Колонки
Владимир Золотoрев
Нарушая этатистский консенсус или Откуда взялось либертарианство?
К середине 50-х годов классический либерализм оказался в странной ситуации — он исчез. При этом, исчез он очень интересным образом — он победил. Это странное исчезновение либерализма долгое время оставалось незамеченным. Фукуяма написал об этом почти через 40 лет после того, как это произошло, правда у самого Фукуямы либерализм победил еще в 1806 году.
Программа классического либерализма или, по крайней мере, значительная ее часть, была выполнена. Люди в «цивилизованном» мире получили правовую защиту государства, возможность защищать свои права в суде, само государство было организовано согласно принципу разделения властей. Либеральные основы государства были закреплены в конституциях, они провозглашали неотъемлемые права граждан и собственный приоритет перед законодательством, что должно было гарантировать соблюдение этих прав. В «цивилизованных странах» люди получили всеобщее избирательное право, женщины получили равные права с мужчинами. Была гарантирована и на практике почти всегда соблюдалась свобода совести, свобода слова и свобода печати. Граждане получили право не только голосовать, но и участвовать в политике, создавая партии. Законы и конституции гарантировали право собственности и возможность заниматься частным бизнесом. На «международной арене» свободные страны вышли победителями из войны с коалицией авторитарных стран, победители создали институт, призванный решать международные проблемы — ООН. Распалась колониальная система, бедные страны начали получать финансовую и техническую помощь от богатых.
Однако, несмотря на адаптацию либеральной политической доктрины большинством западных государств, это никак не помешало (а во многом и помогло) распространению левых идей и политик. Первый рывок был сделан во время Первой мировой. Великая депрессия нанесла по свободе еще один удар, который закрепила Вторая мировая.
Несмотря на либеральные институты, государство все более разрасталось, а свобода индивида все более сокращалась. В 60-70-е либеральные государства превратились в то, что западные либертарианцы называют warfare\welfare state — государство, которое за счет высоких налогов и регулирования содержит голосующие за него «народные массы».
Все больше сторонников свободы чувствовали необходимость в новом самоопределении. Нужно было отделиться от «либералов» и разобраться с тем, что же не так с классическим либерализмом.
Этот процесс начался в США, что, в общем, неудивительно, так как там слово «либерал» было уже узурпировано леваками из Демократической партии. Кстати, в Европе до относительно недавнего времени слово «либерализм» понимали в его настоящем значении. В 1946 году, Леонард Рид, автор замечательного эссе «Я - карандаш» создал Foundation for Economic Education. Он же первым назвал свои взгляды новым словом - «либертарианство».
Либертарианцы принялись за ревизию наследия классического либерализма. Нужно сказать, что либерализм не является каким-то «учением», которое призвано рассказать нам как нужно жить и которое содержит в себе рецепты «светлого завтра». Здесь нет никакой священной книги вроде «Капитала» и нет пророков вроде Маркса. Либеральная доктрина возникала из сопротивления монархическому государству, а затем полемики с теми, кто хотел превратить это государство в тотальную машину — социалистами и коммунистами. Более того, критика «либеральных реформ» 19-го века во многом принадлежит самим либералам вроде Токвиля и Спенсера, которые понимали, к каким последствиям все это приведет.
Тем не менее, процесс ревизионизма, который продолжается и поныне, позволил увидеть ошибки классических либералов. Либертарианцы не будут числить среди своих предшественников Джона Стюарта Милля или Бертрана Рассела. Им ближе деятели англосаксонского консерватизма вроде Эдмунда Берка. Они скептически относятся даже к Адаму Смиту, благословившему трудовую теорию стоимости, которая стала основной экономической доктрины Маркса. Зато либертарианцы считают одним из первых «правильных» экономистов Фредерика Бастиа, который в острой полемической форме выражал экономические истины, до сих пор недоступные не только политикам, но и многим «профессиональным» экономистам.
Процесс ревизионизма позволил выделить в мировой философии позиции, которые все вместе приводят к либертарианской идее. Этот процесс также позволил сформулировать важнейшие принципы, которые позволяют по-новому взглянуть на общество и его эволюцию.
Долгое время философия свободы не была неким самостоятельным течением. Мы встретим лишь отдельные фрагменты этой философии у древних греков или у средневековых европейских теологов. В какой-то степени, это неудивительно, потому, что сама идея свободы — это сравнительно новая идея.
Людям свойственно переносить на мир собственный опыт и это, как правило, опыт упорядоченной, целенаправленной деятельности в собственных интересах. Поэтому, самое первое описание мира — это мир, который создан по замыслу и продолжает изменяться по замыслу тех, кто его создал. Это мир языческий, в котором боги, как правило, «отвечают» за некоторые стихии, но они используют свое положение в собственных интересах. В этом мире нет закона, нет правил, есть только соперничающие между собой воли и ситуативные соглашения.
Древний Рим для нашей темы важен, прежде всего, своим правом и пониманием его как универсального порядка. Греческие философы не осуждали рабство. Они считали, что если рабов не будет, то некому будет работать и все погибнут. Заслуга римских юристов в том, что они обнаружили, что невозможен совместить рабство и универсальный правовой порядок. Человек всегда принадлежит сам себе и это есть не какое-то благое пожелание, а просто аналитический факт.
Окончание следует