<
НОВИНИ ДНЯ: Хто з українців зможе отримати паспорт за кордоном: перелік категорій чоловіків  Прогноз погоди на 26 квітня: де знову очікуються сильні заморозки  США оголосили новий пакет допомоги Україні: що в ньому  Дощі, грози та заморозки: синоптик розказвав, де чекати негоди до кінця тижня  Рецепт рибного супу з лососем  Україна має найвищу в Європі готовність воювати за свою країну  Весняне тепло повертається: на сході й півдні прогнозують до +27°всі новини дня
04.11.2009 21958

Как создать прибыльный интернет-бизнес

«Прошли те времена, когда можно было создать очень успешный интернет-проект, вложив $10 тыс. Сейчас стартовые инвестиции я оцениваю в $300 тыс., при условии что предприниматель хочет создать компанию, а не мелкий бизнес, в котором будут заняты несколько сотрудников», — рассуждает Александр Ольшанский, президент компании Imena.ua.

 

Текст: Елена СТРУК, Контракты

Интернет-бизнес мало чем отличается от бизнеса вообще. Есть компании, работающие во Всемирной  сети и ориентированные на конечного потребителя, есть поставщики решений и товаров для самого бизнеса. Чем ближе рынок к конечному потребителю, тем больше денег оборачивается на нем, но и заработать их компаниям b2c гораздо сложнее. С одной стороны, мешает растущая конкуренция. С другой — потребителей в украинском интернете не так много. Поэтому и доходы предприятий, которые делают свой бизнес в онлайне, ограничены.

«Тогда почему же все хотят инвестировать в интернет? Ответ очень прост. Интернет-аудитория активно растет, сеть развивается. Это вовсе не означает, что абсолютно все начинания предпринимателей обречены на успех. Но шансов здесь все же больше, чем на стагнирующем либо падающем рынке», — признает Александр Ольшанский.

Это магическим образом действует даже на самых крупных бизнесменов. К примеру, компания DST, среди совладельцев которой российский предприниматель Алишер Усманов, даже в кризисный год не жалеет средств на покупку доли в социальной сети Facebook. 3,5% акций проекта обошлись DST в $300 млн.

Однако инвесторы начали более трезво оценивать возможности интернета. «Еще десять лет назад они, конечно, не бездумно вкладывали в сеть, но явно неосторожно. Сейчас получить такого партнера, как в начале 2000-го, — исключительная удача», — считает директор интернет-компании BookShop Олег Витенко.

Стартовые условия для новых проектов тоже изменились. В сети появилось много качественных ресурсов, и для того чтобы составить им конкуренцию, нужно много времени и большие инвестиции. «С каждым годом эта индустрия дорожает. Зачастую для раскрутки проекта необходимо несколько лет», — говорит Андрей Приступа, директор сайта о погоде Gismeteo.ua.

Еще шесть лет назад, делится опытом Андрей Ковнир, руководитель туристического портала Отпуск.com, в интернете можно было стартовать без инвестиций: придумал идею и реализовал ее. Если идея правильная, то через полгода она приносит доход, а через год затраты окупаются. «Так появился не только Отпуск.com, но и многие другие украинские проекты. Подобные ресурсы до сих пор появляются. С той лишь разницей, что сегодня найти нишу намного сложнее, и без миллиона долларов даже не стоит пытаться. Труд людей подорожал, хотя необходимая для интернет-проекта инфраструктура теперь стоит в несколько раз дешевле», — объясняет эксперт.

Мало денег

Одна из наиболее распространенных в интернете бизнес-моделей — создание ресурсов, которые привлекают своим контентом большую (социальные сети, развлекательные порталы и т. д.) либо же узкоспециализированную аудиторию (автомобильные сайты, деловые ресурсы). Для таких проектов главный источник доходов — реклама. Барьер входа на этот рынок может быть достаточно небольшим. Многие проекты начинаются как любительские, и только через некоторое время их создатели задумываются о том, как сделать их коммерчески успешными. Но, как правило, такие ресурсы обречены зарабатывать в лучшем случае 10–20 тыс. грн в месяц, да и то если их аудитория составляет хотя бы 10–15 тыс. посетителей в день.

В 2008-м в сети появился развлекательный ресурс best-radio.com.ua. Его создатель Сергей Белов формирует базу радиостанций, которые можно прослушивать непосредственно с сайта, переходя с одной станции на другую. Такой себе виртуальный тюнер. Ресурс все еще не приносит прибыли, но Сергей Белов очень рассчитывает на рекламу. Так же, как и группа разработчиков ПНН, которые в прошлом году запустили медицинский портал для онлайн-консультаций e-doctorom.ua. На деньги рекламодателей живет сайт party.com.ua, собравший адреса и телефоны развлекательных заведений Киева, множество новостных ресурсов, социальные сети и т. д. Главное — создать контент, к которому не пропадал бы интерес аудитории.

Впрочем, говорить о серьезной прибыли большинства проектов пока рано. По оценкам Всеукраинской рекламной коалиции, объем рынка интернет-рекламы в 2009 году составит 105 млн грн — всего 2% от рекламного пирога. Их делят 20– 30 крупнейших ресурсов.

