<
НОВИНИ ДНЯ: В Україні об'єднують університети. Навіщо це роблять і хто підпаде під укрупнення  Тепле, проте не спекотне: синоптикиня розповіла, чого чекати від погоди цього літа  Перед вихідними в Україні будуть дощі та грози: де знадобиться парасолька   На 26 квітня в Україні прогнозують дощі та грози  В Україні 26 квітня дощі та грози, на південному сході прогріє до 26°  Частину областей накриють дощі, попереджають про грози й туман: погода на 26 квітня  Прогноз погоди на 26 квітня: де знову очікуються сильні заморозкивсі новини дня
Бізнес
Економіка
12.10.2010 12076

Последнее предложение: что предлагает Газпром в обмен на объединение с Нафтогазом

Министерство топлива и энергетики Украины подсчитало, что для модернизации ГТС, а это 36 тыс. км газопроводов, необходимо $6,5 млрд. Газпром заявляет, что в случае объединения газовых монополистов двух стран, Нафтогаз получит необходимые инвестиции в реконструкцию и техническое переоснащение украинской газовой отрасли.



«Советские трубы оказались прочнее, чем мы думали, но даже они, отслужив более 20 лет, нуждаются в ремонте», — прокомментировал состояние газотранспортной системы Украины президент фонда «Институт энергетики и финансов» (Москва) Леонид Григорьев. Действительно, около 70% газопроводов отработали 20 лет, свыше 20% — находятся в эксплуатации более 33 лет, что превышает их расчетный ресурс. Министерство топлива и энергетики Украины подсчитало, что для модернизации ГТС, а это 36 тыс. км газопроводов, необходимо $6,5 млрд. Газпром заявляет, что в случае объединения газовых монополистов двух стран, Нафтогаз получит необходимые инвестиции в реконструкцию и техническое переоснащение украинской газовой отрасли. Еще в конце апреля премьер­министр РФ Владимир Путин озвучил идею объединения Газпрома и Нафтогаза.
Российская сторона активно продвигает это предложение. Создание совместного предприятия с Нафтогазом позволит Газпрому решить проблему надежности и бесперебойности поставок голубого топлива в Европу, куда Россия экспортирует две трети добываемого газа. «После всех скандалов транзит через Украину в Европе воспринимается как чрезвычайно опасный. К тому же ЕС активно занялся обеспечением своей энергобезопасности», — говорит Татьяна Митрова, руководитель Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН. Европа планомерно развивает альтернативные источники топлива, уделяя внимание диверсификации топливной корзины, развитию возобновляемых источников энергии, энергосбережению. В газовой сфере усилия сконцентрированы на привлечении новых поставщиков. К примеру, Европа начала получать сжиженный природный газ из Тринидада и Тобаго, Нигерии и даже закупала его в Азии. Параллельно Старый Свет поддерживает все проекты трубопроводных поставок — Транссахарский газопровод из Нигерии, Трансарабский газопровод, а также Набукко. «Поставки обеспечивают пусть и не самые политически надежные, но тем не менее крупные партнеры. И главное, что их много. Хотя существующая система транзита через Украину более эффективна — она дешевле по сравнению с нигерийскими или южноамериканскими поставками», — считает Татьяна Митрова. Модернизация ГТС — первоочередная проблема, но лишь технические гарантии работы газопровода Европу не устроят. «Это общая задача России и Украины, каким образом восстановить доверие к этому маршруту транспортировки газа», — полагает Анатолий Гуцал, первый заместитель директора Национального института проблем международной безопасности.
У нашего государства есть несколько вариантов решения проблемы — сотрудничество с Россией, Европой или трехстороннее сотрудничество России, Украины и ЕС. Не все отечественные эксперты согласны с тем, что объединение Нафтогаза с Газпромом будет наилучшим решением для страны. Один из аргументов противников звучит так: это еще больше привяжет Украину к российскому топливу и дестимулирует развитие энергосбережения и технологий добычи собственного газа.
