Бізнес
Ринки та компанії
Монополисты прожигают себе путь каустической содой
В ближайшее время Украину ожидает частичный или полный запрет импорта на ряд сырьевых продуктов в интересах ООО «Карпатнефтехим». Первой может пострадать каустическая сода с низким содержанием хлорида.
Ограничение может быть введено уже в ближайшие дни. Задержка связана как с техническим обновлением состава МКМТ после недавних изменений в правительстве, так и поиском оптимального решения для ограничения импорта, включая пошлины и лицензирование. Об этом пишет UBR.
МКМТ возбудила расследование в начале февраля 2020, оно может длиться до конца года. Источники на рынке утверждают, что, не дожидаясь полноценного расследования, в МЭРТ активно лоббируется идея предварительных мер в виде ввозной пошлины или иных ограничений импорта. Последними может стать завуалированное под надзор ручное лицензирование МЭРТ импорта в Украину.
Постепенное ограничение импорта по разным видам товара со стороны МЭРТ является весьма перспективным шагом для ООО "Карпатнефтехим" (после введения ограничительных мер предприятие сможет добиться аналогичных уступок по другим товарам). Представители карпатского предприятия подтверждают, что получают максимальную поддержку со стороны МЭРТ: расследование движется чрезвычайно ускоренными темпами, и в целом процесс складывается в пользу жалобщика.
Ситуацию уже подробно освещали «Украинские новости», UBR и ряд других СМИ. Рынок весьма обеспокоен, что решение фактически затрагивает импорт со всего мира. В случае ограничений украинские потребители в одночасье теряют как действующие каналы поставок, так и возможные альтернативы, фактически оставаясь без каких-либо рычагов влияния на ассортиментную и ценовую политику ООО «Карпатнефтехим».
Уточним, что жалобщик требует ввести пошлины на импорт каустической соды, полученной мембранным и ртутным методами, а также диафрагменным с низким содержанием хлорида – до 2% (детально о разновидностях каустической соды и методах производства читайте по ссылке).
Как можно понять из обращения ООО «Карпатнефтехим», предприятие (существенную долю в котором имеет Игорь Коломойский) не возражает против импорта каустической соды, произведенной диафрагменным методом и имеющей высокий процент содержания примесей хлорида.
Но нелишним будет уточнить, что на упомянутый диафграгменный каустик (код ТН ВЭД 2815 12 00 10) уже давно действует антидемпинговая пошлина в размере 26%. Она была введена в мае 2016 года по инициативе ПАО «ДнепрАзот» (Днепродзержинск, Днепропетровская обл., производит диафрагменным методом) – другого предприятия, контролируемого Игорем Коломойским. Пошлина была введена МКМТ на основании выводов МЭРТ сроком на 5 лет – до мая 2021 года.
В контексте нынешней ситуации эксперты усматривают в обращениях ПАО «ДнепрАзот» и ООО «Карпатенфтехим» согласованные конкурентные действия: в обоих предприятиях существенную долю имеет Игорь Коломойский. По инициативе первого предприятия была введена пошлина на каустик по одному коду ТН ВЭД, а второе сейчас настаивает на введении похожих мер в отношении этого же товара по второму коду. При этом ПАО «ДнепрАзот» и ООО «Карпатенфтехим» занимают монопольное положение, являясь единственными предприятиями в Украине, производящими каустическую соду.
Мощности ООО «Карпатенфтехим» позволяют выдавать 200 тыс. т, а ПАО «ДнепрАзот» – 50-60 тыс. т этой продукции в год. Потребности же украинского рынка составляют более 200-220 тыс. т каустической соды в год. Таким образом, два предприятия, связанных с одним владельцем, могут полностью закрыть потребности внутреннего рынка.
Крупнейшими поставщиками этого товара в Украину последние несколько лет были российские ОАО «Каустик» и ВОАО «Химпром», чувашский «Химпром», ОАО «Башкирская содовая компания». Все они использовали диафрагменный метод производства каустика, что ранее позволяло им наполнять украинский рынок по достаточно привлекательным для потребителей ценам.
По наблюдениям аналитиков, после того, как в 2016 году по инициативе ПАО «ДнепрАзот» была введена 26%-ная пошлина на ввоз российской соды РД (диафрагменной), импорт не прекратился, зато структура его игроков со стороны РФ полностью изменилась.
В силу логистических причин и особенностей рынка импорт диафрагменного каустика был замещен на товар, производимый по ртутной и мембранной технологиям. Введением же пошлины ПАО «ДнепрАзот» (способное наполнить внутренний рынок лишь на четверть) не столько добилось для себя конкурентных преимуществ, сколько повысило цену на каустик для конечных потребителей.
А весной 2017 года – в преддверии запуска ООО «Карпатнефтехим» после длительного простоя – Украина расширила список российских компаний, которым запрещено ввозить свою продукцию на территорию страны. В заявлениях властей тогда четко прозвучал тезис о том, что продукцию данных предприятий планировалось заместить на мощностях комбината «Карпатнефтехим».
Повышение цен на украинском рынке, запущенное с подачи ПАО «ДнепрАзот», оказалось на руку для ООО «Карпатнефтехим». До введения упомянутой пошлины в размере 26% карпатскому предприятию, которое производит каустик по дорогой мембранной технологии, было бы сложно конкурировать с российским импортом.
Инициированные в прошлом прецеденты применения Украиной ограничительных мер на импорт каустика фактически в интересах двух отечественных предприятий обеспечили последним несколько лет преференций, которые они так и не использовали.
В случае если МКМТ поддержит монополистов, рынок ожидает повышение цен на каустик, что станет дополнительным неудобством для его потребителей – промышленных предприятий, приносящих в бюджет намного больше налоговых отчислений, чем отдельно взятый «Карпатнефтехим».
В этой ситуации, по мнению опрошенных участников рынка, импорт необходим в том числе и для того, чтобы сдерживать увеличение цен на товар со стороны национальных производителей-монополистов.
Автор: Федор Сергеев