Політика
Україна
Канадский автобус в степях Украины: кто и зачем хочет пересадить наших школьников на очередные «автобляхи»
Народные депутаты от партии «Слуга народа» выступили с инициативой отменить государственный стандарт, регламентирующий требования к школьным автобусам. Это позволит бесконтрольно завозить в Украину списанные школьные автобусы из-за рубежа.
В СМИ попал проект обращения Сергея Колебашина и Сергея Бабака к Премьер-министру Украины. Нардепы от «Слуги народа» просят Дениса Шмыгаля «дать поручение самому себе тщательно проверить, отменить и переделать государственный стандарт, регламентирующий технические требования к школьным автобусам». По замыслу депутатов, это позволит закупать на бюджетные средства старые автобусы, отработавшие свое в других странах, например, в Канаде и США. Об этом пишет Дело.
Оценку инициативы депутатов по поручению Кабмина производили эксперты профильных и отраслевых ассоциаций.
«Отменять действующий стандарт ДСТУ 7013:2009, не разработав новый - недопустимо. Такое подход создаст неопределенный период времени, в течение которого в Украине будет происходить бесконтрольная реализация любых автобусов в целях школьных перевозок. Это ящик Пандоры - быстро найдутся бизнесмены, которые попытаются пересадить украинских школьников на очередные "бляхи" непонятного происхождения. То есть, с одной стороны, мы поставим под угрозу жизни наших детей, а с другой - лишим украинцев последних рабочих мест в автопромышленности», - считает Ефим Хазан, вице-президент ассоциации «Укравтопром».
По мнению экспертов, действующий стандарт действительно нуждается в пересмотре, поскольку с момента его принятия в 2009-м году прошло 11 лет, и в международные Правила ЕЭК ОНН был внесен ряд изменений. Однако, по словам Е. Хазана, сначала следует «обсудить и утвердить текст нового стандарта ДСТУ 2020, а только потом, отменять существующий ДСТУ 7013:2009»
Сегодня школьные автобусы выпускают шесть украинских автопроизводителей: корпорация «Богдан» на заводе в Луцке, «Эталон» в Чернигове, УкрАвто в Запорожье, «Черкасский автобус» в Черкассах и «Часовоярские автобусы» в Донецкой области. Поэтому утверждение авторов обращения о «монополии», существующей на рынке, не выглядит убедительным. О лоббировании интересов отдельных предприятий также не может идти речи, поскольку ДСТУ 7013:2009 только прописывает специфические требования по безопасности для школьных автобусов, единые на всей территории Украины и для всех без исключения производителей - как отечественных, так и зарубежных. Эти специфические требования касаются как конструкции автобуса, так и условий его эксплуатации: высота ступенек и сидений, расстояние между рядами, наличие ремней безопасности, подлокотников и мест для хранения портфелей, места со связью с водителем для сопровождающих лиц, дополнительная световая сигнализация с системой ограничения скорости и т.д.
Закупки автобусов для перевозки школьников происходят только через систему Prozorro из средств местных общин. Цена и объемы закупок - публичная информация, доступная общественности. По мнению производителей, отечественные автобусы лучше адаптированы к украинским дорогам и горючему, обслуживание и комплектующие - более доступны, что важно, учитывая специфику государственных закупок.
«Допуск к тендерам на поставку школьного транспорта б/у техники из других стран может иметь серьезные негативные последствия. Среди них - ухудшение экологии, увеличение числа ДТП с участием школьного транспорта из-за сомнительного состояния такой техники. Кто и где будет ремонтировать подержанную технику из Канады? Кто будет проверять техническое состояние автобусов перед началом эксплуатации в Украине - речь идет о транспорте для детей! Любой автодилер, который планирует реализовывать новую для рынка марку авто, сначала готовит инфраструктуру - создает сеть СТО, учит персонал, обеспечивает склады запасных частей. Допустим, где-то в Полтавской или Херсонской области, в каком-нибудь районном центре, выйдет из строя канадский автобус - каким образом и кто его будет ремонтировать?», - спрашивают в отраслевой ассоциации «Укравтопром».
Участники рынка надеются, что действующий стандарт просто обновят в соответствии с актуальными Правилами ЕЭК ООН. Поскольку его отмена превратит Украину в Кубу или Мексику, где десятилетиями эксплуатируются старые школьные автобусы из США и Канады.
Оценка материала:
Канадский автобус в степях Украины: кто и зачем хочет пересадить наших школьников на очередные «автобляхи»20.07.2020