Бізнес
Економіка
Почему правительство Азарова будет повышать налоговое давление
Озвученный новым премьером рецепт выхода из кризиса не только прост, но и приятен — раздать деньги всем нуждающимся. Премьер обещает увеличить социальные выплаты, профинансировать строительство инфраструктуры, нарастить кредитование экономики и дать льготы малому бизнесу. Но возникает вопрос: откуда правительство возьмет деньги, если казна пуста?
По стопам Тимошенко
Большинство украинских правительственных чиновников не имеют дипломов MBA. Но есть сфера, в которой они могут соревноваться с прожженными западными финансистами, — это умение манипулировать цифрами. До банкротства инвестбанка Lehman Brothers его акционеры и партнеры не представляли, в каком бедственном положении находится это финучреждение. Как выяснилось совсем недавно, секрет был прост: раз в квартал, за несколько дней до отчетной даты, Lehman Brothers заключал сделки по временной продаже проблемных ценных бумаг на десятки миллиардов долларов, а через несколько дней выкупал их обратно (операции репо). В результате до самого банкротства компания смогла сохранять кредитный рейтинг на почти максимально высоком уровне.
Официальные сообщения о состоянии госфинансов Украины отражают действительность примерно так же, как и отчеты Lehman Brothers. По данным Минфина, в минувшем году дефицит госбюджета составил всего 21,61 млрд грн (2,4% ВВП). Это ниже запланированного уровня (3% ВВП) и намного меньше, чем в других странах. К примеру, в США в прошлом фискальном году дефицит достиг 9,9% ВВП, а в странах еврозоны — в среднем 6,4% ВВП. Но на самом деле дыра в отечественной казне в четыре-пять раз больше. За 2009 год прямой долг правительства вырос на $9,5 млрд (без учета долгов, гарантированных государством), при этом к концу года счета казначейства были пусты. Часть средств, взятых взаймы у МВФ, НБУ и коммерческих банков, была потрачена в обход бюджетных счетов на выплату пенсий, пополнение капитала национализированных финучреждений и оплату российского газа. С учетом этих расходов агентство Standard & Poor’s оценивало дефицит государственных финансов страны как минимум в 10,3% ВВП.
Теперь решать проблему латания бюджетных дыр будет новый Кабмин. На первый взгляд, несмотря на огромный размер дефицита, в этом нет ничего сложного. Нужно всего лишь повторить опыт предыдущего правительства: договориться о возобновлении сотрудничества с МВФ, а также продолжить использование схем по финансированию бюджета за счет НБУ. В минувшем году регулятор продемонстрировал, что умеет финансировать расходы правительства, не запуская печатный станок.
Новый Кабмин решил перенять опыт предшественников лишь частично. По словам вице-премьера Сергея Тигипко, правительство будет фокусироваться на внешних займах, прежде всего от МВФ. При этом Кабмин попытается отказаться от второго ноу-хау Юлии Тимошенко — финансирования бюджета за счет средств НБУ. По крайней мере, частично его могут заменить коммерческие банки и иностранные инвесторы, которые не жаловали предыдущее правительство, но готовы давать деньги взаймы кабинету Николая Азарова.
Но в действительности наполнить бюджет будет непросто. Нет гарантии, что правительству удастся взять у МВФ столько же средств, сколько в предыдущем году. В 2009-м Кабмин получил от фонда $6,5 млрд — $4,9 млрд в виде кредита и еще $1,6 млрд в ходе распределения эмиссии расчетной единицы МВФ (SDR) между странами–акционерами организации. В то же время остаток кредитной линии МВФ, на который Украина может рассчитывать в 2010–2011 гг., составляет несколько меньшую сумму — $6,2 млрд (SDR4 млрд). При этом в минувшем году МВФ финансировал украинский Кабмин в виде исключения — обычно фонд выделяет средства центральным банкам (в 2009-м НБУ получил от него только $1,4 млрд).
Кроме того, правительство Николая Азарова раздало целый букет обещаний, для выполнения которых потребуется увеличить расходы и сократить доходы. Прежде всего нужны деньги на повышение зарплат бюджетникам и пенсий в соответствии с принятым в октябре минувшего года законом о социальных стандартах. По словам вице-премьера Сергея Тигипко, на это потребуется 24–28 млрд грн (для сравнения: доходы госбюджета в 2009-м составили всего 225,3 млрд грн). Николай Азаров пообещал также вернуть компаниям долги по НДС (сумма подтвержденной задолженности — 18,9 млрд грн). Чтобы поддержать экспортеров и ускорить восстановление экономики, правительство намерено выделить средства на строительство инфраструктуры. «Все, что можно вкладывать, будем вкладывать в строительство», — заявил премьер в парламенте 11 марта. Увеличение расходов планируется совместить с прекращением практики взимания налогов наперед, а также налоговыми льготами малому бизнесу. Реально ли выполнить все эти обещания?
