Колонки
Владимир Золотoрев
Fallout и Чудо технологий
В предыдущей колонке мы говорили о том, что поп-культура — прекрасное зеркало массовых представлений о том, как устроена реальность. И судя по картинке в этом зеркале, эти представления часто бывают попросту ошибочны. Существует множество таких поучительных картинок но среди них я очень люблю одну, которую вы легко найдете во многих мультимедийных мирах и фантастических романах. Речь идет о технологиях.
Технологии видятся населением и поп-культурой как некая волшебная палочка, которая работает всегда и везде, при любых условиях. Главное — это обладать технологией, а там уже дело плевое, овладел и дальше «оно уже само». Особенно ярко это видение роли технологий проявляется в разного рода постапокалиптических мирах. Собственно говоря, такой мир как раз и отличается от нашего мира недостатком привычных нам элементов, в частности, технологий. Авторы задаются целью показать, что будет, если чего-то привычного нам не будет. Ядерная война или природная катастрофа является удобным объяснением для мысленного изъятия из нашего мира каких-то элементов и попыток поговорить о том, что же, в итоге, получится.
И здесь, в большинстве случаев, авторы терпят фиаско. Возьмем, например, один из моих любимых миров — Fallout. Дело там происходит в бывших США через некоторое время после ядерной войны, в которой, как нетрудно себе представить, Америка превратилась в основном, в радиоактивную пустыню. Большинство выживших влачат довольно жалкое существование, однако, есть группировки вроде Братства Стали или Анклава, которые прекрасно себя чувствуют и бегают по пустыне с лазерными винтовками в силовой броне. А одна из группировок под названием «Институт» (ни что иное, как MIT) даже изобрела телепортацию.
Как уже догадался терпеливый читатель, все дело в технологиях. Просто у Анклава и Института есть технологии, вот и все. А Братство Стали вообще было специально создано, чтобы собирать эти самые довоенные технологии по руинам бывшей великой страны ради ее последующего возрождения.
На самом деле, конечно никаких лазерных винтовок после ядерной войны быть уже не может. Как не может быть и множества других, более привычных нам вещей. Лазерные винтовки могут существовать только как реликты, функционирование которых опять-таки, может поддерживаться лишь до той поры, пока можно найти запасные части и прочие необходимые предметы. Для того, чтобы вы бегали с лазерной винтовкой или даже просто смотрели в свой лаптоп, нужны не «технологии». Нужно, чтобы в то же самое время миллионы людей занимались своей работой в самых разных и весьма, на первый взгляд, отдаленных от вашего технологичного предмета сферах. “Технология” это просто еще один способ собрать вместе уже существующие вещи. Она не существует сама по себе. Она всегда включает в себя множество других технологий, созданных ранее и сама становится таким кирпичиком для грядущих новых технологий. Любую технологию можно «отмотать во времени» вплоть до открытия колеса и приручения огня. И все эти технологии существуют одновременно в вашем лаптопе или лазерном ружье. Если какая-то значительная их часть будет уничтожена, вы никогда не сможете сделать лаптоп, даже если у вас есть все необходимые чертежи. Возвращаясь в мир Fallout, можно сказать, что нет никакого волшебного ключика, который бы позволил некой благонамеренной организации “восстановить Америку». Америка может только восстановиться сама, постепенно, усилиями людей, преследующих собственные «корыстные» цели.
Справедливости ради заметим, что у веры в технологические чудеса есть рациональное объяснение. Оно состоит в том, что довольно часто перемены, которые несут новые технологии дают хорошо заметный и даже драматический эффект.
Скажем, если вы завезете аркебузу в Японию 16 века, то военное искусство там довольно сильно поменяется. Мало того, японцы через некоторое время начнут производство собственного огнестрела — тэппо. Вот вам пример драматических изменений, который, по идее, должен указывать на ключевую роль технологии самой по себе. Но на самом деле в 16 веке в Японии уже практически все есть для производства огнестрельного оружия. Просто японцы еще не в курсе, что имеющиеся у них элементы можно сложить вместе вот таким вот образом. Если же вы продадите аркебузы туземцам, которые, в отличие от японцев, живут охотой и собирательством, они не смогут сами их производить, они будут и дальше покупать их у вас. Технология поможет им только до тех пор, пока есть внешние поставщики аркебуз. Если они исчезнут, то технология будет бесполезной.
Вера в технологии показывает, что люди не видят того, насколько мир, в котором они живут, внутреннее взаимосвязан. И это значит, что он хрупок и уязвим перед внешним вмешательством. Государственное регулирование, войны и катастрофы могут легко уничтожить его. И никакие технологии не помогут.