НОВИНИ ДНЯ: У Зеленського відреагували на пропозицію РФ розділити Україну  Зеленський розповів, як Україна повертатиме Крим  Ідеальний рецепт на Новий рік 2025: як засолити будь-яку рибу за 15 хвилин  Перші дослідження ґрунту з темного боку Місяця розкрили нові факти  Удари ЗСУ вглиб Росії: експерт назвав цілі ракет ATACMS  Бойові дії в Україні можуть припинитися 2025-го: деталі від The Economist  Як приготувати найніжніші та найсоковитіші відбивні: допоможе цей секретний інгредієнтвсі новини дня
Бізнес
Економіка
31.03.2010 15954

Когда украинский бизнес-климат станет лучше африканского

Говорят, что в Украине ужасный бизнес-климат — административное давление чрезмерно, коррупция процветает, а предприятия уходят в тень. Но эта картина неполна. Ведь высокие риски совмещаются в нашей стране с большой доходностью бизнеса. Как, впрочем, и в других развивающихся странах. Если учесть высокие прибыли, может ли Украина рассчитывать на новый золотой дождь из инвестиций?

 

Золотой дождь

Украинские компании редко обнародуют данные о доходности инвестиций. Но когда это происходит, называемые цифры поражают воображение. «За год мы осуществили 60 выходов из бизнеса с доходностью (IRR) 45%», — рассказывал три года назад Евгений Войтко, управляющий директор KIG Capital Management. Это одна из самых крупных и закрытых украинских инвесткомпаний, которая на тот момент управляла активами бизнесмена Андрея Иванова и инвестировала средства в коммунальные предприятия, банковский сектор и недвижимость, преимущественно в Киеве. Не всем удается достичь таких высоких результатов. Однако рентабельность бизнеса в Украине выше, чем во многих странах, по крайней мере, чем у ближайших западных соседей. «Если взять отчеты Европейской ассоциации венчурного капитала (EVCA), то уровень возвратности инвестиций в СНГ, включая Украину, выше, чем в западных и центрально-европейских странах», — отмечает Алекс Мунтяну, управляющий директор по прямым инвестициям ИК Dragon Capital.


Конечно, в период финансового кризиса доходы компаний серьезно упали. «Это означает, что новые инвесторы могут не прийти в страну, поскольку больше нет возможностей зарабатывать суперприбыли, компенсирующие высокие риски и сложные условия ведения бизнеса в Украине», — полагает Тронд Моэ, президент Европейской бизнес-ассоциации (ЕБА) и глава киевского представительства норвежской Telenor. Но не все так просто. Проблемы с защитой прав собственности, громоздкое регулирование и коррупция существуют не только в нашей стране. Для многих инвесторов кризис является не столько препятствием, сколько благоприятной возможностью, ведь покупка активов в период, когда они дешевые, только повышает размер будущей прибыли. «Входить в бизнес нужно в нижней точке», — говорил Анатолий Чубайс, который сейчас возглавляет российскую госкорпорацию «Роснано», а ранее в течение 10 лет руководил энергетической монополией РАО «ЕЭС России». Тем более что, по оценке МВФ, экономика Украины уже начала восстанавливаться. Отпугнут ли сложные условия ведения бизнеса в Украине иностранных инвесторов?


Теневое полушарие
Вот несколько строчек из исследования Всемирного банка: «Процесс открытия бизнеса не является ни легким, ни дешевым. Чтобы основать бизнес, необходимо выполнить 9 процедур, которые занимают 50 дней и стоят 31% среднедушевого дохода». Подобные предложения часто звучат, когда СМИ описывают сложности ведения бизнеса в Украине. Но в данном случае речь идет о другой стране — Индонезии, которая считается одним из «новых азиатских тигров».


Бюрократизм, коррупция и теневая экономика процветают в большинстве развивающихся стран. Сходство проблем, которые стоят перед бизнесом и его клиентами в разных странах, поражает. К примеру, на Филиппинах для регистрации построенного жилого дома необходимо пройти 168 процедур в 53 учреждениях, что должно занимать от 13 до 25 лет, отмечал перуанский экономист Эрнандо де Сото в написанной в 2000 году книге «Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире». А если дом построен на сельскохозяйственной земле, нужно добавить еще 13 процедур и два года времени.
По многим параметрам ситуация в Украине даже лучше, чем в других странах. Согласно исследованию Эрнандо де Сото, в Перу процесс получения разрешений на открытие автобусного маршрута занимал 26 месяцев. В этой же стране львиная доля населения прожила в домах, которые построены или реконструированы без санкции властей с нарушением законов — так жили 53% горожан и 81% жителей сельской местности. Для Египта эти цифры были еще больше — соответственно 92% и 83%. Нелегальное строительство тормозит развитие рынка недвижимости и производства стройматериалов, поскольку нелегальные дома или захваченные самостоятельно земельные участки нельзя использовать в качестве залога.

