэкета. Правда, в те годы рэкет носил политическую подоплеку. Купцов и промышленников по всей империи шантажировали анархисты, большевики и прочие левые, угрожая в противном случае забастовками, терактами и иными «прелестями» борьбы пролетариата (причем обычно о намерениях борцов за счастье народное сам пролетариат ничего не ведал, за исключением идейно озабоченных и финансово прикормленных активистов на предприятиях). Особенной наглостью отличалась именно елисаветградская «ОПГ»: здешние революционеры требовали от крупных купцов города (в первую очередь, своих же соплеменников-евреев) по 500 рублей, а от средних- по 300.

Барский «имел в виду» местных предшественников Мишки Япончика – и за это был показательно убит. 28 августа 1907 года его застрелили из браунинга прямо на выходе из синагоги, на глазах у жены. Так что пожить в особняке заказчику строительства так и не довелось.

014

Сын Абрама Давидовича продал бизнес от греха подальше (у Барского-старшего оказались еще и долги, так что семья попала в очень сложное положение). Убийство столь уважаемого гражданина города раскололо еврейскую общину, как и все купеческое сословие Елисаветграда, а заодно вызвало перестановки в местном полицейском управлении. К слову, убийц официально так и не нашли…

Музею здание было передано в 1929 году. После военных утрат – десятки тысяч экспонатов были вывезены в Германию или попросту погибли – он снова открылся в 1946-м. Ныне филиалами музея являются: дом выдающегося театрального деятеля Марка Кропивницкого, «хутор Надия» - родовая усадьба славного рода Тобилевичей, и находящийся на территории хутора единственный в стране музей украинского хореографического искусства.

Нервы лечатся вином: семейный бизнес доктора Гольденберга

015

Непосредственно на углу улиц Паученко и Пашутинской, под № 45/35, находится историческое здание больницы Исаака Гольденберга, врача-невропатолога. Оно возведено в неомавританском стиле: тут есть и декоративная плитка, и цветной кирпич, и многочисленные украшения по фасаду.

Гольденберг следил за новейшими методами лечения: в его заведении использовались едва ли не самые прогрессивные на то время процедуры: лечебные ванны, комплексный душ, включая душ Шарко, ультрафиолетовое облучение, аэротерапия. Доктор занимался также изучением гипноза, и всерьез рассматривал этот метод как один из «прорывных» в лечении нервных болезней. Слава о нем, также как и о Вайсенберге, шла по всей империи – сюда ехали из Одессы, Екатеринослава, Киева, Житомира, и даже столичных городов.

Интересный факт

В первом этаже больницы супруга Исаака Абрамовича держала магазин, где… торговала вином. Семейный бизнес преподносился доктором как необходимая часть методов лечения – считается, что именно он сделал открытие, которое сформулировал так: «алкоголь в малых дозах полезен в любом количестве». Наверное, потому клиника Гольденберга была более популярна, чем иные аналогичные заведения «строгого режима», где больных держали в холодных ваннах, кололи играми и заставляли проходить прочие малоприятные процедуры без всякой компенсации в виде стаканчика-другого отменных вин - как местных, так и европейских.

Далее нам нужно пройти четыре квартала по улице Паученко в сторону возрастания нумерации зданий. Под № 89 мы увидим здание в неорусском стиле. Здесь находится музей художника Александра Осмеркина.

Судьба одного живописца: от Сезанна до Сталина

016

Наверное, это самый необычный из городских музеев – потому что посвящен он человеку, долгое время забытому, не очень известному и сейчас. Однако Александр Осмеркин (1892-1953) был очень популярным художником первой половины ХХ века.

Музей был открыт в 1994 году в доме, который построил для себя Яков Паученко – он был родным дядей Осмеркина. Таким образом, здание хранит память сразу о двух выдающихся людях. Увы, оригинальные интерьеры 1899 года были уничтожены при ремонте в 1950-х…

Открытие музея стало одним из двух важнейших событий культурной жизни Кировограда начала 1990-х (помимо обнаружения коллекции Ильина). В создании экспозиции приняла участие вдова живописца.

