НОВИНИ ДНЯ: Авіакатастрофа у Казахстані. Росіяни збили літак, так само як Іран Boeing МАУ, - ЗМІ  В РФ повідомили, з яким політиком готові "до консультацій" щодо війни в Україні  Свинина, тушкована з чорносливом: традиційний рецепт  Російський танкер із газом за 4 місяці обійшов пів світу, але не знайшов покупця  Мешканці більшості міст України стали гірше ставитись до діяльності мерів: опубліковано антирейтинг  Лукашенко розмріявся про десяток "Орєшніків" в Білорусі  Як приготувати домашню ковбасу в духовцівсі новини дня
Політика
Україна
06.05.2010 16156

Ищу спонсора: за сколько Украина готова продать свою политическую лояльность

Несколько лет назад кубинский лидер Фидель Кастро показал журналистам особый стол, находящийся в его офисе. В ящик этого стола уже в течение полувека складываются чеки, которые правительство США присылает в качестве платы за аренду расположенной на Кубе военно-морской базы Гуантанамо. Чеки не обналичиваются, потому что кубинские власти не согласны с существованием базы, обвиняя США в оккупации своей территории. Но если бы Куба и приняла американские деньги, это не помогло бы стране решить экономические проблемы: плата за базу составляет всего $4085 ежемесячно.


Сдай базу втридорога
Ошибки в порядке цифр нет — годовая аренда Гуантанамо и в самом деле стоит не больше среднего по цене джипа ($49 тыс.). Сумма арендной платы была установлена еще в 1930¬е годы минувшего века, но была мизерной и по тем временам. А площадь базы (около 120 кв. км) вполне сопоставима с размером территории, которую арендует российский флот в Крыму (максимальная из называвшихся цифр — 186 кв. км). При этом заключенный с Кубой в 1903 году договор аренды является бессрочным.
Сумма платы за Гуантанамо соответствует мировой практике. Размещение иностранных военных баз вовсе не такой уж доходный бизнес. Это объясняется просто: чаще всего базы располагаются на территории стран­союзников, а их открытие рассматривается как эффективный способ укрепления безопасности. Арендная плата при этом символическая или вообще отсутствует. Более того, некоторые государства даже сами платят за размещение иностранных баз на своей территории. Япония, приютившая свыше 50 американских военных объектов, тратит на их поддержание свыше $2 млрд ежегодно (эти расходы называются «бюджет симпатии»). Покрывают часть расходов американцев также Южная Корея и Италия. А попытка рассчитать стоимость аренды с использованием расценок коммерческой недвижимости оказалась бы разорительной для любого военного ведомства. К примеру, у США, по данным аргентинского исследователя Хуана Гельмана, в 2005 году было 737 военных баз за рубежом общей площадью свыше 22 тыс. кв. км. А весь бюджет Минобороны США — $680 млрд (на 2009–2010 финансовый год).
Поэтому сумма платы за размещение Черноморского флота в Крыму в 2010–2042 гг., которую Виктор Янукович оценил в $40 млрд (или $1,2 млрд ежегодно), является не просто огромной, а фантастической. Эта сумма почти в полтора раза превышает бюджет Минобороны России, которая входит в пятерку мировых лидеров по сумме военных расходов ($30,7 млрд в 2010 году). Относительный размер помощи Украине сопоставим с расходами США на восстановление европейской экономики после Второй мировой войны в рамках плана Маршалла. По данным английского историка Нила Фергюссона, на реализацию этого плана Вашингтон выделил 5,4% годового валового национального продукта (ВНП) США (за 1947 год). А размер предоставленной Украине скидки равен 3% годового ВВП России (за 2009 год).
Однако результаты помощи украинской экономике будут гораздо слабее, чем эффект от плана Маршалла. И дело не только в том, что значительные суммы сэкономленных денег не будут вложены в основной капитал, а осядут на оффшорных счетах или будут направлены населению в виде субсидий, а затем потрачены на потребление импортных товаров. Реальный размер скидки, которую получит Украина, далеко не так велика. Заключенное 21 апреля Виктором Януковичем и Дмитрием Медведевым соглашение обладает родовым признаком, свойственным большинству украинско­российских газовых договоренностей последних десятилетий: это бартерная сделка.


