Кабінет директора
Стратегические посиделки
Как идея смогла вдохновить двух подруг на строительство отеля без денег
Агентство PointeR Agency и женское сообщество WE ARE продолжают рубрику We Are Businesswomen историей совладелицы отеля «Мандарин» и ресторана «Морской кот» о том, как она зажглась идеей построить отель, не отступила и смогла поменять жизнь своей подруги и свою на 180 градусов.
Как все начиналось…
Движущей силой нашего предприятия стала идея. Идея построить гостиницу не вынашивалась годами, не анализировалась сутками напролет, она просто возникла. И поверьте, она совсем не вписывалась «обычным квадратом» в паркетный узор моей жизни. Это было нечто новое и совсем мне несвойственное, но я зажглась так, что пылаю до сих пор.
2005 год. Мне 25 лет. Я – сотрудник центрального офиса известного банка. Проще говоря, все у меня более чем нормально: живу в столице с достойной зарплатой и соцпакетом, вместе с мужем снимаем съёмную однокомнатную квартиру, с дальнейшими планами на ипотеку и карьерный рост. Все как у людей, но, как-то, грустно…
И вдруг – отпуск по профсоюзной путевке. Я выбираю Арабатскую Стрелку, база отдыха «Чайка-2». Видимо, сыграла ностальгия, ведь эти места – моя малая родина. И вот, загорая и купаясь в Азовском море, я понимаю, что возвращаться к своей обычной жизни в столице – совсем не хочу. Все самые лучшие перспективы пронеслись в моей голове – и совсем меня не обрадовали. И как озарение – пришла мысль: «Я должна остаться здесь, на море». Вот тогда и родилась идея о строительстве гостиницы.
Идея пришла сразу и в комплексе. Я мгновенно представила, что отель будем строить здесь, на Арабатской стрелке в Счастливцево, что партнёром станет мой друг Аня. И главное: я точно знала, что все произойдет очень быстро. Я вцепилась в эту идею, как в единственно возможную перспективу и смысл всей своей жизни. Тот момент стал переломным. Пришло понимание, что важно, а что нет; что истинно, а что ложно; что стоит продолжать, а что закончить навсегда; что моё, а что не моё. Отстоять свое новое миропонимание было очень сложно, период в стране был кризисный. Поддержку я, конечно же, в своем окружении не получила. Закончился отпуск. Брак развалился.
Ольга Шентябина, совладелица отеля «Мандарин» и ресторана «Морской кот»
1 августа я вернулась на работу, а 1 октября – уже ехала в поезде Киев-Херсон к маме: свободная, счастливая и без понятия с чего начинать, без стартового капитала, без земельного участка, без опыта строительства, без каких-либо предпосылок для начала бизнеса. Что у меня было: лучший друг и партнёр будущего бизнеса – Анна; у нас было по квартире, которые мы готовы были продать; поддержка и вера в нас наших мам; энтузиазм и, самое главное, понимание принципа установления границ для возможного.
Потом все происходило очень быстро и концентрировано. Курсы по бизнес-управлению, написание бизнес-плана, продажа квартир, выбор и покупка участка, создание проекта – и 10 апреля 2006 года мы заложили фундамент нашего отеля. Параллельно приходилось вести кучу бумажной работы и преодолевать разные бюрократические препятствия: заниматься оформлением сотен документов, справок и разрешений. Жили мы то у моей тёти, то у соседей, то в строительном вагончике: я, Аня и Маша – дочь Ани и моя крестница, 8 месяцев от роду. Так что все эти подвиги мы совершили втроём.
А ещё у нас был автомобиль: белая «восьмерка» со «стильной» тонировкой и вся гнилая. Каждый ее выезд ознаменовался новым приключением. Наш стартовый капитал был выручен от продажи квартир, и мы были уверены, что этого хватит. Но – не хватило, конечно же. Тогда решили продавать дачу, и даже каким-то чудом ее продали. Продали нашу «машину» – купили другую – AUDI 80 на транзитных номерах, потом продали и ее. После просили и получали помощь от наших мам, друзей. А ещё звенели мелочью в кармане в новолуние, не выносили мусор после захода солнца и активировали денежный сектор по фэн-шуй. И понятное дело, время от времени по очереди впадали в отчаяние.
Зато наш круг общения значительно расширился: строители, поставщики стройматериалов, архитекторы, работники бюрократической системы и соседи – такие же оптимисты, как и мы. Одним из соседей-энтузиастов оказался мой будущий муж Сергей. Он присоединился к нашей команде и приложил много усилий, взял на себя большую часть работ. За время строительства у нас родился первый сын.
Нашему прорабу Боре была поставлена задача: до лета 2006 года построить трехэтажное здание и сделать отделочные работы на первом этаже, чтобы наконец мы смогли запустить нашу гостиницу в работу. Боря улыбнулся и сказал: «Любой каприз за ваши деньги». И конечно, этот наш каприз не исполнился. Периодически заканчивались деньги. Намеченный план мы выполнили к осени 2007-го года. Потом деньги закончились совсем.
Было принято решение брать кредит. Чудом не взяли кредит в долларах. Отказались в последний момент. И нам дали кредит в «Ощадбанке» под залог здания, которое мы (ура!) все-таки сдали в эксплуатацию без отделки и даже простенков. Повезло. Наверное, сработал фэн-шуй. Нам дали целый миллион гривен. На то время (январь 2008 года) сумма в валюте составляла 200 тысяч долларов. Сумасшедшие деньги! И понеслась! С февраля до начала сезона мы сделали отделку двух этажей, купили мебель и технику, построили и укомплектовали столовую, баню, забор, стоянку и детскую площадку, оформили кое-какое озеленение и отдали часть долгов. Придумали название: пансионат «Мандарин»!
28 июня 2008 года у нас состоялся первый большой заезд. Закончилась история со строительством. И началась новая – история нашего становления, познания, первых проб и ошибок в сфере гостеприимства. Но об этом уже как-нибудь потом...
.