Бізнес
Новини підприємств
Опыт «НИБУЛОНа» поможет Египту возродить судоходство по Нилу
Министерство сельского хозяйства и мелиорации Египта готово создать максимально благоприятные условия для инвестиций украинских компаний в аграрную инфраструктуру страны.
В министерстве рассчитывают, что лидер агрорынка Украины, крупнейший экспортер зерна в Египет ООО СП «НИБУЛОН» поможет построить мощности для хранения зерновых, а также вложить средства в другие инфраструктурные проекты, связанные с поставкой продовольствия в Египет.
Об этом на международной конференции «Частный сектор за продовольственную безопасность: Улучшение инвестиционного климата в агросекторе Египта», которая прошла в Каире, заявил министр сельского хозяйства Египта Ахмед Махмуд Али Эль-Гизави. Это уже 2-ая конференция, посвященная продбезопасности в Средиземноморском регионе, организованная совместно ЕБРР и Всемирной организацией продовольствия и сельского хозяйства ООН (FAO). Ранее аналогичное мероприятие прошло в Стамбуле.
Свое заявление Эль-Гизави сделал после встречи с гендиректором «НИБУЛОНа» Алексеем Вадатурским, в ходе которой стороны обсудили возможности использования опыта украинской компании по возрождению Днепра и Южного Буга как ключевых судоходных артерий страны в реалиях Египта. В частности, египтян интересовали возможности строительства элеваторов и флота для перевозки зерновых по Нилу – самой большой реке мира, которая сегодня не является судоходной для грузовых судов.
«Я благодарен «НИБУЛОНу» за содействие в импорте зерновых в Египет. Ключевым фактором для нас является качество пшеницы. И качество украинского зерна нас полностью удовлетворяет. Мы надеемся на расширение сотрудничества с украинской стороной, в частности в вопросе уменьшения потерь по всей цепочке поставок зерновых. Эта компания обеспечит нам строительство таких мощностей», - заявил министр.
Намерение инвестировать в инфраструктуру агросектора Египта подтвердил и гендиректор «НИБУЛОНа» А.Вадатурский. «НИБУЛОН» готов помогать египетским партнерам со строительством элеваторов, перегрузочных терминалов, а также с возрождением судоходства по Нилу. «То, что мы делаем в Украине, мы будем делать в Египте. Во всем мире уже знают, как мы строим элеваторы, что мы любое предприятие строим на пустыре за 3 месяца. И у людей это вызывает большое уважение, восхищение и восторг. И все хотят, чтобы мы делились таким опытом. И сами могли организовывать такую работу в странах импортерах зерна. Опыт строительства нашего предприятия позволяет на протяжении тысячи километров судоходной части Нила, как и на Днепре, построить десяток предприятий. То, что мы сделали за несколько лет на Украине – это возможно и в Египте», - говорит А.Вадатурский.
По его словам, ситуация в Украине и Египте, создает одинаковые предпосылки для активизации водных перевозок и повышения эффективности поставок продовольствия. «У нас такие же дороги плохие, как в Египте, у нас такая же несовершенная логистика, у нас Днепр бездействовал, как бездействует Нил. Сегодня у них речные порты не работают, и у нас речные порты не загружены, а зачастую и вовсе не функционируют. Я поделился опытом, как мы эту проблему решили в Украине. Сейчас Днепр возрожден, мы планируем перевезти по нему до 3 млн. т зерновых. Мы построили серию судов, мы реконструируем судостроительный завод, мы готовы и дальше строить суда не только для Украины, но и для возрождения Волги, Волго-Дона, Каспия. И египетские партнеры поинтересовались, как бы мы могли строить суда для Египта», - сообщил А.Вадатурский.
«НИБУЛОН» играет ключевую роль в экономических взаимоотношениях между двумя странами. В частности, доля компании в общем товарообороте между Египтом и Украиной за минувший год составила 23%. Объем поставок составил около 2 млн. т на сумму более $700 млн. «Весь товарооборот можно заменить всего четырьмя такими компаниями, как «НИБУЛОН», - говорит А. Вадатурский.
По словам директора ЕБРР по вопросам агробизнеса Жиля Миттеталя, ключевой проблемой поставок продовольствия в Египет являются значительные потери из-за неэффективной работы инфраструктуры. «Около $500 млн. ежегодно теряется из-за недостатка мощностей по хранению, переработке зерновых и других продуктов. Объем потерь на одном только импорте составляет около 20%», - говорит Ж.Миттеталь. Эта ситуация вызвана высоким уровнем влияния правительства, в том числе, и на импортные поставки продовольствия.
«Сегодня мы делаем все для снижения этого влияния и увеличения роли частного сектора. В том числе, и иностранных компаний, которые могли бы инвестировать в инфраструктуру агросектора Египта. «НИБУЛОН» выразил министру сельского хозяйства Египта свою заинтересованность в таких инвестициях, и министр с радостью поддержал такой интерес. Надеюсь, эти переговоры закончатся инвестициями «НИБУЛОНа» в Египте. Мы же с радостью поддержим такие начинания», - сообщил Ж. Миттеталь.
По его словам, египетским компаниям и правительству есть чему поучиться у «НИБУЛОНа», в частности, в вопросах строительства флота, который позволит повысить эффективность импорта. «Сегодня Вам нужно ждать около недели, чтобы разгрузить судно с зерном в порту Александрии. Порту не хватает мощностей, чтобы принять все зерно, которое приходит. Если же будет реализован опыт «НИБУЛОНа», и баржи будут принимать зерно на рейде, а затем по Нилу доставлять по стране, – это существенно повысит эффективность всей цепочки», - добавил Ж.Миттеталь.
Как отметил директор ЕБРР в Египте Филипп дер Вурт, банк готов предоставлять все условия для инвестиций украинских компаний в развитие сельского хозяйства в Египте. «Мы даем уверенность для инвесторов и для компаний-объектов для инвестирования во времена политической нестабильности, которую все еще испытывает эта страна», - сказал Ф. дер Вурт. По его словам, украинские компании могут принести в Египет как капитал, так и большой опыт, накопленный при решении подобных проблем в Украине. «Например, проект, который реализовал «НИБУЛОН» вполне можно реализовать и здесь. И ЕБРР готов выступать партнером», - добавил он.
По словам экономиста Инвестиционного центра FAO Дмитрия Приходько, водные перевозки могут стать перспективным направлением только в случае, если правительство Египта будет постепенно снижать субсидии на топливо для автотранспорта. Эти и другие бюрократические преграды могут замедлить реализацию инвестпроектов украинского бизнеса в Египте. «Уже сегодня мы видим как не нужно вести бизнес: наши судна проверяются дважды – по 4 дня в украинском и египетском порту. При этом претензий к качеству зерна нет», - отметил он.
Глава Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко уверен: «НИБУЛОН» является одним из наиболее желанных инвесторов в Египте. «Компания обеспечивает более 20% поставок зерна в страну из Украины, что составляет больше 50% всех поставок из Украины. При такой поддержке инвестиции со стороны «НИБУЛОНа» в инфраструктуру египетского агросектора – это перспектива ближайших двух лет. Компания может стать пионером такого рода инвестиций в Египте», - сказал Л. Козаченко.
Сам А.Вадатурский пригласил египетских коллег и партнеров посетить производственные мощности предприятия, а также призвал перенимать не только бизнес-опыт компании, но и опыт эффективного взаимодействия с правительством Украины.