НОВОСТИ ДНЯ: НАБУ подало в САП окончательное подозрение на Охендовского  Подрыв автомобиля СММ ОБСЕ: 1 член миссии погиб, 2 пострадали  Великобритания покинет список пяти крупнейших экономик мира - МВФ  НАБУ: Мартыненко пытался скрыться перед задержанием  Донецкому адвокату, который напал на жену Турчинова в 2016 году, дали 8,5 лет  Госстат зафиксировал спад в промышленности второй месяц подряд  На Донбассе стали меньше нарушать режим "тишины" – ОБСЕвсе новости дня
15.12.2016 3540

Fuck the system, или Морально ли забирать деньги с депозитов

Каждый случай «набега на банки», когда перепуганные слухами или реальными событиями украинцы пытаются забрать свои деньги из банков, которым грозит опасность, сопровождается воплями прогрессивной общественности о том, что этого делать ни в коем случае не нужно и что этим «подрывается банковская система». Если все заберут свои деньги, - говорят нам, - то что же это будет?! Банковская система упадет и настанет Сомали.

 

Эта ситуация — замечательный пример того, как нас всех пытаются сделать заложниками системы. И в этой колонке я просто хочу напомнить, что система, о которой идет речь, не является продуктом естественного хода событий, эта система, создана искусственно и поддерживается она на плаву, опять-таки, искусственным образом и поддерживается она потому, что позволяет достичь неких приятных для поддержателей целей.

Рынок просто не может породить систему, существование которой зависит исключительно от солидарности и доброй воли ее участников. Рынок создает системы, основанные на выгоде и интересе индивидуумов, и уже через этот интерес реализуется и «общественное благо».

Напомню три важных в рамках нашего случая момента, которые характеризуют эту систему.

Во-первых, это частичное резервирование. То есть, это ситуация, когда средства на депозитах для востребования используют для выдачи кредитов третьим лицам, что, благодаря такому явлению, как «банковский мультипликатор», увеличивает денежную массу, позволяя создавать деньги из ничего. 

Во-вторых, это наличие центрального банка, который регулируя прямым и непрямым образом деятельность «коммерческих» банков фактически выступает в роли денежного Госплана,

В-третьих, это «обязательное средство платежа», которое эмитирует банковская система. Вы обязаны в пределах страны использовать «национальную валюту».

Итак, в первом случае, искусственность о которой мы говорили, состоит в отсутствии наказания за мошенничество, каковым является частичное резервирование. Выгоду от этого получают банкиры.

Центральный банк, который не может разориться и в котором «коммерческие» банки хранят свои резервы — это вторая «искусственность» в нашей теме. Фактически, центральные банки управляют всей денежной системой, в том числе и кредитной экспансией через «норму резервирования». Здесь выгоду получает государство, оно использует частичное резервирование в своих целях, что позволяет ему производить деньги из ничего. Центральные банки позволяют поставить государство в начало инфляционной цепочки, то есть, в то место, где от инфляции выигрывают, а не проигрывают.

И третья «искусственность» состоит в том, что вы не можете прямо отказаться от использования плохих денег. Для того, чтобы вы этого не делали, государство создает для вас множество издержек. Таким образом, «национальная валюта» и создает круговую поруку, когда все оказываются заложниками системы.

Чтобы было понятнее, рассмотрим «рыночную» денежную систему. Таких систем может быть множество, рассмотрим самый простой вариант, который, с оговорками, существовал в нашем мире — свободная банковская деятельность в системе металлических (например, золотых) денег. В этой системе деньгами является золото, а в обороте используются банковские расписки на золото. Никакой «национальной валюты» нет, у каждого банка свои расписки. Соответственно нет и никакого центробанка, для его существования нет никаких причин. Частичное резервирование является мошенничеством, причем никаких специальных законов на этот счет не нужно — если банк не в состоянии выдать мне деньги с моего счета, я могу заявить, что он банкрот.

Если какой-то банк выдаст расписок больше, чем имеет золота на счетах до востребования, это будет проблемой только для этого банка и для его вкладчиков. Нет ничего, что делало бы всех остальных заложниками этой ситуации.

Таким образом, мы все являемся жертвами мошеннической схемы, в которую нас загнало государство. Государство является и организатором этой схемы, выгодополучателями которой являются чиновники, политики, банкиры, приближенный к власти «бизнес», группы давления, и электоральные группы, которые власти считают необходимым подкармливать. Эта схема не может работать стабильно, в ней заложена уязвимость в виде частичного резерва. Рано или поздно выясняется, что в гардеробе номерков на пальто выдано больше, чем самих пальто, то есть, на одно пальто претендует сразу несколько людей.