Что продал Янукович

Если судить по внешней стороне, то соглашение «газ в обмен на флот» вполне могло бы войти в качестве примера в учебники по маркетингу. Одна из сторон договора продала другой втридорога не столько долгосрочное право аренды военно-морской базы, сколько мечту — если не о «либеральной империи» (так определял цель России Анатолий Чубайс), то об «энергетической сверхдержаве» (выражение Владимира Путина). Военное значение и Севастополя, и Черноморского флота невелико. Корабли заперты в ограниченной акватории, выход из которой контролируется страной–членом НАТО (Турцией), а состав их больше напоминает плавучий музей военного антиквариата. Возраст большинства кораблей ЧФ превышает 25 лет. Воевать они могут разве что против Грузии, а для этого ни база в Севастополе, ни крупный флот не нужны.
Другая сторона — Россия — может также гордиться сделкой. Сначала она навязала Украине непомерно высокую стоимость газа, которая превышала цены для стран Западной Европы, а затем великодушно предоставила 30%-ную скидку — примерно такую же тактику, только с несоизмеримо меньшими ценами, регулярно применяют и владельцы бутиков дорогой одежды.
Однако реальная цена соглашения существенно меньше задекларированных $40 млрд. Жестоко пострадавшая от кризиса и технологически отсталая украинская экономика просто не смогла бы оплатить весь законтрактованный газ. В минувшем году после значительного повышения стоимости топлива промышленные предприятия резко сократили его закупку, в том числе и за счет перехода на альтернативные энергоресурсы. К примеру, цементные заводы уменьшили использование газа в четыре раза — с 1,7 млрд кубометров в 2008 году до 0,4 млрд куб. м в 2009-м. При этом, по данным Госкомстата, выпуск цемента уменьшился только на 36,3%. Сохранили объемы потребления только те покупатели, цены для которых остались на низком уровне, — население и тепловые котельные. Если бы российское топливо было по-прежнему дорогим, за несколько лет Украина могла бы построить терминал для приема сжиженного природного газа (СПГ), который можно купить дешевле в Катаре, Алжире и других странах.
Неизвестны пока и другие параметры сделки. Скорее всего, предметом договоренностей были не только цены на газ и базирование флота, но и проекты в других областях, в частности, атомной энергетике, авиа- и судостроении, а также политические уступки. «Ждите 17 мая», — изрек министр иностранных дел Константин Грищенко в ответ на вопрос, будут ли в ближайшие недели приняты новые судьбоносные решения в отношениях между Украиной и Россией. 17 мая — это дата нового визита Дмитрия Медведева в Украину. Еще одним родовым признаком газовых соглашений было создание схем, которые бы позволяли получать прибыль чиновникам — о них публика может не узнать вообще никогда.
В любом случае пока можно утверждать, что Украина предложила России один из своих главных экспортных продуктов — политическую лояльность. Ведь кроме соглашения по газу и флоту, украинское правительство сделало множество жестов для сближения с Россией, включая укрепление внутренней вертикали власти, заявления о планах согласовать учебники истории, а также обсудить возможность признания независимости территорий «замороженных конфликтов», то есть Абхазии и Южной Осетии. Политика получения финансовой помощи в обмен на политические уступки может быть вполне выгодна для украинской экономики. Страна получит не только скидку в цене газа, но и возможность увеличить экспорт товаров на огромный российский рынок, прежде всего машиностроительной и сельскохозяйственной продукции. Это ускорит рост экономики, ведь из-за низкого качества сбыть эти товары на других рынках трудно. В этой ситуации, вероятно, суверенитет Украины еще не раз окажется предметом торга.


Европа дает больше
Торговля политической лояльностью широко распространена в мире. И главным покупателем этого товара является вовсе не Россия, а развитые страны. Вот, например, структура государственных финансов Афганистана. В 2009–2010 финансовом году доходы бюджета были запланированы на уровне $1 млрд, а расходы — $3,3 млрд (данные CIA World Factbook). Разница должна быть покрыта за счет финансовой помощи с Запада. По данным правительства Афганистана, в 2001–2009 гг. развитые государства потратили на поддержку страны $36 млрд (эта сумма не учитывает расходов на содержание иностранных воинских контингентов в Афганистане). Покупка лояльности племенных лидеров позволяет войскам стран НАТО обходиться намного меньшими потерями, чем советские войска в 1979–1989 гг. Получая финансовую помощь, правительство Афганистана без проблем соглашается на выполнение требований развитых стран, в частности на проведение выборов. Или же местные власти просто создают видимость демократичных выборов, таким образом скрыто расширяя свой реальный суверенитет.
Помощь получают не только государства, находящиеся под военным контролем развитых стран. Последние активно поддерживают реформы в Грузии. Дефицит госбюджета страны в 2010 году запланирован на уровне $900 млн (расходы — $3,8 млрд, доходы — $2,9 млрд), он будет покрыт в основном за счет внешних займов ($690 млн) и грантов ($260 млн).
Активными покупателями политических уступок являются и богатые развивающиеся страны, особенно обладающие сцементированной властной вертикалью экспортеры энергоресурсов. Россия — в первых рядах среди них. Экономия Беларуси от льготных условий поставок энергоносителей из России составляет $4,2 млрд — так оценил объемы текущей помощи стране Владимир Путин. Наращивать влияние в Африке стремится богатая нефтью Ливия, которая выделяет помощь бедным соседям. Политику привлечения политических партнеров за счет поставок энергоресурсов ведет и Венесуэла.
Однако политические контракты с этими странами не всегда оказываются самыми выгодными. Европейский союз потенциально способен предложить Украине гораздо больше. ЕС безвозмездно выделяет своим новым членам огромные суммы на обновление транспортной инфраструктуры, улучшение охраны окружающей среды, образования и другие цели. План финансирования фондов структурной адаптации и интеграции ЕС (EU Structural and Cohesion Funds) на 2007–2013 гг. составлял EUR308 млрд, а крупнейшим получателем средств была Польша (EUR59,6 млрд). Возможно, доступ к этим деньгам и является настоящей целью евроинтеграции для украинских чиновников. Однако пока ЕС занят внутренними проблемами и, похоже, устал от Украины. Поэтому закономерно, что на данном этапе власти решили продать лояльность Москве. Тем более конкурентоспособность прочих товаров, которые Украина способна предложить другим странам, как правило, низка. Главное, чтобы восстановление дружбы с Россией помогло укрепить экономику. Иначе рано или поздно Украине придется продавать нечто иное — как Северная Корея, которая обменивает продовольствие на снижение ядерных рисков для окружающих стран. Атомных реакторов у нас ведь много?

Текст: Константин Кравчук

Оценка материала:

3.80 / 5
Ищу спонсора: за сколько Украина готова продать свою политическую лояльность 3.80 5 5
Політика / Україна
06.05.2010 16156
Еще материалы раздела «Україна»