017

Кто же такой был Александр Осмеркин? Он - ученик Николая Рериха, участник очень влиятельного и новаторского в предреволюционные годы художественного объединения «Бубновый валет». В его творчестве ранних лет, как и в натюрмортах и пейзажах, которые он писал до конца жизни, явно прослеживается влияние великого французского художника Сезанна. Начиная с 1920-х, искренне проникшись идеями революции и социалистического строительства, Осмеркин начинает писать картины на эту тему в реалистической манере – и получает признание властей. Казалось, быть ему до конца дней очередным скучным мэтром, рисующим вождей, пионеров, летчиков и прочих персонажей развитого сталинизма.

Однако все изменилось в период борьбы с космополитизмом: в 1947 году Осмеркина обвинили в «пропаганде западной живописи», после чего уволили из всех учебных заведений, где он преподавал. Однако затем художнику, учитывая его известность, дали шанс исправиться в глазах советской власти, написав картину на производственную тему с более чем красноречивым названием - «Передовые люди автозавода имени Сталина». Два года работы над «творением», которое художник «выдавливал» из себя в страхе остаться голодным и быть репрессированным, не помогли: полотно отвергли. После этого живописца разбил инсульт, и вскоре он умер. Правда, скончался, как настоящий мастер: за мольбертом, с кистью в руках.

Наилучшими произведениями Осмеркина остаются его картины в стиле Сезанна, особенно предреволюционного периода и первой половины 1920-х, когда он творил, не оглядываясь на власть.

Теперь проследуем назад по улице Паученко, вновь пройдя мимо особняка Барского, пересекаем Большую Перспективную - и вступаем на самую интересную часть этой улицы.

Выставка стилей: вдоль пешего променада

018

По правую руку, на углу с улицей Декабристов, под № 17, находится особняк в неоклассическом стиле. Это бывшее здание Петроградского международного банка (или дом Харлаба, по имени первого владельца; на фото выше). Это здание было посленим творением Якова Паученко – он умер, работая над его чертежами. Сейчас здесь находится элитный ресторан «Примо Виолино».

Напротив, по другой стороне улицы Декабристов, стоит здание областной библиотеки для юношества - бывший особняк Марущака.

019

Далее идет квартал сразу с несколькими памятниками архитектуры. Бывший дом К. Соколова-Бородкина (№ 5) был построен в середине XIX века по проекту тогдашнего городского архитектора Андрея Достоевского, брата писателя. В 1890-х годах его переоборудовали по отель «Версаль». Под № 7 в наше время располагается корпус школы искусств, а ранее был театр «Сказка». Здание также строил Яков Паученко.

В доме № 9 - бывшем Гостином дворе - располагается областное управление СБУ.

020

Недалеко от него расположен памятный знак елисаветградскому трамваю – колеи первого маршрута шли именно по этой улице.

В целом, практически каждое здание на этой части улицы заслуживает отдельного рассказа. Только вдоль трех кварталов находится около 20 памятников архитектуры, включая перечисленные выше.

Театр: корифеи начинали здесь

021

Улица Паученко вывела нас на площадь перед городским театром. Здание стоит здесь с 1865 года. 27 октября 1882 года в нем состоялся спектакль «Наталка-Полтавка», в котором впервые в «золотом составе» сыграла труппа Марка Кропивницкого. В составе труппы были будущие мэтры сцены - Николай Садовский, Панас Саксаганский, Мария Заньковецкая и иные.

На этой славе театр «едет» и до сих пор. Правда, был период, когда город вообще остался без театра: в 1930-м его коллектив, непонятно почему, перевели в Чернигов. Ждать местным театралам пришлось девять лет – до тех пор, пока в 1939-м создали Кировоградскую область. А областному центру в СССР театр полагался «по рангу». Потому он и был возрожден, получив в 1940-м имя Марка Кропивницкого.

Район Ковалевка: юнкера, Ленин и благотворительность

022

Район, прилегающий к театру с северо-запада, называется Ковалевкой. Здесь в середине XIX века были построены здания Юнкерского Кавалерийского училища (см. раздел первой статьи - «Город кавалеристов и пилотов»). Находящийся в центре района парк долгое время был плацем училища. В центре парка в 1925 году поставили первый в СССР памятник Ленину (об этом рассказано в соответствующем разделе первой статьи). Ныне в парке находится городская филармония, сооруженная в 1954 году.

Комлекс сооружений, где некогда обучали бравых кавалеристов, включает трехэтажный дворец, штабной и учебный корпус, манеж и конюшни. Он все также принадлежит Министерству обороны: с 2013 года в главном здании находится военный лицей.