Не ждите бума
Николай Азаров и Сергей Тигипко озвучили пять рецептов решения проблемы бюджетного дефицита. Во-первых, это «жесткая экономия» госсредств. Во-вторых, борьба с уходом от уплаты налогов. В-третьих, повышение тарифов на газ и тепло, что позволит сократить бюджетные субсидии НАК «Нафтогаз України». В-четвертых, приватизация. А в-пятых, правительство рассчитывает на рост ВВП, который позволит расширить налоговую базу.
Эффективность части из этих методов невелика. От приватизации правительство планирует получить только 10 млрд грн. По всей видимости, еще меньше этой суммы даст повышение тарифов (подготовленный в минувшем году проект госбюджета-2010 предусматривал субсидии НАК «Нафтогаз України» в размере 6,5 млрд грн). На стремительный экономический рост рассчитывать также не приходится. Хотя поступления в бюджет в этом году выше, чем в предыдущем. В январе доходы казны составили 15,1 млрд грн, что на 12,5% выше уровня аналогичного месяца 2009-го. Быстрее всего росли поступления в казну от налогов — они увеличились на 23,3%. Но это следствие не столько восстановления экономики, сколько усиления налогового давления на бизнес предыдущим правительством.
По прогнозу МВФ, в этом году ВВП Украины вырастет только на 3%. По словам Сергея Тигипко, правительство разрабатывает несколько сценариев развития экономики, а самый оптимистичный из них будет предусматривать рост на 7–8%. Однако вероятность осуществления такого сценария очень мала. Полтора года назад украинская экономика получила два мощных удара — резкое падение экспорта и кредитный шок. От последствий первого из этих ударов экономика постепенно оправляется. В четвертом квартале минувшего года объем экспорта товаров и услуг был на 40% выше, чем в первом. Но на самом деле восстановление идет не очень быстро: в 2006–2007 гг. объем экспорта в четвертом квартале также был значительно больше, чем в первом того же года — на 28–30%. Если в минувшем году объем экспорта был близок к уровню 2006-го, то в 2010-м он может подняться до уровня 2007-го (подробнее см. «Назад на три года»).
А кредитный шок не прекратился до сих пор. В 2005–2007 гг. портфель займов украинских банков увеличивался на 61,9–74,1% в год, что было одной из основных причин быстрого роста ВВП. В 2008-м рост портфеля замедлился (если не учитывать переоценку кредитов в результате подорожания валюты), а в 2009-м он сократился на 2,1%. В этом году объем кредитов, выданных финучреждениями, может вырасти, но ненамного. «В 2010-м кредитный портфель банков увеличится на 4–6%. Новые займы будут выдаваться, прежде всего, госпредприятиям, а также дочерним структурам иностранных компаний», — прогнозирует аналитик ИК BG Capital Виталий Ваврищук. На большее отечественная банковская система вряд ли способна. Примерно половина кредитов, выданных банками, относится к проблемным и реструктуризированным, сообщило в начале марта рейтинговое агентство Fitch по итогам анализа данных отчетности нескольких отечественных финучреждений. В частности, по 15% кредитов сроки погашения были просрочены более чем на 90 дней, а 35% займов — реструктуризированы. Процентные ставки высоки, и пока финучреждения наиболее активно кредитуют компании, которые способны их выдержать,— в основном торговые предприятия (см. «Кредиты — локомотив торговли»).
По мнению опрошенных Контрактами экономистов, локомотивом роста экономики в этом году будут предприятия-экспортеры. «Неплохой прирост в 2010-м также покажут частные инвестиции, но их объем в ВВП невелик. А основа ВВП — потребление домохозяйств — в этом году вырастет только на 2%. Рост номинального размера зарплат будет на 2–2,5% выше инфляции», — полагает Александр Жолудь, экономист Международного центра перспективных исследований.
Поскольку «естественный» рост доходов бюджета будет небольшим, правительство Николая Азарова окажется перед простым выбором. Кабмин может отказаться от выполнения части обещаний, сократив расходы. Если же не уменьшать их, то недостающие средства можно получить либо за счет денежной эмиссии, либо за счет увеличения налоговой нагрузки на бизнес в среднем не менее чем на 10%. Судя по заявлениям руководителей правительства, наиболее вероятен последний вариант. Николай Азаров пообещал увеличить взимание налогов при импорте предметов роскоши. «По бросовой цене ввозить в Украину «Майбахи», «Роллс-ройсы» и другие супердорогие марки — не будет такого», — заявил он. А Сергей Тигипко недоволен в первую очередь теневыми зарплатами. Хотя позиция вице-премьера все же отличается от мнения главы правительства. Сергей Тигипко считает, что ужесточение сбора налогов нужно сочетать с реформой фискальной системы. «Поменяем (налоги. — Прим. ред.), а потом будем жестко спрашивать. В тюрьму кто-то может сесть, если будет платить в конвертах», — категоричен он.
Текст: Константин КРАВЧУК, Контракты. Фото - http://sbarnabas.com