«Мне кажется, что консорциум, созданный Украиной, Россией и ЕС, обладает наибольшим потенциалом для нас. Украине необходимо сотрудничество в правильной форме. Консорциум снял бы политические трения между странами», — говорит Игорь Бураковский, директор Института экономических исследований и политических консультаций.
Однако российские эксперты отмечают, что интерес к инвестициям в украинскую ГТС у европейских компаний невысокий. «Никто не будет вкладывать деньги в чужой проект», — полагает Леонид Григорьев. Иностранные компании могут объяснить своим акционерам выгоду от инвестиций в строительство новых потоков, поскольку они обеспечат дополнительные объемы газа и надежность поставок, но не в готовый проект. С этой точки зрения предложения Газпрома, по мнению Татьяны Митровой, помогут Украине сохранить за собой статус транзитного государства.
По словам ведущего эксперта энергетических программ Центра Разумкова Владимира Омельченко, утверждение о том, что Украина не сможет обойтись без российских денег, спорно. «Доходов Нафтогаза вполне достаточно, чтобы поддерживать ГТС в порядке, тем более что по безопасности украинская ГТС ничем не хуже российской. Главный вопрос в качестве управления Нафтогазом», — объясняет эксперт. Однако компания на протяжении нескольких лет испытывает финансовые проблемы. Как заявил вице-премьер­министр Украины Сергей Тигипко, дефицит Нафтогаза составляет 16 млрд грн.
В то же время даже в случае объединения компаний Россия пока не собирается отказываться от проектов поставки газа в обход Украины — Северного (через Балтику в Германию) и Южного (через Черное море на Балканы) потоков. В Газпроме уверяют, что после запуска газопроводов, которые по совокупной пропускной мощности сопоставимы с украинской ГТС (120 млрд куб. м в год у Северного и Южного потоков и 150 млрд куб. м у ГТС Украины), отечественная труба не останется без топлива. Новые потоки создаются под расширение потребления газа. По прогнозам экспертов, импорт газа странами Евросоюза возрастет в ближайшее десятилетие примерно на 200 млрд куб. м. «Вряд ли уголь или атомная энергия заменят газ, сейчас надо строить газопроводы и готовиться к растущему спросу. Заниматься развитием альтернативной энергетики, конечно, нужно, но еще необходимо понимать, что в ближайшие 20–30 лет мир все еще будет зависеть от углеводородов», — предполагает Леонид Григорьев.
И все же, по словам Владимира Омельченко, строительство Северного и Южного потоков несет риски для Украины. Чтобы окупить затраты на газопроводы, их придется максимально загрузить. Но в таком случае необходимость в украинской трубе выглядит сомнительно. Украинские власти уже сейчас пытаются убедить Россию отказаться от строительства Южного потока. «Сотрудничество с Газпромом Украине действительно важно. Но в любом случае нужно ответить на вопросы, какими будут гарантированные объемы прокачки газа, условия и гарантии модернизации ГТС, тарифная политика. Газпром — единственный поставщик, а мы — единственный транзитер. Нам необходимо выстроить прозрачные отношения, ведь все проблемы от того, что они слишком политизированы, и мы никак не научимся относиться к нашей трубе, как к бизнесу», — напоминает Андрей Бодров, исполнительный директор Ассоциации политических консультантов Украины.
Россияне считают, что сделали выгодное предложение Украине не только в плане обеспечения транзита и инвестиций, но и с точки зрения выгод для внутреннего рынка. По заявлениям российской стороны, после объединения двух компаний газ для украинских потребителей станет дешевле — для населения стоимость снизится до $65 за тыс. куб. м, а промышленность сможет рассчитывать на скидку в 30%. Напомним, закупочная цена на газ в IV кв. 2010 года составила $252,07 за тыс. куб. м. Газпром же получит доступ к немалому внутреннему рынку Украины, потреблявшему до кризиса около 70 млрд куб. м в год, сейчас — чуть более 50 млрд куб. м.

Елена Караваева, «Контракты»

Оценка материала:

3.75 / 8
Последнее предложение: что предлагает Газпром в обмен на объединение с Нафтогазом 3.75 5 8
Бізнес / Економіка
12.10.2010 12076
Еще материалы раздела «Економіка»