За парком, в жилой части района, находятся еще несколько примечательных объектов. Так, на улице Олефиренко, 14, нас встречает Покровская церковь, построенная в неорусском стиле в первой половине XIX столетия. В советские времена храм использовался как склад.

Гордится своими выпускниками: бывшее реальное училище

023

От храма, по той же улице Олефиренко, проходящей вдоль границы парка, подходим к зданию под № 6. Училище, наследником которого выступает машиностроительный колледж, сыграло очень большую роль в жизни города. Оно появилось в 1870-х годах благодаря стараниям упоминавшегося городского головы Пашутина. С конца 1890-х учебное заведение расположено в этом, специально для него построенном, здании. В период Первой мировой войны в этом помещении находились различные эвакуированные учреждения и военные части.

Прекратив работу после событий 1918-20 годов, учебное заведение было возрождено в 1930-м как техникум сельскохозяйственного машиностроения, и с тех пор, за исключением перерыва во время немецкой оккупации, деятельности своей не прекращает.

Славу Реального училища составили как его выдающиеся преподаватели, так и ученики. Тут читали лекции филолог Виктор Григорович (1815-76), памятник которому стоит перед зданием, историк Владимир Ястребов (1855-98), естествоиспытатель Гавриил Близнин (1838-1901). Это учебное заведение закончили такие известные люди, как актеры Николай Садовский (1856-1933), Панас Саксаганский (1859-1940), Гнат Юра (1888-1966), композитор и дирижер Кароль Шимановский (1882-1937), поэт Евгений Маланюк (1897-1968), писатель Юрий Яновский (1902-1954), меценат и издатель Евгений Чикаленко (1861-1929), политолог и историк Ольгерд Бочковский (1885-1939), академик-машиностроитель Георгий Проскура (1876-1958), уже упоминавшийся художник Александр Осмеркин.

Святая Анна для Елисаветграда: история благородной женщины

024

Далее идем один квартал вперед, на улицу Анны Дмитрян, 1. Ныне в этих стенах – роддом. Что вполне символично: у здания изначально была «женская» история. Больница Святой Анны, первый камень в фундамент которой заложили в 1902 году, была построена на средства благотворительницы греческого происхождения Анны Матраки (по мужу – Дмитрян; 1843-1913). Эта уроженка города Новомиргорода (Кировоградская область), овдовев в 41 год, и вскоре после этого потеряв еще и дочь, отдала нажитый совместно с покойным мужем капитал, а также наследство от отца, на благотворительность, в частности, профинансировав строительство двух медицинских заведений (помимо этой больницы, вторую возвели в ее родном городе).

Первым архитектором здания стал Александр Лишневский, но Анне Михайловне его чертежи не понравились, и она отдала предпочтение проекту Якова Паученко. Здание строилось два года, и было готово к 1904-му.

Больницу возвели в 200 метрах от ее собственного особняка, который также сохранился до наших дней. Так как имя умершей дочери госпожи Дмитрян также было Анна, то больницу назвали именем святой покровительницы обеих женщин.

Интересные факты

Анна Михайловна принимала активное участие в планировании здания: например, она постоянно подчеркивала необходимость возведения на территории отдельного жилья для врачей. Она предлагала разбить сквер с аллеями, освещаемыми в ночное время электрическими фонарями, инициировала строительство фонтана, который, кроме эстетической цели, служил еще и своеобразным кондиционером. Дмитрян настояла, чтобы на полу больничных палат, поверх терракотовой плитки, настелили еще и дубовый паркет, дабы улучшить тепловой режим. Когда возникла проблема с утеплением труб водяного отопления, Анна Михайловна выбрала из нескольких способов качественный и дорогой - с использованием асбестового теста.

От здания бывшей больницы наш путь лежит на улицу Чикаленко, 1, где расположен музей завода Эльворти (известного вплоть до прошлого года под названием «Красная звезда»).

Принесенные британским ветром: как два англичанина Елисаветград прославили

026

Британцы Роберт (1846-1925) и Томас (1847-1891) Эльворти в 1874 году основали в городе предприятие по выпуску сельхозмашин. В Елисаветграде они оказались, в общем-то, случайно, объезжая аграрное районы России и выбирая место для завода. Решающими факторами для них стала близость железной дороги, наличие дешевой рабочей силы и расположение в центре огромного сельскохозяйственного края. К тому же, в соседнем Кременчуге уже было несколько таких заводов, и конкуренция там была бы весьма велика, а вот в тихом Елисаветграде можно было надеяться на быструю «раскрутку». Что братьям и удалось.

