Бізнес
Економіка
Судьба Одесского и Кременчугского НПЗ оказалась в руках Тимошенко
Президент НК «Лукойл» Вагит Алекперов считает возможным решить вопрос о транспортировке нефти на Одесский НПЗ только с Премьер министром Юлией Тимошенко. Стоит отметить, что от ее решения будет зависеть не только то, запуститься ли Одесский НПЗ и начнет ли бесперебойно работать Кременчугский, но возможность поставок каспийской нефти в Украину в целом.
Президент НК «Лукойл» Вагит Алекперов 6 октября в Киеве провел переговоры с рядом высокопоставленных представителей руководства Украины по поводу ситуации вокруг Одесского нефтеперерабатывающего завода, принадлежащего компании, пишет Delo.ua со ссылкой на Агентство нефтяной информации (АНИ).«Пока никаких окончательных решений не принято. В ближайшее время Вагит Алекперов повторит свой визит для встречи с премьер-министром Украины», — передает агентство слова компании.
Напомним, руководство «Лукойл» 2 октября приняло решение остановить производство на Одесском НПЗ. «Это вынужденное решение вызвано действиями украинской компании ОАО «Укртранснафта», которая с 1 октября 2009 года перестала прокачивать нефть по маршруту «Лисичанск-Кременчуг-Одесский НПЗ», — поясняли в НК.
Предложенные ОАО «Укртранснафта» другие маршруты поставок нефти на Одесский НПЗ по расчетам специалистов «Лукойла» значительно удорожают стоимость сырья и, таким образом, приводят предприятие к убыточности, поясняет компания. Так, например, предложенный маршрут граница Беларуси-Броды-Одесса увеличивает транспортные расходы на $5,7 за тонну. Кроме этого, АК «Транснефть» не имеет технической возможности обеспечить поставки нефти на Одесский НПЗ по другим маршрутам в октябре текущего года. Таким образом, «Лукойл» вынужден на неопределенный срок остановить предприятие и прекратить выпуск нефтепродуктов.
В то же время «Укртранснафта» возлагает всю ответственность за остановку переработки нефти на Одесском НПЗ на «лукойл» и АК «Транснефть». В украинской компании полагают, что основной целью сложившейся ситуации является намерение помешать осуществлению поставок каспийской нефти на Кременчугский НПЗ. Так, ЗАО «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ, Полтавская область) планирует в октябре импортировать 240 тыс. тонн каспийской нефти. Транспортировка нефти будет осуществляться по системе Приднепровских магистральных нефтепроводов. В «Укртранснафта» отмечают, что использование системы Приднепровских магистральных нефтепроводов исключительно в традиционном южном направлении, как это предлагает Одесский НПЗ, является экономически неэффективным для «Укртранснафты», поскольку загрузка нефтепровода в этом случае не превышает 15%.
Главной задачей «Укртранснафты», как оператора магистральной системы нефтепроводов страны, является создание условий для максимального обеспечения поставок нефти на отечественные нефтеперерабатывающие мощности, отмечали в компании.
Кременчугский НПЗ в течение двух лет испытывает постоянные проблемы с источниками поставок сырья в связи с конфликтом между руководством завода и одним из его собственников — российского ОАО «Татнефть». «Татнефть» прекратила регулярные поставки нефти на завод, поэтому НПЗ изыскивает различные способы загрузки мощностей.
По словам премьер-министра Украины Юлии Тимошенко, конфликт между ОАО «Укртранснафта» и НК «Лукойл» стал результатом монополизации нефтеперерабатывающей сферы в прошедшее десятилетие.