 

Что отличает Украину
Чем на самом деле Украина отличается от других развивающихся стран, так это тем, что бизнес-климат в стране постепенно ухудшается. За последние три года Украина заметно опустилась в рейтинге легкости ведения бизнеса, который составляет Всемирный банк, — с 128-й позиции (из 175 стран) в исследовании Doing Business-2007 до 142-го места (из 183 стран) согласно Doing Busi­ness-2010.
Речь идет не только об административном вмешательстве в экономику. Развитию бизнеса препятствуют и макроэкономические условия. Общеизвестно, что в Украине в последние годы была относительно высокая инфляция. Однако в мире совсем немного стран, где потребительские цены росли так быстро в течение длительного времени. По данным МВФ, в 2004–2008 гг. среднегодовая инфляция на уровне выше 14% была зафиксирована только в 14 странах мира. В списке государств с высокой инфляцией у Украины не очень приятные соседи. Среди них враждебно настроенные по отношению к иностранным инвесторам Иран, Венесуэла, Мьянма и Зимбабве, а также страна, в которой фактически идет гражданская война, — Ирак.


Капитал стоит в Украине действительно дорого. Проведенное Контрактами исследование показало, что в Украине самая высокая доходность депозитов среди большинства развивающихся стран, что отражает не только высокую прибыльность бизнеса, но и серьезные проблемы банковской системы. Найти государство, в котором банки платят по депозитам столько же, сколько в Украине, не удалось. В других странах депозиты приносят доход, меньший минимум в 2–6 раз. К примеру, в Bank of the Philippine Islands, третьем по величине банке на Филиппинах, максимальная процентная ставка по вкладам в национальной валюте составляет 3,5% годовых. И на нее можно рассчитывать, только если принести в банк сумму, эквивалентную $110 тыс.


А в некоторых развивающихся странах ставки и вовсе близки к нулю. Гонконгское отделение британского банка HSBC предлагает депозиты в нескольких азиатских валютах. Максимальная процентная ставка по вкладам в таиландских батах составляет 0,1% годовых, в китайских юанях — 0,75% годовых, в японских иенах — 0,01% годовых.

 

Как привлечь инвестора
Интересно, что такие неблагоприятные в целом для экономики условия как раз и позволяли некоторым компаниям в Украине получать высокую прибыль. Ее источником было не повышение эффективности производства, а использование преимуществ от монополизации рынков и неконкурентной приватизации, позволялявшей дешево покупать активы. «Отдельные компании получали высокие прибыли ввиду недостатка конкуренции, поскольку слишком мало иностранных компаний инвестировали в Украину», — констатирует Тронд Моэ.
В результате глобального финансового кризиса конкуренция между странами за капитал значительно увеличилась. Высокие прибыли можно получить не только в Украине, но и в других развивающихся странах. «Средняя внутренняя норма доходности (IRR) за последние 20 лет превысила 20%», — говорится в выпущенном в 2009 году отчете IFC Asset Management, дочерней компании Международной финансовой корпорации (МФК). Компания была одним из первопроходцев инвестиционного бума в Китае и Индии. Шесть лет назад завесу над доходностью приоткрывал ЕБРР — за 1992–2002 гг. внутренняя доходность инвестиций составила в среднем 22% в год. Позже подобные данные не публиковались. Но доходность на развивающихся рынках  существенно не снизилась. Например, по информации ЕБРР, проект по модернизации российского Челябинского трубопрокатного завода предполагал минимальный уровень IRR 23%.


«Без изменения привлекательности нашего региона сложно рассчитывать на возвращение в блаженные 2006-й или 2007-й, потому что глобальная конъюнктура существенно ухудшилась. Но Украина вошла в период относительной политической стабильности, что является положительным фактором для инвесторов, чьи проекты связаны с долгосрочными вложениями. Заемный капитал, видимо, первым начнет понемногу возвращаться, за ним придут, будем надеяться, и прямые инвестиции. Когда это произойдет? Опять же во многом это зависит от нынешней власти, насколько она будет на деле, а не на словах, привержена реформам»,— полагает Алекс Мунтяну.
А рецепты улучшения бизнес-климата давно известны по примерам других стран. Ведь серьезные проблемы с защитой прав собственности и теневой экономикой еще 100–150 лет назад были не только у развивающихся стран, но и у тех, которые сегодня считаются эталонами либеральной экономики.


Текст: Константин Кравчук, Контракты

Оценка материала:

3.78 / 9
Когда украинский бизнес-климат станет лучше африканского 3.78 5 9
Бізнес / Економіка
31.03.2010 15954
Еще материалы раздела «Економіка»