Первые модели сельскохозяйственных машин британцы собирали, конструировали и продавали сами. Роберт играл роль главного конструктора, а Томас – менеджера. Вскоре продукция английского качества начала пользоваться большим успехом, что отметили их главные конкуренты на инженерном поприще – немецкие фабриканты. Уже через десяток лет фирма открыла свои филиалы в родной братьям Британии, а позже – и в США. Это был безусловный успех – о Елисаветграде заговорили за океаном. Город стал восприниматься как промышленный центр, заслуживающих инвестиций.

027

Роберт уехал в Англию в 1913-м, и заводом управляли его доверенные лица. Семья Эльворти владела предприятием до большевистской революции, после которой, понятное дело, производство было национализировано. Но и при советской власти завод свою деятельность успешно продолжил – например, здесь собирали едва ли не первые в УССР трактора. Продукция предприятия востребована и сейчас.

В начале 2000-х в доме, где жили братья и находилась контора заводоуправления, открыли музей, а перед ним установили памятник этим двум замечательным джентльменам.

От завода Эльворти можно отправиться назад - в район улицы Большой Перспективной, на площадь Дружбы Народов при пересечении с улицей Маланюка, где находятся два современных символа города - памятник Ангелу-хранителю (2004 год) и Благовещенский собор (2014 год).

И не забудьте посетить парк миллиона тюльпанов!

028

Прогулку по Кропивницкому стоит завершить поездкой в здешний Дендропарк - один из самых известных парков такого рода в областных центрах Украины. Для этого вам снова нужно на другой берег Ингула, через уже знакомый мост, мимо Греческой церкви и заезда на Елисаветградскую крепость.

Дендропарк открылся в 1958 году, на площади 45 га. Уже в 1972 году он стал памятником природы, но настоящая слава к нему пришла в наши дни. Дело в том, что в середине 2000-х его реконструировали, причем кардинально, высадив множество сортов тюльпанов, закупленных в Нидерландах. Сейчас в дендропарке насчитывается 100 сортов различных цветов и оттенков. Такого разнообразия цветов нет больше ни в одном парке старны: тут можно увидеть оранжевые, фиолетовые, черные, зеленые, красные, фиолетово-белые… Есть тут и тюльпаны, именуемые"попугаями", похожие на большие маки. Ныне число ежегодно расцветающих тут тюльпанов доходит до 2 миллионов!

В 2008 году дендропарк был признан лучшим парком в Украине. На его территории находится развлекательная зона с 44 аттракционами. И конечно же, здесь имеются кафе и рестораны. В одном из них и стоит восстановить силы после насыщенной прогулки по «самому центральному городу Украины» - городу, дарит свои неожиданные сокровища каждому, кто почтит его своим вниманием.

Автор - Павел Ковалев

Оценка материала:

4.50 / 8
Прогулка Кропивницким: главное, что должен увидеть турист 4.50 5 8
Жизнь и Стиль / Стиль
 Павел Ковалев 24.04.2017 9106
comments powered by Disqus
Еще материалы раздела «Стиль»
  • Тайны древних крепостей, усадеб и городков: туристический гид по Одесской области Тайны древних крепостей, усадеб и городков: туристический гид по Одесской области

    Одесская область - самая большая в Украине, и при этом - одна из самых «нераскрученных» в аспекте туристической привлекательности. Архитектурные и природные сокровища, разбросанные на ее огромной территории, и сейчас - в эпоху интернета и соцсетей - известны на удивление мало. Отдыхающие хорошо знают разве что саму Одессу с ее необычными историей и архитектурой, пляжами и ночной жизнью (но и в самом городе, как говорится, надо «ходить и ходить», так как привлекательных мест здесь более чем достаточно). Известны и ряд курортных местностей на юго-запад от города (Грибовка, Сергеевка), крепость в Белгороде-Днестровском, также в последнее время стало популярно Вилково с его поймами и «нулевым километром» в дельте Дуная. И на этом - практически все. Остальная часть области для туристов - воистину terra incognita. Контракты решили облегчить туристам знакомство с Одесщиной. В первом из двух предлагаемых очерков мы расскажем о ее наиболее значимых достопримечательностях.