«Рынок не может выдержать больше, нет аудитории», — говорит Петр Бондаревский, соучредитель Интернет Инвестиционной группы. Чаще всего в медиапланы попадают ресурсы с аудиторией в несколько сотен тысяч человек в день — это порталы bigmir.net, ukr.net, meta, i.ua. Особняком стоит погодный сайт Gismeteo.ua, который ежедневно посещают 200– 300 тыс. человек. Их доходы достигают около 300–400 тыс. грн в месяц. Менее успешны крупнейшие новостные ресурсы — korrespondent.net, pravda.com.ua, obozravatel.com, podrobnosti.ua, которые посещают 40–80 тыс. пользователей интернетом. Их доходы 100–200 тыс. грн в месяц.  Реклама в ведущих печатных изданиях гораздо дороже. Причина — в разных привычках читателей онлайновой и печатной прессы. Те, кто предпочитают печатные СМИ, потратят на изучение достаточно много времени, поскольку вряд ли купят больше одной газеты в день. Контакт с такой аудиторией эффективнее с точки зрения рекламодателя, да и себестоимость ее создания выше. Ведь интернет-пользователь задерживается на веб-страничках всего на несколько минут.

Раскрученные проекты никогда не остаются без внимания рекламодателя. Но и для узкоспециализированных ресурсов найдутся клиенты. К примеру, еще в прошлом году на автомобильных сайтах не хватало места для контента — рекламодатели раскупали все. Около 30% доходов порталу prostobank.com.ua, который начал с публикации ставок по потребительскому кредитованию, обеспечивала реклама финансовых учреждений. Интернет-проекты второй сотни собирают крохи со стола своих крупных товарищей, часто работая в ноль.

Рекламодатели не доверяют интернету большие бюджеты из-за недостаточного проникновения сети. Стоимость всеукраинской рекламной кампании на телевидении будет гораздо дороже, но зато такая акция охватит почти 100% населения. Поэтому контакт с каждым отдельным покупателем окажется дешевле, чем в интернете, где чуть более 7 млн пользователей. «Если бы проникновение сети достигало хотя бы 40% населения, то этого было бы достаточно, чтобы интернет составил конкуренцию телевидению. Пока аудитория будет оставаться на нынешнем уровне, больших бюджетов сетевые ресурсы не дождутся», — признает директор интернет- агентства «Медиаком» Татьяна Березовская.

Чаяния владельцев интернет-проектов на то, что с кризисом часть рекламных денег перетечет в сеть, так и не оправдались. Рекламные бюджеты были сокращены для всех СМИ. Но интернет первым оправился от шока и начал снова получать рекламные деньги. Правда, уже от других рекламодателей и не в тех объемах.

По оценкам Татьяны Березовской, в этом году финансовый сектор сократил рекламную активность в сети в четыре раза, автомобилисты — на 17%. В то же время интерес к интернету вырос со стороны FMCG-компаний, которые раньше не часто баловали его своим присутствием.

В последнее время появилось много мелких клиентов, которые чаще всего отдают предпочтение не медийной, а контекстной рекламе. Рост контекста — главный тренд сезона, который придется по душе поисковикам. Так, глобальные доходы Google в 2008-м превысили $21,7 млрд, 97% из них принесла реклама. Оборот Яндекса составил $300 млн, украинская Мета в прошлом году заработала более 20 млн грн.

Контекстную рекламу активно осваивают региональные рекламодатели, частные предприниматели, физлица, рекламные бюджеты которых невелики. В 2009-м на нее придется около 30% бюджетов. Бизнесу в условиях кризиса, как правило, нужны быстрые продажи, а не кампании, направленные на формирование имиджа.
 

У контекстной рекламы, в отличие от медийной, себестоимость создания практически нулевая; размещать ее можно самостоятельно через автоматизированные интерфейсы, которые предлагают поисковики (AdWords от Google или Яндекс.Директ от Яндекса). «К примеру, стартовый бюджет для контекстной рекламы на Яндексе — 50 грн (плюс налоги). Стремясь осторожно расходовать средства, многие рекламодатели начали платить чаще, но меньшими суммами», — рассказывает руководитель Яндекса в Украине Сергей Петренко. При этом, по словам эксперта, произошло остывание торгов в системах контекстной рекламы. Ее цену формируют сами рекламодатели в режиме реального времени (по принципу аукциона: кто больше заплатит, тот поднимется выше в результатах по поисковому запросу). Снижение активности на торгах и отток рекламодателей привели к удешевлению контекстной рекламы в первые месяцы кризиса. С марта цена за клик вновь начала расти: сегодня она достигает, по оценкам Татьяны Березовской, в среднем 1–1,2 грн.

 

Оценка материала:

3.20 / 5
Как создать прибыльный интернет-бизнес 3.20 5 5
Бізнес / Ринки та компанії
04.11.2009 21958
Еще материалы раздела « Ринки та компанії»