Эта простая аналогия, кстати, хорошо иллюстрирует и моральную проблему, которая якобы имеет место в случае, когда публика начинает забирать свои деньги из банков. Кто виноват в давке и скандале — люди, пришедшие за своими пальто или жулики, устроившие мошенничество? Призывы «не забирать пальто», так как этим «вы разрушите систему»,  выглядят глупо. Собственно, таковыми они являются и применительно к ситуации банковских вкладов.

И последнее. Существующая денежная система не просто является мошеннической схемой. Она порождает регулярные кризисы (последний из них, кстати, еще не закончился, развязка еще впереди), нанося огромный ущерб людям и экономике в целом. Государство выигрывает от этих кризисов, так как они позволяют ему усиливать регулирование под соусом борьбы с «хаосом рынка». Каждое такое регулирование еще больше уменьшает прочность системы и увеличивает для нас всех риски ее падения, чем дольше существует эта система, тем тяжелее будут последствия ее неизбежного краха. Эта система порочна, ее не только не нужно беречь, ее необходимо как можно быстрее демонтировать. И потому, забрать деньги (подчеркиваю — свои деньги) во время очередного банковского кризиса - это почетный долг и обязанность каждого патриота и гражданина, особенно в условиях, когда существуют нормальные честные деньги в виде биткоина и других криптовалют.

Автор: Владимир Золоторев

Оценка материала:

5.00 / 16
Fuck the system, или Морально ли забирать деньги с депозитов 5.00 5 16
Колонки / Владимир Золотoрев
15.12.2016 3540
comments powered by Disqus
Еще колонки: Владимир Золотoрев
  • Кто и почему должен уезжать, если ему здесь не нравится Кто и почему должен уезжать, если ему здесь не нравится

    Думаю, многие слышали (и в свой адрес тоже) фразу вроде «не нравится — уезжай!» Ее произносят по разным поводам, мы поговорим о том случае, когда она идет в ответ на критику государства. То есть, вы говорите, что государство плохое, а вам в ответ - «не нравится — уезжай!»

  • В чем польза Трампа, или Когда ваши кудри примелькаются В чем польза Трампа, или Когда ваши кудри примелькаются

    С большим интересом наблюдал за реакцией нашей прогрессивной общественности на неожиданную с ее точки зрения атаку США на сирийскую авиабазу. Многие комментаторы, что называется, переобулись в воздухе, но некоторые продолжают упорствовать, утверждая, что все это Трамп сделал специально, чтобы мы поверили, что он теперь против русских, а на самом-то деле, он за... В общем, думаю, уже скоро мы дойдем до уровня, когда история о том, как кролик сам себе откусил голову, будет выглядеть логично и правдиво.

  • Когда же это все закончится или Захват вместо реформ Когда же это все закончится или Захват вместо реформ

    Недавно я готовил материал о теневой экономике в СССР и обнаружил удивительное совпадение процессов, происходивших в этой стране с тем, что описывает Эрнандо де Сото в двух своих книжках. Я как раз недавно перечитал их и мне кажется, что огромный материал, собранный де Сото, ясно говорит о том, что те страны, которые мы считаем развитыми, стали такими потому, что в них «победила» теневая экономика . Сам де Сото своими книгами преследует другие цели, его выводы — это рекомендация правительствам максимально легализовать тень. Я же никаких рекомендаций не делаю, я просто констатирую тот факт, что исследования де Сото прошлого «развитых» стран и настоящего «недоразвитых» однозначно указывают на то, что, мотор экономического развития находился и находится (в случае недоразвитых) в тени.

  • Бесчеловечная идея «борьбы с неравенством» и как с ней бороться Бесчеловечная идея «борьбы с неравенством» и как с ней бороться

    В последнее время все более популярной у нас становится идея «борьбы с неравенством». Точнее, это такой «мировой тренд», который наиболее ярко проявился на Западе в популярной книжке Пикетти  и в кампании Берни Сандерса. Еще точнее, это очередное пришествие, очередная мода на старую и добрую идею, которая живет уже многие века в самых разных формах. Суть ее сводится к тому, что нужно ограбить (или как-то еще ущемить) одних в пользу других, поскольку эти другие — хитренькие Буратины и слишком хорошо живут. «Борьба с неравенством» предстает в разных формах — от идеи того, что все должны быть одинаковы (на практике, которую демонстрирует нам, например, «гендерная политика» и феминизм, одинаковость означает привилегии) до более простой и откровенной идеи о «равном распределении доходов».

  • Эволюционизм против креационизма. Государственничество как религия Осознанного Замысла Эволюционизм против креационизма. Государственничество как религия Осознанного Замысла

    В разговорах с этатистами рано или поздно возникает момент, когда этатисты просят предъявить полное описание «этого вашего либертарианского будущего». То есть, вы должны объяснить, как там будет что устроено, как и почему будет функционировать. Предполагается, что если вы не можете этого сделать, значит ваша «модель» - не более, чем утопия.