    Жизнь / Стиль 12.05.2017 2101
  • Неплохо вписались. Пять современных домов в центре Киева, за которые не стыдно Неплохо вписались. Пять современных домов в центре Киева, за которые не стыдно

    Все ли жилые комплексы, возведенные в центре Киева в недавние десятилетия, могут однозначно считаться образцами безвкусия, пафоса, коррупции и цинизма? Из-за постоянного внимания общественности и прессы к проблеме незаконных строек и скандальных новостроев в столице может сложиться впечатление, что так и есть. И все же - можно ли найти некий «луч света в темном царстве» этих бесконечных архитектурных безобразий и просто малоуместных творений? Контракты считают, что да. Мы отобрали пять примеров современных жилых домов и бизнес-центров, которые, на наш взгляд, вполне удачно вписываются в существующую застройку, и могут служить некими примерами корректного обращения с архитектурной тканью города. Если, конечно, такие образцы пройдут испытание временем.

    Жизнь / Стиль Павел Ковалев 28.04.2017 10131
  • Пафос, гигантизм и безобразие: самые значимые жилые дома последних лет в центре Киева Пафос, гигантизм и безобразие: самые значимые жилые дома последних лет в центре Киева

    Они выстроены - и формируют визуальное восприятие центра Киева на столетия вперед. Грузные гиганты и неуместные «стекляшки», целые кварталы «под старину» и отдельные клубные дома, башнеобразные объемы, вырастающие из «всех щелей» старого Киева – они возведены за первые 17 лет нынешнего века. Они стали символами роскоши, коррупции, и чуть ли не главным маркером нашего времени. Контракты выбрали топ-9 жилых комплексов современности, которые стали значимыми градоформирующими объектами столичного центра, и одновременно обзавелись скандальной репутацией. Почти каждое из указанных ниже зданий в свое время вызывало бурное возмущение общественности и прессы – и в большинстве своем, было за что. Лишь некоторые были возведены «без шума и пыли» - и кстати, именно они чаще всего довольно аккуратно вписались в архитектуру центральных кварталов.

    Жизнь / Стиль 27.04.2017 8873
  • Кропивницкий: неизвестный центр Украины Кропивницкий: неизвестный центр Украины

    Если вычислять украинский «пуп земли», то глянув на карту, становится ясно: находится он в Кировоградской (пока еще не переименованной) области. Расположенная на стыке всех историко-географических регионов нашей страны, эта территория одновременно похожа и непохожа на своих соседей. Самая центральная из украинских областей почти одинаково далека от ее крупных центров – от Киева, Одессы, Харькова, и, тем более, от Львова. Разве что Днепр-Днепропетровск находится поближе, но… Как-то совсем не схож тихий, и словно застывший во времени, Кропивницкий с шумной индустриально-американизированной столицей Поднепровья. Кропивницкий – вообще особенный. Один из самых неизвестных туристам областных центров, он, тем не менее - настоящий архитектурный заповедник целой эпохи. Время на здешних улицах будто бы застыло на некой точке – то ли 50, то ли 70, а подчас и 100 лет назад. Контракты приглашают вас познакомиться с этим необычным городом, хранящим память о знаменитых людях – от семейств Тарковских и Тобилевичей до всемогущего большевика Зиновьева, от главы УНР Винниченко до таинственного коллекционера Ильина…

    Жизнь / Стиль Павел Ковалев 19.04.2017 11012
  • Скандальные и уникальные. Какие дома дореволюционного Киева были самыми престижными Скандальные и уникальные. Какие дома дореволюционного Киева были самыми престижными

    100 лет назад в Киеве, по известным историческим причинам, оборвалась почти непрерывная 20-летняя строительная лихорадка. К этому моменту город был одним из самых быстро развивающихся и застраиваемых в империи. Здесь было возведено рекордное число доходных домов высотой более четырех этажей, что придало Киеву, с учетом его рельефа, вид не менее странный, чем в наши дни. Тогдашняя пресса вовсю обсуждала и осуждала строительство «безвкусных гигантов с бесстыдным купеческим шиком». Контракты составили Топ-9 дореволюционных многоэтажных домов, которые признаны украшением города, его градообразующей застройкой. Именно эти дома сейчас вдохновляют архитекторов нынешних создавать копии и реплики «под киевский модерн».

    Жизнь / Стиль Павел Ковалев 31.03.2017 10993